Шилова Софья Алексеевна, группа 010
«Педагогика дополнительного образования»
Руководитель: Лавров А.А.
В современном мире нам всё чаще приходиться встречаться с термином «Жизненный путь».Жизненный путь – это особый, неповторимый опыт каждого человека. С точки зрения психологии, это цели, образ мыслей, система ценностей личности, трудовая, а также личная жизнь. В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, так как деятельность людей, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. С проблемами выбора жизненного пути встречаются многие люди, в особенности подростки. На выбор человека влияют следующие факторы: мнение и советы окружающих, собственные желания и способности. Проблема исследования жизненного пути личности занимает одно из центральных, ключевых мест в прогрессивной системе наук о человеке.
Люди, находясь в ситуации какого-либо выбора, активно строят индивидуальный жизненный путь. Далее, он становится осмысленным, удаленным в будущее, но недостаточно устойчивым.
|
|
Выявить проблемы выбора жизненного пути, поиск решения и методы, которые облегчат выбор жизненного пути - это главная цель проекта.
Для выполнения исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить, что значит жизненный путь;
2. Определить проблемы выбора жизненного пути;
3. Найти методы, которые помогут определиться с выбором жизненного пути;
4. Провести анкетирование людей и сделать анализ полученных данных, подвести итоги;
Жизненный путь — наиболее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти.
Проблема исследования жизненного пути личности занимает одно из центральных, ключевых мест в прогрессивной системе наук о человеке. Любой человек делает на протяжении своего жизненного пути множество выборов, самые значимые из них формируют траекторию его судьбы, с их помощью решаются самые важные вопросы: кем быть, с кем и как проводить жизнь. личностные качества человека играют немаловажную роль в правильности выбора жизненного пути. Говоря о поиске жизненного пути, мы имеем в виду прямоту личности, то есть максимальное раскрытие и использование талантов, способностей, возможностей, Самоосуществление- итог жизненного пути. В этом заключается уникальность жизненного пути человека.
Актуальность выбранной нами темы ясна, так как выбор жизненного пути встречается в судьбе каждого человека, проект будет актуальным. Чтобы подтвердить или опровергнуть заявленную гипотезу, оценить актуальность поднятой темы, было проведено исследование среди учеников и учителей МАОУ «Гимназия г.Нытвы».
|
|
В исследование принимали участие 50 респондентов. Из них 35% взрослых, 50% подростков (5-9 класс) и 15% детей (1-4 класс).
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Почти все опрошенные подростки (70,5%) встречались с проблемой выбора жизненного пути, особенно этим вопросом задавались 9-ые классы, так как после сдачи ОГЭ (Основной государственный экзамен) им предстоит выбор, после которого будет зависеть дальнейшая жизнь. 100% опрошенных взрослых знакомы с понятием «жизненный путь» и встречались с трудностями выбора жизненного пути не единожды. Почти все дети (1-4 кл.) еще не определились, кем хотели бы стать в будущем. Учителя(95%) считают, что трудности выбора возникают именно в подростковом возрасте, так как именно подростки, после окончания школы принимают особо важные решения о своей дальнейшей жизни.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: поставленные в работе задачи выполнены, цель - выявить проблемы выбора жизненного пути, поиск решения и методы, которые облегчат выбор жизненного пути – достигнута, гипотеза - люди, находясь в ситуации какого-либо выбора, активно строят индивидуальный жизненный путь. Далее, он становится осмысленным, удаленным в будущее, но не достаточно устойчивым - подтверждена. Так, исходя из исследования, многим знакома проблема выбора жизненного пути. От выбора зависит дальнейшая судьба человека. Жизненный путь - один из регуляторов социального поведения.
Список литературы:
1. Абульханова-СлавскаяК.А.(1991) Стратегия жизни. М.: Мысль.
2. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 138-144.
3. Корнилова Т.В. Диагностика личностных факторов принятия решений// Вопросы психологии, 1994. № 6, с. 99-109.
4. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие /. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.