Вечтомова Дарья Игоревна, группа 030
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Руководитель: Лавров А.А.
Подростковый возраст является самым трудным из всех детских возрастов, он представляет собой период становления личности. Этот возрастной этап характеризуется сложными физиологическими и психологическими процессами, приводящими к серьезным нарушениям в развитии личности и поведения подростка. В подростковом возрасте в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований для критериев оценки самого себя.
Тема данного исследования, на мой взгляд, актуальна в настоящее время, потому что в современном мире, в котором повсюду распространены социальные сети, неполноценно сформированная личность может "потерять себя". Этого нужно избегать, чтобы быть не просто индивидом, а личностью с собственным мнением.
Цель: Теоретически обосновать и проанализировать развитие самопознания подростков.
Задачи:
· Определить сущность самопознания человека.
· Рассмотреть особенности психологии подростков.
· Провести опрос среди подростков в возрасте 15-19 лет и сделать вывод.
Для начала нам нужно выяснить, что такое самопознание. Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Главными аспектами самопознания являются самоузнавание, создание образа, самосознание, самонаблюдение и самооценка. Без них человек не сможет познать себя в полной мере. Основными функциями самопознания являются развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества. Поэтому самопознание так важно для подростка. Кто же такой подросток?
Подросток - это человек, который не является ни взрослым и ни ребенком. Это человек в сложном возрасте, когда нужна помощь. В этом возрасте человек хочет все, когда очень много интересов, и очень много просьб.
Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет, при этом имеет общее название - тинейджер - (10 - 19).
Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки, также подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников, забывая о своей индивидуальности. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.
В подростковом возрасте особенности развития психики и организма складываются так, что ребенок переживает одновременно несколько серьезных внутренних конфликтов.
· Желание быть взрослым.
· Ощущение себя центром вселенной себя как личности.
· Половое созревание.
· Желание быть «как все».
Психологи разделяют подростковый период на две фазы: негативную и позитивную.
Негативная фаза – это отмирание старой системы ценностей и интересов, активное неприятие происходящих внутри перемен. Ребенок чувствует, что происходят изменения, но психологически к ним еще не готов, отсюда его раздражительность, апатия, постоянное беспокойство и недовольство.
В позитивной фазе подросток готов принять и осознать происходящие перемены. У него появляются новые друзья, интересы, он способен к коммуникациям на новом качественном уровне, возникает чувство зрелости, эмоции становятся более устойчивыми. Именно в период позитивной фазы у подростка появляются устойчивые увлечения, ярко проявляются творческие таланты.
Проводя опрос, мы хотели узнать то, насколько юноши и девушки просвещены в теме самопознание и как они оценивают себя в социуме. Для этого нами были придуманы и представлены подросткам в возрасте 15-19 лет вопросы:
· Знаете ли вы что такое самопознание и почему оно так важно?
· Считаете ли вы себя хуже или лучше остальных? Почему?
· Знаете ли вы какие аспекты включает в себя самооценка?
· Как вы считаете, можно ли справиться со своими внутренними конфликтами самостоятельно, без чьей-либо помощи со стороны?
Таким образом, мы выяснили, что лишь 40% опрошенных знают о самопознании и его значимости, но 80% из всего числа опрошенных уверены, что они не хуже и не лучше других-это говорит об адекватной самооценке. Со своими внутренними конфликтами почти каждый подросток справляется самостоятельно, что является показателем их закрытости от внешнего мира, что в будущем может привести к неполноценно сформированной личности.
В современном мире очень важно оставаться собой, но тут у подростков появляется проблема: «а кто же я». Чтобы легче было решить этот вопрос, нужно работать над собой и своим сознанием. Взрослым, в свою очередь, необходимо тактично помочь им в овладении способами самопознания, создание условий, способствующих объективации личностных переживаний.
Данная работа будет полезна подросткам для лучшего понимания себя, а также педагогам, работающим с ними, чтобы их общение проходило не только без конфликтов, а также со взаимопониманием и взаимовыручкой.
Источники информации:
1. https://school-science.ru/8/8/41780
2. https://studbooks.net/30508/psihologiya/razvitie_samosoznaniya_podrostkovom_vozraste
3. Чеснокова И. И. Самосознание личности// Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974
4. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. К.,1994