Недостаточный клиренс в виражах | Увеличьте преднатяг пружин спереди и сзади |
При торможении заднее колесо резко поднимается, мотоцикл нестабилен | Уменьшите преднатяг пружины задней подвески |
При торможении переднее колесо резко блокируется | Увеличьте преднатяг пружин передней подвески |
При ускорении мотоцикл мотает из стороны в сторону | Увеличьте преднатяг пружин задней подвески |
При ускорении на неровностях дергается руль | Уменьшите преднатяг пружины передней подвески |
Неровности мотоцикл проезжает жестко, подпрыгивает | Откройте клапан отбоя на 1–2 щелчка |
Подскакивания при ускорении в виражах, недостаточное сцепление, склонность к «дроблению» | Откройте клапан медленного сжатия на 1–2 щелчка |
Мотоцикл просаживается, подвески сильно прожимаются на мелких неровностях | Закройте клапан медленного сжатия на 1–2 щелчка |
Мотоцикл плохо слушается, нестабильно и нервно ведет себя на отскоке, склонен к раскачке | Закройте клапан отбоя на 1–2 щелчка |
Мотоцикл нестабилен в быстрых поворотах, подвеска на кочках и виражах прожимается до упора | Закройте клапан быстрого сжатия на 2–3 щелчка |
Жесткое, некомфортное поведение при сжатии подвески | Откройте клапан быстрого сжатия на 2–3 щелчка |
Чаттер переднего колеса | Уменьшите уровень масла в вилке |
|
|
ПРУЖИНЫ. Регулировку начнем с проверки предварительного натяжения пружин (понадобится помощник).
- Намечаем на корпусе мотоцикла точки для замеров. Спереди это может быть нижняя кромка нижней траверсы, сзади любая точка на обтекателе или раме непосредственно над осью заднего колеса.
- Вывешиваем мотоцикл так, чтобы подвески были в полностью разжатом состоянии и замеряем расстояние между контрольными точками и осями заднего и переднего колес, соответственно З 1 и П 1.
- Опускаем мотоцикл на землю, чтобы подвески сжались под его весом, и снова замеряем расстояние, получая З 2 и П 2.
- Садимся на мотоцикл в нормальном положении, ставим ноги на подножки (при этом можно слегка опереться о рукой о стену или попросить второго помощника подержать мотоцикл). Помощник замеряет З 3 и П 3.
Помните, что регулировка не делает пружину (и подвеску) жестче и нужна для установки правильного положения мотоцикла относительно дороги. Тем не менее, сильно затянутая пружина может плохо отрабатывать мелкие неровности и делать управляемость нервной. Иногда пружины приходится менять (обычно со стоковых на более жесткие). Основное показание к замене — полностью используемый рабочий ход подвески при заданном начальном (см. выше) преднатяге. Определить диапазон перемещения подвески поможет пластиковый хомутик, надетый на перо вилки (шток амортизатора). Прокатитесь в предельных режимах (на виражах, по кочкам и плавным волнам асфальта, с интенсивными торможениями): если при сжатии подвески остается запас хода 10–15 мм, пружины оптимальны, если он больше, но вас все устраивает, можно оставить как есть, если меньше — стоит установить более жесткие пружины.
|
|
После регулировки пружин устанавливаем базовые настройки амортизаторов (из инструкции). Выберем дорогу с разнообразными поворотами и неровностями. Проедем по ней несколько раз и зафиксируем свои впечатления. Очень важно понять, что именно вам не нравится и записать это. Если же все устраивает, не стоит зря тратить время на поиски непонятно чего. Лучше заняться чем-то более полезным или приятным.
АМОРТИЗАТОРЫ. Основные ориентиры для настройки амортизаторов приведены в таблице. Остановимся на регулировке быстрого сжатия, сравнительно недавно появившейся на серийных мотоциклах. Она позволяет подстраивать работу амортизатора под дороги с мелкими неровностями. Отпуская винт регулировки, вы позволяете амортизатору легко перемещаться на небольшое расстояние и «съедать» неровности, увеличивая время хорошего контакта колеса с дорогой. При этом основные регулировки амортизатора, рассчитанные на работу во время разгона, торможения и прохождения поворотов не затрагиваются. На ровных трассах регулировка быстрого сжатия, как правило, затягивается почти до предела.
Никогда не доводите регулировки до крайних значений. Если вы в этом видите необходимость, значит, у мотоцикла не все в порядке (например, залито масло не той вязкости) или он для вас просто не подходит (что встречается гораздо реже). За один раз настраивайте только одну регулировку. Записывайте все, что делаете и в том числе ваши ощущения от тестовой поездки. Если вам показалось, что вы нашли хорошую комбинацию, верните настройки к базовым и еще раз убедитесь, что ваш вариант действительно работает лучше.
отбой (зеленая стрелка), преднатяг пружин (красная)
сжатие.
Сжатие — ход подвески, при котором упругие элементы и амортизаторы сжимаются.
Отбой — ход подвески, при котором упругие элементы и амортизаторы разжимаются.
Предварительное натяжение пружины — усилие, с которым сжата пружина в элементе подвески в состоянии покоя.
Сжатие — compression (часто на вилках и амортизаторах пишут «С» или «Comp»)
Отбой — rebound («R» или «Reb»)
Преднатяг пружины — Preload
Жестко — Hard или «H»
Мягко — Soft или «S»
Чаттер - вибрации колес из-за частой потери/восстановления сцепления