Тема: Законы восприятия

1. Составьте опорные конспекты по темам:

1.1 Психофизиологические механизмы формирования ощущений и восприятий

1.2 Законы восприятия.

1.3 Восприятие пространства, времени и движения

 

1.4 Зрительные иллюзии

 

Оптические иллюзии - это ошибки в зрительном восприятии, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта. Причины таких ошибок кроются и в особенностях физиологии зрения, и в психологии восприятия.

 

2. Письменно ответьте на вопросы:

 

2.1 В чем роль гештальта в развитии восприятия? В чем сущность понятия «психологического поля»?

Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван "трансдукция" Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но их отношения.

Психологическое поле – это напряженная система непрерывного взаимодействия человеческого организма и внешней среды, преломленная через призму человеческой личности. Поле существует только в настоящем времени, прошлое и будущее имеют значение только тогда, когда влияют на процессы, протекающие сейчас.

 

2.2 Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?

 

Ответ на фото п.п. 1.1.

2.3 Что такое феномен?

 

Фено́мен — термин, в общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие. Также фено́ме́н — необычное явление, редкий факт; то, что трудно постичь.

 

Тема: Представления.

1. Изучите и кратко законспектируйте следующие вопросы:

 

1.1 Определение представления и его основные характеристики

 

Представление — это психический процесс отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Основные характеристики:

1. Наглядность. Представления — это чувственно-наглядные обра­зы действительности (её объектов, явлений, ситуаций). Представления никогда не имеют той степени наглядности, кото­рая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.

2. Фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

3. Неустойчи­вость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по оче­реди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

1.2 Виды представления.

1.3 Индивидуальные особенности представления и его развитие.

Все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы:

1) люди с преобладанием зрительных представлений;

2) люди с преобладанием слуховых представлений;

3) люди с преобладанием двигательных представлений;

4) люди с представлениями смешанного типа.

Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что человеческие представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач. Например, для большинства людей характерно представлять слова иностранного языка чаще зрительно, а слова родного языка – слухо-двигательно. Это объясняется тем, что родной язык люди постоянно слышат и обучаются речи в процессе общения с людьми, а иностранный язык, как правило, изучаем по книгам. В результате представления иностранных слов формируются в виде зрительных образов. По этой же причине представления о цифрах у человека воспроизводятся в виде зрительных образов.

 

2. Запишите своё видения по применению изученного материала в профессиональной деятельности педагога.

 

В профессиональной деятельности педагога данный материал поможет подобрать и сформировать программу обучения под индивидуально-личностные особенности ученика/человека. Раскрыть его потенциал возможности, скорректировать или убрать негативные качества личности(слабые стороны превратить в сильные)

 

Тема: Внимание

 

1. Внимание как психическое явление.

 

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

 

2. Физиологический механизм внимания.

 

В коре больших полушарий мозга протекают два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Это происходит по закону индукции нервных процессов (согласно этому закону, возбуждение, возникшее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях).

Поэтому человек, сосредоточенный на чем-то одном, может ничего другого в этот момент не замечать.

 

3. Виды внимания и их особенности.

 

 

4. Внимание как результат эмоции. Теория Т. Рибо.

5. Внимание как результат апперцепции.

 

Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

Учение об апперцепции было развиваемо целым рядом немецких психологов: Лейбницем, Вольфом, Кантом, Гербартом, его школой, Вундтом.

Лейбниц называет апперцепцией ясное и интенсивное сознание, сопровождающееся памятью и различени­ем; Вольф и Кант полагают апперцепцию в акте са­мосознания; Гербарт, исследуя акт самосознания, находит, что он состоит в приведении в связь вновь воспринятого с тем, что уже осело в душе из предыдущих опытов; эту связь он и называет апперцепцией. Школа Гербарта развивала его определения. Наконец, Вундт внес в понятие апперцеп­ции волевой элемент.

 

6. Подход П.Я. Гальперина.

 

Фото в п. 4

7. Подход Д.Н. Узнадзе.

 

Фото в п. 4

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: