Интенсивное развитие современных технических средств безопасности, постоянное расширение выполняемых ими функций позволяет эффективно использовать их в различных сферах деятельности. На современном рынке гостеприимства существует довольно широкий спектр предложений таких средств, и растеряться при выборе необходимого оборудования проще простого. Поэтому сегодня мы рассмотрим основы основ, самые необходимые технические средства безопасности, которыми можно минимизировать факторы, способные нанести ущерб клиенту и, соответственно, привести к дополнительным финансовым потерям для владельца гостиничного бизнеса.
Наличие технических средств безопасности в современном отеле является обязательным условием ее успешного функционирования. Предоставление гарантий безопасности - показатель определенного качества обслуживания, фактор привлечения клиентов и возможность обретения их лояльности в дальнейшем.
В гостинице постоянно присутствует движение людских потоков и материальных ресурсов, что требует предельной концентрации и внимания персонала. Большое скопление людей и поток туристов делают гостиницы привлекательным местом для различных криминальных элементов, желающих остаться незамеченными. На основании статистических данных и опыта эксплуатации гостиничных комплексов можно выделить основные источники угрозы:
● - пожар, причинами которого могут быть небрежность гостей,
● - неисправность электрооборудования,
● - несоблюдение или нарушение правил противопожарной безопасности,
● - умышленный поджог;
● - взрыв вследствие утечки газа или организованный в криминальных/террористических целях;
● - несанкционированный проход посторонних лиц в номера с целью кражи материальных ценностей и документов постояльцев, установки взрывных устройств или подслушивающей аппаратуры;
● - несанкционированный проход в номера обсуживающего персонала с теми же криминальными целями;
● - нападение на гостей в номерах, лифтах, других помещениях гостиницы;
● - ограбление кассы в рабочее время, попытка ее вскрытия в нерабочее время;
● - кража имущества гостиницы персоналом;
● - нападение на сотрудников гостиницы и т.п.
Для отелей с развитой инфраструктурой (конференц-залом, магазинами, ресторанами, казино, парковкой и проч.) установленные видеокамеры и считыватели карт доступа - оптимальный способ защиты гостей, персонала и имущества. Организация централизованного поста наблюдения для сотрудников службы безопасности, запись и хранение полученной информации с видеокамер и считывателей за продолжительное время позволяют быстро выявлять участников и пресекать возможные правонарушения, создавая максимальный комфорт для постояльцев.
Интеграция всех инженерных систем и систем безопасности гостиницы в единый комплекс с возможностью одновременного вывода информации о состоянии систем является незаменимым источником информации о текущей ситуации на объекте для службы безопасности, руководства или владельцев гостиницы. Одновременно можно осуществлять контроль работы обслуживающего персонала и повышать уровень качества обслуживания постояльцев.
Интегрированная система безопасности гостиничного комплекса, как правило, включает в себя несколько отдельных систем:
● - систему контроля и управления доступом (СКУД),
● - видеонаблюдение (CCTV),
● - охранную и пожарную сигнализации (ОПС).
В зависимости от комплекса и прилегающей территории в него могут также входить система охраны периметра, активного пожаротушения, инженерно-технические системы обеспечения жизнедеятельности здания (лифты, вентиляция и кондиционирование) и проч. Каждая из этих систем отвечает за свой участок работы в соответствии с задачами, которые были заложены в нее на этапе проектирования.
· Система контроля и управления доступом (СКУД)
Конфигурация системы и количество оборудования зависят от размеров гостиничного комплекса, объема номерного фонда и решаемых задач. Основное назначение любой СКУД - контроль и управление процессом доступа людей, транспорта и других объектов в здания, отдельные помещения (группы помещений) и территории. Контроллеры объединены в единую информационную сеть программным обеспечением. Как правило, на базе СКУД строится Интегрированный комплекс безопасности всего объекта, поскольку данная система обладает наиболее мощной и развитой встроенной логикой. Данная подсистема непосредственно связана с компьютерными терминалами управления.
Основные функции СКУД:
● -управление процессом доступа в соответствии с заранее присвоенными полномочиями,
● -регистрация факта входа/выхода с привязкой ко времени,
● -возможность управления процессом доступа в каждое помещение,
● -автоматизация однообразных процессов.
Обычно владельцы гостиничных комплексов устанавливают систему для решения следующих задач:
● 1. предотвращение заселения номеров без регистрации,
● 2. автоматическое предоставление доступа гостям в номера и другие помещения по электронным ключам (картам доступа),
● 3. контроль действий персонала, управление доступом сотрудников в помещения, учет рабочего времени,
● 4. автоматизация ограничения доступа в номера по времени (заселения и выселения),
● 5. превышение времени проживания в гостинице,
● 6. формирование различных отчетов (о времени пребывания в номере сотрудников, маршрутах горничных и т.п.),
● 7. автоматическое управление освещением в номерах (автоматическое выключение и включение света при уходе и приходе гостя),
● 8. контроль доступа на автопарковку,
● 9. организация рабочих мест отдела кадров/службы безопасности/стойки регистрации гостей.
При уже существующей системе контроля может наступить момент, когда система перестанет справляться с возросшей нагрузкой или поставленными задачами и требует расширения возможностей. Со временем владелец отеля, в котором доступ в номерной фонд организован по механическим замкам, начинает оснащать здание современной автоматизированной системой безопасности, понимая ее преимущества перед устаревающими системами. Можно заменить контроллеры, управляющие дверными считывателями, и установить новое программное обеспечение.
· Видеонаблюдение
Система видеонаблюдения на территории гостиничного комплекса необходима для обеспечения визуального контроля над обстановкой, анализа возможных внештатных ситуаций, проверки истинности поступающих сигналов тревоги, помощи в принятии оперативных решений. Только система видеонаблюдения может помочь отследить и зафиксировать каждый произошедший инцидент, идентифицировать мошенника или поймать за руку нечестного сотрудника.
Основные решаемые задачи на территории гостиничного комплекса с помощью системы видеонаблюдения:
● -круглосуточное наблюдение за территорией комплекса,
● -периметральное видеонаблюдение,
● -контроль ситуации в холлах и служебных помещениях,
● -включение видеокамер для записи при заданном событии,
● -регистрация проходящих через пост охраны отдыхающих и сотрудников гостиницы,
● -распознавание и регистрация номеров автотранспорта,
● -запись, просмотр и поиск видеоархива и т.д.
Специалисты говорят о необходимости установки видео камер в таких наиболее уязвимых с точки зрения обеспечения безопасности участках отеля, как: зона входа в гостиницу, территория автомобильной стоянки, стойка приема и оформления гостей, место хранения ключей, фойе и расположенные на первом этаже предприятия питания и магазины; коридоры, лестничные пролеты, эвакуационные лестницы, часто использующиеся персоналом; номера и апартаменты.
В Интегрированном комплексе безопасности система видеонаблюдения существенно повышает свою эффективность, поскольку становится возможным активирование камер CCTV по событиям в других подсистемах. Примером может служить ситуация, когда человек заходит в здание/помещение, приложив карту к считывателю, на мониторе у охранника одновременно выводится фотография из базы данных и транслируется изображение с видеокамеры в реальном времени, - что позволяет осуществить удаленный визуальный контроль и принять решение о праве доступа.
Программное обеспечение позволяет вести точный учет находящихся на территории людей, иметь видеоархив лиц людей, прошедших через пост охраны, также будет доступна отчетность о количестве автомобилей отдыхающих и сотрудников, времени их нахождения на территории.
· Система охранно-пожарной сигнализации
Основные решаемые задачи на территории гостиничного комплекса с помощью системы охранно-пожарной сигнализации: противопожарная безопасность в номерах, холлах и служебных помещениях, охранная и тревожная сигнализация, автоматическое включение/выключение кондиционера, системы вентиляции при достижении в помещении определенной температуры или влажности, а также при выходе постояльца из номера; автоматическая/ручная постановка и снятие с охраны номера, служебного помещения при уходе и приходе сотрудника или гостя.
Гостиничный комплекс должен быть оборудован пожарной сигнализацией и средствами пожаротушения, обеспечивающими эффективное обнаружение очага возгорания. По всем помещениям монтируются дымовые датчики и устанавливается автоматическая система пожаротушения. Каждый гостиничный номер желательно обеспечить индивидуальными средствами защиты, а планировка здания должна соответствовать требованиям, позволяющим своевременно и оперативно эвакуировать людей даже из высотных зданий. Для предотвращения паники при эвакуации в отеле устанавливается система голосового оповещения.