Развитие композиционного видения для решения учебных задач при выполнении натурной постановки мирхасанов Р. Ф

По мнению автора, при выполнении натурной постановки большую роль играет композиция изображения, от которого зависит общее впечатление от произведения изобразительного искусства. В своей статье автор обосновывает необходимость развития композиционного видения для эффективного решения поставленных задач.

According to the author, at performance of natural statement the big role is played by image composition from which general impression depends on work of the fine arts. In the article the author proves need of development of composite vision for the effective solution of objectives.

 

В творческом понимании «композиция» - это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано изображение, зависит первое впечатление «сигнал», «выстрел» в виде красивых цветных и тональных пятен, «цезур», линий, общее впечатление от произведения изобразительного искусства.

 КОМПОЗИЦИЯ И УЧЕБНАЯ РАБОТА

В учебной работе слово «композиция» означает выполнение элементарных начальных упражнений, правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата. Итогом правильно выполненной работы является найденное образное решение для любой живописной работы, даже если эта работа учебная. Разделение понятий «композиция» и «компоновка» носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы. Композиция – это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции – это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья. Композиция напрямую влияет на образное решение живописной или графической работы. В среде художников существует даже выражение «интеллектуальная живопись». Мысли, облеченные в графическую форму или живописную, и выражающие идеи художника, глубина и сложность рождающихся образов - это композиция.

Композиция как отдельный специальный предмет входит в число учебных дисциплин в вузах и имеет важнейшее значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности.

 Некоторые студенты игнорируют занятия композицией, делая упор на этюдную работу. Учитывая малый жизненный опыт и отсутствие интереса к чтению и юный возраст студентов, результат такой учебы был плачевным при наступлении времени «Ч» - диплома «малого» и работы над дипломом.

Композиционная деятельность (в моем понимании) - это интеллект, знания, культура художника. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы. И если погрешности в рисунке, живописи простительны и решаемы с тренировкой, то композиционные погрешности в учебных работах, а тем более в творческих невозможны.

Рассмотрим композицию еще в одном значении, еще в одной функции — как учебный предмет. Творческий подход к учебной работе приветствуется в стенах учебного художественного заведения. Композиция очень важна, но часто в учебных натюрмортных постановках, постановках обнаженной натуры студентами-художниками просто игнорируется.

 Студенты удивляются, что если в учебную двух-фигурную постановку, внести детали, характерные для медицинского учреждения, то получается бытовая сценка «В медицинском кабинете» или «На приеме у врача». Натюрморт может меняться, получать «мажорное» или «минорное» решение при усилении общей тональности, изменения общего колорита.

Студенты часто не знают, что можно и нужно двигать предметы, меняя пластические линии и ходы. Очень помогает предмет «формальная композиция и абстрагирование», существующий в некоторых вузах, объяснять изменения ритмического рисунка, музыкальности в пластике и т.д.

 Внимательный зритель увидит в учебных работах Брюллова, Лосенко подтверждение того, что учебный рисунок существовал для композиций, перерастал в лучших проявлениях, у лучших студентов того времени в композиционный рисунок.

По словам известного казанского художника-монументалиста Р.З. Фахрутдинова, преподаватель мастерской монументальной живописи института им. Репина А.А. Мыльников приветствовал, когда студенты вносили в учебную работу творческую ноту. Обычная натурная постановка стоящей женской фигуры превращалась в образ греческой богини Афродиты, когда студент писал на холсте несуществующее в натуре яблоко «от Париса».

 Преподаватели почти всегда вносят формальную задачу, идею, смысл в натурную постановку и задача и показатель мышления студента - умение отгадать ход мысли преподавателя. При этом талантливый, умный студент может найти свое необычное решение творческой задачи. Считается, что композиция как учебный предмет появилась значительно позже, чем такие дисциплины, как рисунок и живопись.

Некое отставание преподавания композиции в российской императорской академии художеств как учебного предмета многие исследователи, связывают с тем, что сочинение картины признавалось творческим, индивидуальным и очень сложным, недоступным широкой массе учащихся изобразительному искусству. В итоге изучения композиции в российской императорской академии художеств, учеником создавалась картина по библейским и мифологическим сюжетам. Позже появились учебные композиционные работы на сказочные и свободные темы. В императорской академии учили «школе» (рисовать и писать красками с натуры), а сочинение эскиза, выполнение на его базе картины являлось итогом обучения. Более позднее, чем предмет рисунок и живопись, формирование композиции как самостоятельной учебной дисциплины обусловлено сложностью, субъективностью понимания этого вопроса.

Учебный предмет «Композиция» ставит своей целью: обучение, воспитание студентов в области композиции в изобразительном искусстве, развитие их творческих способностей, повышение познавательной активности. ИНТУИЦИЯ И АНАЛИЗ

Просто и доступно, но так гениально выражал мысли Чистяков: «Начинать и заканчивать по таланту, а в середине работать тупо». Первый этап художественного творчества — интуитивный, следующий этап требует анализа сделанного. Соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, законченное произведение. Анализ своей работы возможен при накопленном богатом багаже технических, теоретических знаний о художественном ремесле. Должна быть выполнена под руководством преподавателя и самостоятельно работа по композиционному и технологическому анализу лучших образцов мировой живописи. Графический анализ композиции и копирование живописи и графики – это багаж художника. Анализ своей работы начинается с того, что необходимо верно оценить то, что сделано по чувству. Неспроста эскизы почти всегда лучше работы, выполненной по эскизу. Часто можно наблюдать, как студенты бросают интересные замыслы, и так же часто выполняют напрасный труд на лишенные смысла затеи.

Проявление одаренности художника – интуитивность. Вспомните знаменитую ворону на снегу, увиденную В.А. Суриковым. Так возник образ боярыни Морозовой. Ю.А. Шишков (преподаватель мастерской МГАХИ им. Сурикова) говорил, что есть подход к работе «плохой – живописный». Восхитился - начал работать - бросил. Есть подход к работе хороший - монументальный «знать в начале работы то, какой она будет в конце». Двигаясь от содержания к форме, анализируя то, что было выполнено им интуитивно, художник устанавливает не только формат композиции, но и сам мотив ее и даже средства исполнения. Сумев проанализировать то, что выполнено было интуитивно, художник может найти пути как, в каком направлении продолжать работу. Можно отложить работу, отвернуть ее к стене. Выждать некоторое время. Так поступал великий Тициан. Итак, возможная схема творческого процесса: интуиция - анализ - интуиция. Ибо искусство и начинается, и кончается, да и воспринимается чувством. Объяснить творческий процесс можно с помощью анализа.

РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО ЧУТЬЯ И ВИДЕНИЯ

 1. В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать работы старых мастеров и пытаться понять формальную сторону в построении их картин и настенной живописи.

2. Анализировать в графической технике (линия) композицию шедевров мировой живописи. Искать в работах классиков изобразительного искусства линейную пластику, певучую «музыкальность» линий.

3. Анализировать в графике (пятно тени и света и линия) композицию шедевров мировой живописи. Разбить изображение на 3 тональности: свет, полутень, тень. Получить изображение анализа композиции в виде пятен 3 тональностей.

4. Рассматривать различные объекты, группы предметов, происходящие с этими предметами изменения. Необходимо выделять главный объект, центр, а окружение будет служить для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такой зрительной работы над окружающей средой можно развивать композиционное видение. Подобные упражнения выполнялись великими мастерами ежедневно. По сохранившимся свидетельствам современников результаты зрительной работы фиксировались на песке, на ногтях пальцев рук, в блокнотиках. Упражнение можно проделывать дома, на улице, в транспорте.

5. Составить вылепленные из глины или пластилина фигурки в созданном интерьере и освещать их различным образом. Так поступал, работая над композицией, Н. Пуссен.

6. Компоновать, накладывая в заданный формат методом аппликации, вырезанные из бумаги фигурки, деревья, дома и т.д.

7. Вписать в формат любое пятно, точку, несколько точек различной тональности, отрезки линий на бумаге. Получить композицию пятна. Любое абстрактное пятно, ограниченное рамой формата, таким образом, будет называться композицией или компоновкой.

 8. Представив какой-либо предмет по памяти или воображению, вписать его в воображаемую рамку (формат листа) или, наоборот, в воображаемую рамку поместить рисунок предмета. 9. Выполнить упражнение с уже вписанными в формат объектами (абстрактными или реально существующими). Образное решение зависит и от того, как вписаны в формат объекты. Объекты изображения подняты вверх - поставлены на «пъедестал стола» - образ возвышенный, своеобразная хвалебная ода прекрасному. Если объекты находятся внизу формата - верх свободен, линия горизонта низкая, то возникает образ бескрайнего простора, образ свободы и т.д.

10. Анализировать лучшие образцы мировой живописи, пытаясь менять формат (двигая нижнюю, верхнюю горизонталь рамы, правую, левую вертикаль холста).

 11. Анализировать изменения в композиции классических образцов живописи и графики при удалении активного цветового и тонального пятна.

12. Компоновать натурную постановку (натюрморт) в графической технике на формате (50 мм по большой стороне).

13. Компоновать натурную постановку (поясной портрет с руками).

14. Компоновать учебную постановку (двойная натурная постановка).

15. Компоновать учебную постановку (фигура в интерьере).

16. Компоновать так, чтобы изображаемые объекты невозможно было убрать, добавить или переместить без ухудшения общей целостной гармонии и ухудшения образной составляющей композиции. По мере усвоения этих приемов, можно попытаться усложнить задачу по принципу «от простого к сложному». Так закладываются и воспитываются основы понимания композиции, необходимые для выполнения более сложных композиционных задач в будущем.

Хорошо технически выполненные рисунки с плохой компоновкой заметно теряют свои достоинства, тем самым снижается общее впечатление от работы в целом. Хорошая композиция придает художественному произведению цельность, выразительность и гармонию, что является главным признаком любого художественного произведения.

Библиографический список:

1. Волков Н.Н.«Композиция в живописи» М., «Искусство», 1977.

2. Волков Н.Н. «Восприятие картины» М.,«Просвещение», 1969.

3. Даниэль С.М. «Искусство видеть» М., «Искусство», 1990.

 

4. Даниэль С.М. «Картина классической эпохи» М.,«Искусство», 1986.

5. Раушенбах Б.В. «Геометрия картины и зрительное восприятие» М., «Академия», 2001.

 Ключевые слова: композиция, композиционное видение, натурная постановка. Keywords: composition, composite vision, natural statement.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: