Произведение «Господин из Сан-Франциско»

 

Это произведение раскрывает взгляд на мир и свойственную Бунину утонченность в восприятии окружающей действительности.

В начале 1910-х годов Бунин много путешествовал по Италии, Турции, был на Балканах, в Палестине, Египте, на Цейлоне, в Алжире. С декабря 1913 года он полгода провел на острове Капри. Впечатления от этих путешествий отразились в рассказах и повестях, составили сборники «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1915).

Первая мировая война отвлекла писателя от привычных ему тем и пристрастий. Войну Бунин определяет, как беспримерную катастрофу. Он писал: «Война как-то подавляет... В мире происходит огромное событие, которое опрокинуло и опрокидывает все понятия о настоящей жизни...».

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» мысль о неминуемой катастрофе мира приобретает конкретную завершенность.

Сюжет построен на описании последних месяцев жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное путешествие в Европу. За Европой - на обратном пути - должны были последовать Ближний Восток и Япония.

Портрет господина из Сан-Франциско очерчен очень схематично, без психологизма, какой-либо индивидуальности, неповторимости его личности. В нем выделено лишь «нечто монгольское». Не случайно писатель ни разу не называет своего героя по имени, фамилии или прозвищу: все это слишком индивидуально, а история, описанная в рассказе, - может случиться с каждым.

 

Тема рассказа: жизнь и смерть, нищета и роскошь, в описании этого героя, зря прожившем свою жизнь, отображает мировосприятие всего общества, разделенного на классы. Высшее общество, обладающее всеми материальными ценностями, имеющие возможность купить все, что только продается, не имеют самого главного – духовных ценностей.

На корабле танцующая пара, изображающая искреннее счастье – тоже фальшивка. Это актеры, которых купили, чтобы они сыграли любовь. Нет ничего настоящего, все искусственное и напускное, все купленное. И сами люди фальшивы и лицемерны, они безлики, в чем и заключается смысл названия этого рассказа.

Главной идеей рассказа выступает осмысление сущности бытия человека: жизнь человека хрупка и тленна, поэтому она становится отвратительной, если в ней отсутствует подлинность и красота.

Проблематика.

Основной проблемой рассказа является проблема смысла жизни: как и для чего стоит жить. Нужно ли радоваться каждому отдельному мгновению, или правильнее всю жизнь ждать осуществления сокровенной мечты, откладывая радостные моменты удовольствия «на потом».

Проблема власти денег возникает на протяжении всего повествования. Деньги для тех, кто плывет на пароходе «Атлантида», - это все: и пища, и почет, и свобода, и даже любовь…

Проблема смертности каждого человека, независимо от положения в обществе и богатства, - одна из главных.

Важной проблемой в данном рассказе является проблема памяти о человеке после его смерти.

Проблема фальши и истины.

Проблема контраста между жизнью богатых и бедных.

Таким образом, в небольшом рассказе Бунин сумел поднять много важных вопросов, без решения которых жизнь человека не может быть значимой, полезной и счастливой.

 

Главные герои.

Господин из Сан-Франциско. Невысокий, лысый, худой, крепкий, не отличающийся хорошей фигурой мужчина. Его лицо имело желтоватый оттенок, что придавало виду что-то монгольское. Крупные зубы с золотыми пломбами в описании героя автор упоминает несколько раз в произведении. Имени главного героя нигде не называется, автор объясняет это тем, что ни в одной из стран, «его не запомнили». В 58 лет, главный герой решил вознаградить себя за труд, отправившись путешествовать с семьёй. Роскошь он принимает как данность. Удивить господина ничем невозможно, он пресыщен в жизни всем.

Жена господина. Крупная, широкая женщина со спокойным характером. Одевается соответственно возрасту. Автор говорит о ней, как о человеке, которого нельзя назвать впечатлительным. Единственный раз она показывает свои эмоции – после смерти мужа, когда хозяин отеля отказывает ей в просьбе поместить покойного в их роскошные апартаменты. Её образ безлик, ни характера, ни души в нём нет. Никаких отрицательных черт в ней нет.

Дочь господина. Высокая, стройная с красивыми волосами девушка. Дорогие наряды, изящные причёски, лёгкая болезненность – это всё, что известно о дочери господина. Она, также, как и мать, безголоса и безлика.


 


Заключение.

Творчество Бунина - крупное художественное явление в русской литературе двадцатого века. Наши писатели продолжают «вечные» бунинские мотивы, а главное - учатся у него владению словом. Горький называл Бунина «прекрасным знатоком души каждого слова». Твардовский писал: «Бунин - по времени последний из классиков русской литературы, чей опыт мы не имеем права забывать, если не хотим сознательно идти на снижение требовательности к мастерству, на культивирование серости, безъязыкости и безличности нашей прозы и поэзии. Перо Бунина - ближайший к нам по времени пример подвижнической взыскательности художника, благородной сжатости русского литературного письма, ясной и высокой простоты, чуждой мелкотравчатым ухищрениям формы ради самой формы».

Бунина должен помнить и знать молодой читатель.


Список использованных источников литературы.

 

1. https://obrazovaka.ru/alpha/b/bunin-ivan-alekseevich-bunin-ivan-alekseyevich

2. https://gfom.ru/tvorchestvo_bunina.php

3. https://vuzlit.ru/603004/lichnost_poeta

4. https://albery.ru/biografiya_bunina.php

5. https://www.culture.ru/persons/9549/ivan-bunin

6. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: