Дудина Карина Сергеевна, группа 240
«Дошкольное образование»
Руководитель: Баглай Н.Н.
Выбор темы моей учебно-исследовательской работы обусловлен тем, что сказкотерапия в настоящее время очень актуальна, развитие связной речи становится всё более значительной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
Поэтому главной целью учебно-исследовательской работы является получение информации в области сказкотерапии: узнать о её влиянии на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать научную и учебную литературу, проследить механизмы функционирования сказкотерапии.
2. Рассмотреть влияние сказкотерапии на связную речь детей дошкольного возраста.
3. Исследовать основной принцип сказкотерапии.
|
|
Методы, которые использовались для проведения исследования: анализ информации из различных литературных и интернет-источников, личная оценка событий.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Проанализировать литературу по данной теме и узнать, что такое сказкотерапия, как функционирует.
Задача: Раскрыть сущность сказкотерапии, проследить механизмы ее функционирования.
Сказкотерапия это:
1. Процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нём;
2. Процесс переноса сказочных символов в реальность;
3. Созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;
4. Терапия средой, особой сказочной обстановкой;
5. Выявление и развитие творческих способностей;
6. Снижение уровня тревожности и агрессивности;
7. Развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
8. Укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог";
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) Драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
2 этап: Изучить влияние сказкотерапии на связную речи детей дошкольного возраста.
|
|
Задача: Рассмотреть значение сказкотерапии в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять ее героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, созданы следующие условия:
-наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары);
-практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.);
-консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки);
Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:
-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребенка на основе сказки;
-взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;
-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;
При подборе материала для работы с детьми, стараемся руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности. Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
3 этап: Исследование и диагностика.
Задачи: 1. Определить влияние сказкотерапии на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Принцип сказкотерапии:
- пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.
В педагогической работе особую роль отводим просвещению родителей. Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультируем по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем им о значимости семейного чтения, подчеркиваем его весомый вклад при формировании у ребенка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает теплую задушевную атмосферу в доме.
В детском саду разнообразие методов и приемов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.
Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
Данное исследование пригодиться студентам в будущем при использование сказкотерапии в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
|
|
Список литературы:
1.https://rosuchebnik.ru/material/skazkoterapiya-teoriya-i-prakticheskoe-primenenie/
2. https://womplanet.ru/skazkoterapiya/
3. Васькова, Политыкина: Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. ФГОС
4.https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-skazkoterapiya-na-zanyatiyah-po-razvitiyu-rechi-2612658.html
5.https://inclusivepractices.life/2019/09/14/skazkoterapiya-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-u-doshkolnikov/