Роль сказкотерапии в развитии связной речи детей дошкольного возраста

 

Дудина Карина Сергеевна, группа 240

«Дошкольное образование»

Руководитель: Баглай Н.Н.

Выбор темы моей учебно-исследовательской работы обусловлен тем, что сказкотерапия в настоящее время очень актуальна, развитие связной речи становится всё более значительной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

Поэтому главной целью учебно-исследовательской работы является получение информации в области сказкотерапии: узнать о её влиянии на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать научную и учебную литературу, проследить механизмы функционирования сказкотерапии.

2. Рассмотреть влияние сказкотерапии на связную речь детей дошкольного возраста.

3. Исследовать основной принцип сказкотерапии.

Методы, которые использовались для проведения исследования: анализ информации из различных литературных и интернет-источников, личная оценка событий.

Этапы работы над проектом:

1 этап: Проанализировать литературу по данной теме и узнать, что такое сказкотерапия, как функционирует.

Задача: Раскрыть сущность сказкотерапии, проследить механизмы ее функционирования.

  Сказкотерапия это:

1. Процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нём;

2. Процесс переноса сказочных символов в реальность;

3. Созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;

4. Терапия средой, особой сказочной обстановкой;

5. Выявление и развитие творческих способностей;

6. Снижение уровня тревожности и агрессивности;

7. Развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

8. Укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог";

Работа со сказкой строится следующим образом:

 1) Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

 2) Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

 3) Драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

  2 этап: Изучить влияние сказкотерапии на связную речи детей дошкольного возраста.

  Задача: Рассмотреть значение сказкотерапии в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

  Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять ее героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, созданы следующие условия:

-наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары);

-практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.);

-консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки);

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребенка на основе сказки;

-взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

При подборе материала для работы с детьми, стараемся руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности. Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

3 этап: Исследование и диагностика.

Задачи: 1. Определить влияние сказкотерапии на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Принцип сказкотерапии:

- пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.

 В педагогической работе особую роль отводим просвещению родителей. Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультируем по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем им о значимости семейного чтения, подчеркиваем его весомый вклад при формировании у ребенка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает теплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приемов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

  Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

  Данное исследование пригодиться студентам в будущем при использование сказкотерапии в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1.https://rosuchebnik.ru/material/skazkoterapiya-teoriya-i-prakticheskoe-primenenie/

2. https://womplanet.ru/skazkoterapiya/

3. Васькова, Политыкина: Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. ФГОС

4.https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-skazkoterapiya-na-zanyatiyah-po-razvitiyu-rechi-2612658.html

5.https://inclusivepractices.life/2019/09/14/skazkoterapiya-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-u-doshkolnikov/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: