Рисуем внутренний мир»

Технология защитного воспитания В.А. Сухомлинского

Защитное воспитание — это воспитание «проблемных» детей, которые попали под давление всевозможных воздействий — неправильное воспитание, психолого-педагогическая неустойчивость семьи, нездоровые условия, окружающие ребенка в раннем детстве.

Целевые ориентации технологии:

• создание для подростков атмосферы доброжелательности, любви, понимания, сочувствия;

• восприятие сложного подростка таким, какой он есть, содействие развитию у него всего лучшего;

• построение взаимоотношений с подростками на основе глубокого уважения и высокой требовательности к ним;

• создание системы педагогически целесообразных действий, которые дадут возможность вывести педагогически запущенных подростков из пассивного состояния и направить их к активной деятельности, жизни в коллективе;

• убеждение родителей трудных подростков в необходимости коррекции и изменения своего поведения, своего образа жизни. Основные направления реализации «защитного воспитания»:

• воспитание в детях чувства самоуважения;

• лечение красотой;

• воспитание сочувствующего отношения к людям, ко всему живому;

• воспитание успехом. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но прежде всего на его собственные успехи в моральном поведении, в деятельности. Концептуальные положения:

• человековедческий подход (подростки глубже понимают многогранный и внутренний мир человека, закономерности и особенности его теоретической и практической деятельности);

• личностно-гуманный подход (создает условия для глубокого изучения педагогами души подростка, уровня сформированное™ его качеств, характера, мировоззрения);

• системный подход (обеспечивает единство, взаимосвязь и взаимозависимость основных понятий педагогического процесса и их реализацию в единстве);

• ребенок — целостная личность, которая стремится реализовать свои возможности, личность, открытая к восприятию нового опыта, способная на сознательный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Формы, методы и средства воспитания трудных детей:

• словесные методы: этические беседы, притчи, басни, объяснения, разъяснения, пример;

• чтение и обсуждение книг, имеющих воспитательную ценность;

• забота о живых существах, цветах, растениях — обо всем живом красивом;

• включение в трудовую деятельность;

      методы педагогической психотерапии;

• тренинги.

Осуществление «защитного воспитания» требует от педагога значительного мастерства, тактичности, вдохновения и душевности.

 

 

3. Разработайте проект часа классного руководства одного из предложенных видов: просветительский, аналитический, диалогический, тренинговый, диагностический, консультативный, знаковый, событийный (например, «Урок этикета» и.др.) по следующей схеме:

1. Тема.

2. Эпиграф.

3. Новая информация.

4. Упражнения.

5. Домашнее задание.

Классный час с элементами тренинга «Мы вместе, и это здорово»

Цель: эмоциональное сближение и оптимизация процесса взаимодействия в группе, формирование у детей положительного отношения друг к другу.

Возраст: младшие подростки

Задачи: - формировать у ребенка представление об уникальности своего внутреннего мира;

- формировать адекватную самооценку;

- учить детей ориентироваться в своих чувствах и эмоциях, дифференцировать их, выражать в вербальной форме;

- развивать творческое воображение

- создание в группе доверительных отношений;

Материалы: листы бумаги формата А4 с заранее приготовленными вопросами, чисте листы формата А4, фломастеры, цветные карандаши.

Время проведения: 45 мин (в рамках 1 урока)

Количество участников: класс(20-25 чел.)

Формы работы: групповая.

Методы работы: арт-терапевтические приемы, методы рефлексии.

Ход занятия

Вступительное слово ведущего: В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Вы очень хорошо узнали друг друга за время учебы. Видели друг друга в разных ситуациях. Научились радоваться вместе победам и поддерживать друг друга при неприятностях. Сегодня на занятии мы в интересной форме проверим насколько хорошо вы сплотились и знаете дрг друга.

1. «Не хочу хвалиться, но я…»

- Предлагаю продолжить наше общение с помощью упражнения «Не хочу хвалиться, но я…», оно поможет нам лучше узнать друг друга. Подумайте, что вы умеете делать лучше всего: замечательно петь или, может, отлично убрать в квартире, красиво рисовать или быть лучшим в мире слушателем. Затем продолжите предложение, подставив в него информацию о том, в чем вы мастер.

Обсуждение результатов выполнения упражнения.

- Что нового узнали друг о друге? Были ли удивлены?

Выводы: - Каждый человек имеет сильные стороны. Нет обычных людей, есть те, кто еще не проявил себя.

Я знаю кто это.»

Каждый участник получает лист с заранее приготовленными вопросами. (Приложение)

Задание: «Ответьте на каждый вопрос от своего имени. Подписывать листок не надо. Вы можете писать любой ручкой или фломастером, украсить свой лист рисунком. Просьба — не смотреть чо каждый из вас пишет.»

Когда все участники ответят на все вопросы, ведущий собирает листы, перемешивает. Каждая анкета зачитывается в группе и участники должны угадать, кто из одноклассников это написал.

Обсуждение.

Выводы после обсуждения:

- У каждого из нас множество возможностей, эмоций, интересов, которые делают нас неповторимыми, не похожими на других. Это внутренний мир, спрятанный от глаз посторонних, но такой огромный и уникальный.

Квадрат»

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Ведущий просит участников встать в круг и закрыть глаза. Затем, не открывая глаз, психолог просить учеников перестроиться в квадрат.

(Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит участников).

После того, как квадрат построен, не открывая глаз, ведущий спрашивает, все ли уверены, что они стоят в квадрате? (Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным). И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, психолог предлагает участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Обсуждение: - Сразу ли вы смогли выстроится в квадрат?

-Как вы думаете почему это не сразу получилоь?

-Что помогло вам справиться с заданием?

Вывод: Для совместной деятельности важно слышать друг друга, прислушиваться, постараться почувствовать и выбрать единую линию поведения. В коллективе важен человек, который возьмет на себя роль организатора, и тогда все получается намного быстрее и лучше. Если есть «слабое звено», и никто его не слушает, то ничего не получится.

Рисуем внутренний мир»

Обсуждение: «Представьте что на улице идет сильный дождь с ветром, вы промокли, но никого нет рядом. Что вы чувствуете? (Ответы ребят «Грусть», «Тоска», «Холод», «Страх») Такие же чувства бывают, когда случается что то неприятное, например.

– А сейчас возьмите альбомные листы. Нарисуйте себя в центре (по принципу «палка-палка-огуречик»). Представьте, что на улице идет дождь. Нарисуйте вокруг себя капельки дождя. Вспомните, что вам помогает в такие минуты, как можно улучшить настроение человечка. Возьмите цветные карандаши и исправьте рисунок так, что бы настроение человечка стало веселым. На лице у вас улыбка, а в душе светит солнышко – внутреннее солнышко (рисуют под руководством учителя).

Просмотр рисунков. Обмен мнениями.

Выводы: У каждого свой внутренний мир и у каждого множество способов справиться с неприятностями. ….


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: