Положение об организации. - правовой акт, определяющий статус, организационную структуру, цели, характер и порядок деятельности созданного юридического лица

Устав

- правовой акт, определяющий статус, организационную структуру, цели, характер и порядок деятельности созданного юридического лица.

Учредительные документы юридического лица должны содержать наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц (например, предмет и цели деятельности).

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и ус­тава, либо только учредительного договора. Юридическое лицо, не являющееся коммерче­ской организацией, в случаях, предусмотренных законом, может действовать на основании положения об организациях данного вида.

Общие положения об уставе содержатся в части первой Гражданского кодекса РФ. Ста­тья 52 ГК РФ определяет, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учре­дительного договора и устава, либо только учредительного договора. Юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положе­ния об организациях определенного вида.

Устав организации утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учреди­телем.

В уставе организации должны определяться: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В уставах неком­мерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

Закон об акционерных обществах в ст. 11 устанавливает, что устав общества является уч­редительным документом общества. Требования устава общества обязательны для исполне­ния всеми органами общества и его акционерами.

В уставе акционерного общества должны быть отражены:

· полное и сокращенное фирменные наименования общества;

· местонахождение общества;

· тип общества (открытое или закрытое);

· количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

· права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

· размер уставного капитала общества;

· структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими ре­шений;

· порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифи­цированным большинством голосов или единогласно;

· сведения о филиалах и представительствах общества;

• иные положения, предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах».

В соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью устав обще­ства с ограниченной ответственностью должен содержать:

· полное и сокращенное фирменное наименование общества;

· сведения о местонахождении общества;

· сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, состав­ляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о по­рядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по ко­торым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

· сведения о размере уставного капитала общества;

· сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;

· права и обязанности участников общества;

· сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

· сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

· сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обще­ством информации участникам общества и другим лицам.

Уставы акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью могут со­держать и иные положения, не противоречащие федеральному законодательству.

Законы Российской Федерации, регулирующие порядок создания организаций других организационных форм, содержат соответствующие положения о требованиях к уставу ор­ганизации того или иного типа.

По Закону об акционерных обществах, по требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему. Общество обя­зано предоставить акционеру по его требованию копию действующего устава общества.

Внесение изменений и дополнений в устав акционерного общества или утверждение ус­тава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих ак­ций, принимающих участие в общем собрании акционеров, или на основании решения об­щего собрания акционеров, принятого большинством голосов принимающих участие в об­щем собрании акционеров, или решения совета директоров (наблюдательного совета) обще­ства, принятого единогласно.

Внесение в устав общества изменений, связанных с уменьшением уставного капитала общества, принимается общим собранием акционеров.

Внесение в устав акционерного общества изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества и решения совета директоров (наблю­дательного совета) общества об утверждении итогов размещения дополнительных акций. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация физических лиц осуществляется в соответствии с Феде­ральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (регистрирую­щим органом).

Сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иные све­дения о юридических лицах и соответствующие документы регистрирующим органом включаются в государственный реестр.

Закон определяет также перечень документов, представляемых юридическим лицом в ре­гистрирующий орган при создании, реорганизации или ликвидации организации. В частности, при создании юридического лица в состав этих документов входят учредительные документы {учредительный договор и/или устав) - подлинник или нотариально заверенная копия.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной ре­гистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения запи­си в государственный реестр, или не позднее пяти дней - отказ в государственной регистра­ции юридического лица. Решение об отказе должно быть обоснованным. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Отметка о государственной регистрации созданной организации проставляется на ти­тульном листе устава организации.

Устав оформляется на стандартных листах бумаги формата А4. Текст устава состоит из разделов, имеющих заголовки и нумеруемых арабскими цифрами. На титульном листе уста­ва указывают: вид документа (УСТАВ), организационно-правовую форму юридического лица, его индивидуальное название, место составления документа, гриф утверждения уста­ва учредителями или участниками (вверху справа). На подлиннике устава регистрирующий орган вверху слева проставляет отметку о регистрации устава.

Гриф утверждения на уставе заверяется печатью организации. Печатью органа государ­ственной регистрации заверяется отметка о регистрации.

Нормативными правовыми актами установлены типовые и примерные формы уставов организаций и предприятий различных организационно-правовых форм.

- правовой акт, определяющий статус организации, ее задачи и функции, права, ответственность, порядок деятельности. На основании положения действуют государственные и муниципальные бюджетные некоммерческие организации. В первую очередь это органы власти и управления.

Положение об учреждении оформляется на общем бланке. Обязательными реквизитами являются: наименование вышестоящего органа, наименование организации, название вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения, печать

Статья 52 Гражданского кодекса РФ определяет, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об орга­низациях определенного вида.

На основании положений действуют также филиалы коммерческих и некоммерческих организаций, их отделения, представительства.

Положения об организациях могут быть типовыми, примерными, индивидуальными. Типовые и примерные положения разрабатываются для подведомственных организаций, от­делений, филиалов, представительств, занимающих равное положение в иерархии органов управления и осуществляющих одинаковую деятельность, Типовые и примерные положе­ния служат основой для разработки индивидуальных положений.

Юридическую силу положение об организации получает после утверждения его вы­шестоящей организацией. Как правило, утверждение положения об организации прово­дится распорядительным документом (приказом, распоряжением, постановлением) вы­шестоящего органа управления. Положение об организации может утверждать непосред­ственно руководитель вышестоящей организации без издания распорядительного доку­мента.

Положение об организации оформляется на стандартных листах бумаги. Обязательными реквизитами положения об организации являются: гриф утверждения вышестоящего орга­на, название вида документа, составляющее одно целое с заголовком к тексту. Гриф утвер­ждения заверяется печатью вышестоящей организации.

Не существует нормативно установленных требований к содержанию положения об ор­ганизации. Текст положения об организации может включать следующие разделы:

· Общие положения.

· Основные задачи.

· Функции.

· Права и обязанности.

· Руководство.

· Взаимоотношения.

· Контроль, проверка и ревизия деятельности.

· Реорганизация и ликвидация.

В разделе «Общие положения» содержатся официальные полное и сокращенное наиме­нования организации, определяются цели и основания ее создания с указанием наименова­ния, даты и номера соответствующего правового акта, указывается, чем руководствуется ор­ганизация в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, какие печати и офи­циальные бланки имеет.

Раздел «Основные задачи» формулирует цели деятельности организации или проблемы, которые призвана решать организация и которые определяют характер и основные направ­ления ее деятельности.

В разделе «Функции» перечисляются действия или виды работ, которые должна выпол­нять организация для решения поставленных перед ней задач.

Раздел «Права и обязанности» содержит перечисление прав и обязанностей, которыми наделяется организация в лице ее руководителя. Право - это юридически узаконенная воз­можность запрещать или требовать выполнения каких-либо действий. Права устанавлива­ются в объеме, необходимом для реализации возложенных на организацию функций. К пра­вам относятся:

право на издание распорядительных и нормативных документов;

право на ведение переписки;

право давать распоряжения и указания подчиненным подразделениям и лицам;

право представительствовать в вышестоящих и иных органах;

право запрашивать информацию и др.

В числе обязанностей перечисляются действия, которые организация должна выполнять для реализации своих функций.

В разделе «Руководство» устанавливается, кем осуществляется руководство организаци­ей, на каких принципах, кем назначается и освобождается от должности руководитель, а также сфера его компетенции.

Раздел «Контроль, проверка и ревизия деятельности» устанавливает, кем осуществляют­ся контроль, проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности, их периодич­ность или сроки, порядок представления итоговых документов.

В разделе «Реорганизация и ликвидация» устанавливается, в каком порядке и кем осуще­ствляется реорганизация и ликвидация организации.

5.2.4. Положение о структурном подразделении (коллегиальном и совещательном органе – комиссии, совете, правлении, совещании)

- это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений и иных органов.

Положения разрабатываются как для постоянно действующих коллегиальных и совеща­тельных органов, так и для временно действующих.

Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые поло­жения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. При наличии типового, конкретные положения разрабатываются на его основе.

Положения о подразделениях оформляется на общем бланке организации, утверждают­ся руководителем организации, подписываются руководителем подразделения или, соответ­ственно, руководителем коллегиального или совещательного органа. Положения о подраз­делениях могут утверждаться распорядительным документом (постановлением, приказом, распоряжением), если одновременно с утверждением документа необходимо дать поруче­ния, связанные с его применением.

Обязательными реквизитами положения о подразделении являются: наименование орга­низации, гриф утверждения, место издания, наименование вида документа с заголовком к тексту, текст, подпись, визы. Положения о структурных подразделениях визируются руково­дителем службы кадров, юристом, заместителем руководителя организации, курирующим данное подразделение, а также руководителями других структурных подразделений, с кото­рыми данное подразделение взаимодействует в работе.

Текст положения о подразделении состоит из разделов:

· Общие положения.

· Основные задачи.

· Функции.

· Права и обязанности.

· Ответственность.

· Взаимоотношения.

Если структурное подразделение состоит из подразделений (секторов, отделов, групп, бюро и др.), в положение о таком подразделении после раздела «Основные задачи» включа­ется раздел «Структура», а на каждое подразделение в составе крупной структурной едини­цы разрабатываются самостоятельные положения.

В разделе «Общие положения» указываются: полное официальное наименование под­разделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя под­разделения, наличие у подразделения печати.

В разделе «Основные задачи» формулируются цели, стоящие перед подразделением, или проблемы, которые призвано решать подразделение в своей деятельности.

В разделе «Функции» устанавливаются виды работ, которые должно выполнять подраз­деление для осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.

В разделе «Права и обязанности» перечисляются действия, которые обязано осуществ­лять подразделение в лице его руководителя для выполнения возложенных на него функ­ций.

Раздел «Ответственность» устанавливает виды дисциплинарной, административной и, при необходимости, уголовной ответственности, которую может нести руководитель под­разделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей.

В разделе «Взаимоотношения» регламентируются информационные и документационные потоки подразделения, основные документы, создаваемые им, а также указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую инфор­мацию получает и представляет подразделение, периодичность и сроки представления; в ка­ком порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.

Положение о коллегиальном или совещательном органе разрабатывается для регламен­тации деятельности коллегиальных и совещательных органов учреждения, выполняющих функции руководства. В зависимости от организационно-правовой формы учреждения, ор­ганизации, предприятия это может быть положение о Совете директоров, положение о прав­лении (в акционерном обществе), положение о коллегии (в органах власти и управления), положение о Научно-техническом совете, положение об Ученом совете, положение о посто­янно действующем совещании при генеральном директоре и др.

Положение о коллегиальном или совещательном органе определяет статус органа, сферу его компетенции, состав и принципы формирования (назначение, избрание членов), полно­мочия членов, порядок проведения заседаний и порядок принятия решений, ответствен­ность членов коллегиального или совещательного органа за принятые решения и некоторые другие вопросы.

Положение о коллегиальном органе управления утверждается высшим органом управле­ния организации, положение о совещательном органе утверждается руководителем органи­зации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: