РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по курсам повышения квалификации
«Организация инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования людьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»
Федорова Екатерина Анатольевна
Ф.И.О. слушателя
Задание №1
Заполните таблицу. Покажите, какие локальные акты в вашей организации регламентируют следующие вопросы:
№п/п | Направления организации инклюзивного профессионального образования | Локальные акты |
1. | Разработка адаптированных образовательных программ | Адаптированные образовательные программы |
2. | Организация безбарьерной среды | Приказ № 115-1/ПД «О создании центра поддержки инклюзивного образования ГАПОУ СМПК» |
3. | Паспортизация объектов | Устав колледжа |
4. | Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся | Положение о центре поддержки инклюзивного образования государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж |
5. | Организация приема лиц с ограниченными возможностями здоровья | Положение об организации образовании детей с ОВЗ |
6. | Организация промежуточной и итоговой аттестации, подготовка фондов оценочных средств | Положение о допуске к ГИА, Положение о формах и порядке проведения промежуточной аттестации |
|
|
Задание №2
Задание 1. Соотнесите понятия и их определения
1 | Дефект | 12 | Измельчание. Процесс, обратный акселерации, характеризующийся замедленным психическим и физическим развитием детей |
2 | Логопат | 3 | мозговой |
3 | Церебральный | 5 | воспаление оболочек головного и спинного мозга |
4 | Педагогическая запущенность | 4 | отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения. |
5 | Менингит | 1 | физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребенка |
6 | Компенсация | 7 | негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога |
7 | Дидактогения | 10 | легкая степень умственной отсталости |
8 | Депривация | 6 | перестройка имеющихся функций для возмещения нарушенных |
9 | Девиация | 2 | человек с дефектной речью |
10 | Дебильность | 11 | Заболевание головного мозга, при котором в следствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей) |
11 | ДЦП | 9 | отклонение в поведении человека от общепринятых норм. |
12 | Децелерация | 8 | недостаточное удовлетворение основных потребностей. |
13 | Онтогенез | 14 | раздел патологии. Изучает взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме |
14 | Патогенез | 13 | процесс развития индивидуального организма, формирование основных структур психики |
|
|
Задание №3
Рассмотрите техническое средство и определите (укажите стрелкой), к какой группе оно относится.
Задание №4
Составьте список недостатков и достоинств организации дистанционного обучения с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Обоснуйте свой ответ.
Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается — берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере.
В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.).
Недостатки:
При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей педагога в учебном процессе; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.
Кроме того, обучая «особых» детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Задание №5
Предложите несколько пунктов в данную таблицу
Ошибки подростков
Меньше взаимодействия с учителем, но сложнее изучить новую тему. Поневоле на дистанционном обучении оказывается вся семья. Но ведь не все родители имеют педагогическое образование и помнят назубок школьную программу! И многие отнюдь не компьютерные гении, чтобы легко разобраться в обучающих сайтах, которые зависают... Это общая проблема, не только детей с ОВЗ. Ошибки родителей
|
|
Ошибки родителей
При дистанционном обучении нет возможности кому-то что-то навязать. Усталость, головная боль, плохое настроение или связанное с чем-то раздражение, – не проходят. Через экран трудно командовать, заставить или наказать, потрясти за плечо или воззвать к совести. У каждого есть «оберег» - «покинуть беседу». Поэтому все относится к делу – ни лишних слов, ни движений. Только учитель, ученик и 40 минут урока, потраченных чисто на образовательный процесс. Конечно, общение в чате или разговоры по душам во внеучебное время никто не ограничивает.