Тема: Мотив и мотивация

 

1. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.

 

Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:

· разнообразие мотивов;

· множественный характер;

· гибкий характер;

· существование определённой иерархии;

· наличие структуры;

· устойчивый характер мотивов;

· динамичность мотивов;

· мотивационная сила

У всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает. Приблизительная схема такая:

· органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности);

· материальные (потребность в деньгах, в имуществе);

· социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости);

· духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера).

 

2. Главные диспозиционные переменные: мотив, потребность, цель.

 

а)Мотив - является устойчивым личностным свойством, побуждающим изнутри к определенным действиям. Мотив принадлежит субъекту поведения.

б) Потребность - это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, недостающих ему для нормального существования. Потребность всегда связана с неудовлетворенностью.

в) Цель - это осознаваемый результат, на который направлено действие. С целью связано мышление и эмоциональные переживания.

 

3. Основные теории мотивации:

 

ü теория инстинктов у человека;

ü теория потребностей;

ü когнитивные теории мотивации

 

4. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.

 

Мотив достижения успеха – это потребность добиваться успехов в разных видах деятельности. Рассматривается как устойчивая черта личности. Мотив избегания неудачи – более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результат его деятельности оценивается другими людьми.

 

5. Самооценка и уровень притязаний как фактор мотивации.

 

Самооценка входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

 

6. Мотивация агрессивности и фрустрация.

 

Согласно фрустрационной теории, агрессия — это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступление целевого состояния, к которому он стремился

· фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;

· агрессия — это всегда результат фрустрации;

 

Тема: Способности и задатки как основа индивидуальных различий людей

 

1. Изучите теоретический материал и сформулируйте вопросы по его содержанию

 

1.Задатки как природные предпосылки к развитию способностей;

2.Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях;

3.Взаимодействие и взаимокомпенсация способностей;

4.Природа индивидуальных различий в способностях людей;

5.Психологические требования к деятельности, формирующей способности человека;

6.Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.

 

Вопросы:

1. Что такое способности?

2. Являются ли способности врожденными?

3. Как соотносятся между собой способности и задатки?

4. В чем выражается связь способностей со знаниями, умения­ми, навыками?

5. Какая существует зависимость между систематическим тру­дом и развитием способностей?

6. Какова структура способностей?

7. В каких взаимоотношениях находятся склонности, интересы и способности?

8. Что такое одаренность и талант?

Тема: Теории эмоций

1. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина.

 

Теория эмоций Чарльза Дарвина В 1872 г.... Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной.

 

2. «Ассоциативная» теория В. Вундта

 

В. Вундтомвыделяется трехкомпонентная теория эмоций, где базовыми характеристиками являются: удовольствие/ неудовольствие; напряжение/ расслабление; возбуждение/ успокоение. В понимании переживания главную роль играет обоюдный процесс влияния чувств на представления и представлений на чувства, «телесные» реакции это лишь закономерное выражение чувств (телесные реакции вторичны – т.е. мимика – это отражение эмоционального фона ощущений) (1880).

 

3. «Периферическая» теория У. Джеймса - Г. Ланге

 

Среди физиологических теорий происхождения эмоций наиболее известна периферическая теория эмоций У. Джеймса – Г. Ланге (1884 – статья У. Джеймса «Что такое эмоция»; 1885 – работа Г. Ланге «Эмоции»), основной смысл которой выражен известным парадоксом: «мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». По мнению авторов периферической теории эмоций, эмоции возникают как следствие определенного физиологического процесса, вследствие возбуждения от висцеральных органов: раздражитель задает физиологические изменения, сигналы этих изменений обрабатываются в ЦНС и возникает эмоция.

 

4. Теория У.Кеннона – П. Барда

 

Теория описывает таламус как центр возникновения эмоции (1927; 1934): раздражитель возбуждает таламус – появляется соответствующая эмоция и происходит физиологические изменения в организме (теория является альтернативой исследованию У. Джемса - Г. Ланге). В более поздних работах П. Барда указывается, что раздражитель одновременно вызывает эмоцию и физиологическую реакцию (т.е. утверждается обособленность психологического и физиологического реагирования – современные исследования опровергают данную теорию).

 

5. Психоаналитическая теория эмоций

 

Психоаналитическая теория эмоций - " теория эмоций, которая утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. Иначе говоря, именно сознание само делает себя сознанием, будучи взволнованным потребностью во внутреннем значении". Холт отвергает теорию инстинктивных влечений.

 

6. Биологическая теория эмоций П. К. Анохина

 

Эмоции рассматриваются с биологической точки зрения как эффективный механизм эволюции (1949), поддерживающий гомеостаз (потребности вызывают негативные эмоции, выступающие катализатором действия, они играют роль активизации – после удовлетворения потребности, возникают положительные эмоции: роль подкрепления; если результат достижения неудовлетворительный, появляется беспокойство, тревожность, - ищутся более оптимальные способы действия).

 

7. Когнитивистские теории эмоции

 

Когнитивистские теории эмоции - это теории, рассматривающие эмоции, впервую очередь, в их взаимосвязи с познанием мира, т. е. процессами восприятия, интерпретации, хранения информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: