Группа ЭиБУ-19. Занятие 26.05.2020 по истории на тему: «Россия в конце 20-нач.21вв.»
ПЛАН.
1.Введение
2.Попытки модернизации системы и переход к новой модели общественного развития.
3.Трудности, противоречия и просчеты реформ 90-х годов.
4.Россия на пути к инновационной экономике.
5.Внешняя политика современной России.
6.Заключение.
1.Введение
Кризис 1998 г. Закончил период экономики спада. С 1999 г. В стране начался восстановительный рост экономики, который происходил во многом за счет накопленного в прежние годы богатства: оно использовалось как ресурс, но не восполнялось. С 1999 года на мировом рынке стремительно растет цена на нефть. Россия начинает наращивать ее экспорт и вскоре превращается в самого крупного поставщика энергоносителей в мире. Высокие цены на нефтяном рынке позволяли власти ничего не менять в экономике. Это одна из причин, в силу которой реформы естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, налоговой, банковой и правоохранительной систем, способных создать благоприятный климат в стране, потеряли темп. Обострились социальные проблемы: теряющее конкурентноспособность в условиях постиндустриального мира образование, низкое качество здравоохранения, архаичная система социальной защиты, мизерные пенсии, нарастающее социальное расслоение при слабости среднего класса. Правительство В.В. Путина начало проводить комплекс реформ, направленных на укрепление прав собственности и углубление структурных реформ, включение страны в мировое сообщество и хозяйство.
В последние годы Россия продвинулась по пути интеграции в систему мирохозяйственных связей, что открыло более широкие возможности для выхода российской продукции на рынки Запада. В настоящее время у России появляется реальная возможность выйти к 2020 г. Из категории среднеразвитых стран, в которой она находилась на протяжении всего 20 в., и присоединиться к группе развитых.
2.Попытки модернизации системы и переход к новой модели общественного развития.
С середины 80-х гг. в нашей стране начинается сложный, период глубоких перемен, содержанием которого является переход от системы сверхогосударствления к обществу, ориентированному на социальную рыночную экономику и демократию. Предпосылкой для перехода к преобразованиям было осознание частью правящих кругов всей остроты проблем, стоящих перед страной, которые были связаны, прежде всего, с застоем экономики.
В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. Вскоре на апрельском заседании был провозглашен курс на "ускорение". Пока речь шла о чисто экономических задачах. Однако скоро стало осознаваться, что их можно решить только при условии политических изменений – демократизации.
Первым шагом в этом направлении стало провозглашение на пленуме ЦК в январе 1987 г. политики "гласности". Поначалу робко, а затем все более сильнее, в прессе, других средствах массовой информации стали звучать критические мотивы.
Уже в октябре 1987 г. впервые проявились симптомы политического размежевания в обществе: первый секретарь Московского горкома КПСС Ельцин выступил на пленуме ЦК против нерешительности преобразований и персонально против Е.К. Лигачева. В порядке наказания он был снят с высоких постов, что имело большой резонанс: этот факт подтолкнул многих к осознанию необходимости углубления демократизации. В свою очередь симптомом консолидации противников нового стало появление в марте 1988 г. в газете "Советская Россия" статьи ленинградского преподавателя Н. Андреевой под названием "Не могу поступаться принципами". Она была опубликована с санкции Лигачева и стала своего рода манифестом консерваторов.
В июне 1988г. состоялась Х1Х конференция КПСС, которая приняла решение о дальнейшей демократизации – начале реформы политической системы СССР. В том же году был принят закон о кооперации – впервые начало возрождаться частное предпринимательство.
Важным новым явлением общественной жизни становится разворачивающаяся кампания против сталинизма. Созданная в 1988 г. по решению Политбюро ЦК КПСС Комиссия по изучению сталинских репрессий, пришла к выводу о фальсификации дел Бухарина, Рыкова и др. Появляется все больше различных публикаций с разоблачением Сталина, что оказывает большое влияние на общественное сознание. Большую роль сыграл и художественные произведения: фильм Абуладзе "Покаяние", затем роман Рыбакова "Дети Арбата".
В соответствии с решениями XIX конференции прошли выборы на I съезд народных депутатов, который открылся в мае 1989 г. В ходе выборов и на съезде – впервые резкая политическая поляризация, формирование противоборствующих течений. На съезде за демократизацию выступила "межрегиональная депутатская группа"[5].
Происходит и зарождение многопартийности. Возникают различные независимые от властей общественные организации – "неформалы" (одно из первых – "Мемориал"). Затем и партии, первая из них – Демократический союз; в республиках – народные фронты.
Важнейшей тенденцией политической жизни было прогрессирующее ослабление позиций КПСС. В марте 1990 г. III съезд Советов одновременно с избранием Горбачева президентом СССР отменил 6-ю статью Конституции о руководящей роли КПСС.
В то же время в самой КПСС нарастает политическая поляризация. С одной стороны – "демплатформа", с другой стороны в 1990 г. образуется Компартия РСФСР – оплот консерваторов. С этого года начался массовый выход из партии (за год вышло 4 млн.), фактически многие ее организации превратили свою деятельность.
3.Трудности, противоречия и просчеты реформ 90-х годов.
Наибольшие позитивные перемены происходят в духовной жизни: расширение доступа к разнообразной информации, прорван "железный занавес". Особое значение – публикация ранее недоступных произведений. Особую реакцию вызвала публикация произведений А.И.Солженицына и других российских писателей, не по своей воле оказавшихся за границей. Издание также работ Бердяева и других мыслителей, высланных в свое время из страны. Происходит раскрепощение общественного сознания, рост интереса к истории и политике, идут острые споры.
Большие перемены произошли и во внешней политике, где перелом наступил в 1989 г. В начале года завершился вывод советских войск из Афганистана. В конце 1989 г. рухнули коммунистические режимы в странах Восточной Европы, чему СССР не оказал сопротивления. Происходит значительное улучшение отношений со странами западом в соответствии с выдвигавшейся Горбачевым идеологией "нового мышления": (отказ от конфронтации).
В то же время обостряется экономическое положение. Прежние трудности были усугублены новыми ошибками. Например, сильно подорвало экономику введение в 1985 г. "сухого закона" (алкоголь давал 1/3 доходов). В конце 80–х гг. – начало падения производства, инфляция, всеобщий дефицит, в конце концов, полки магазинов совсем опустели. Правительство все более упускало из своих рук рычаги влияния на экономику и в то же время не решалось на радикальные реформы (самая известная программа быстрого перехода к рыночной экономике – "500 дней" была разработана Г.Явлинским).
Экономические трудности усилили недовольство народа и стали толчком для начала массового рабочего движения. Оно началось с шахтерских забастовок лета 1989 г. ("жаркое лето") и сильно подтолкнуло правящие круги к углублению преобразований.
Одной из самых острых проблем становятся отношения между республиками, вопрос о будущем СССР. На выборах 1990 г. в Верховные Советы Литвы, Латвии и Эстонии большинство голосов получили движения, выступавшие под лозунгом провозглашения независимости, выхода из состава СССР. Это "Саюдис" в Литве, Народный фронт Латвии, Народный фронт Эстонии. Развернулся "парад суверенитетов", все больше усиливается опасность развала СССР. В целях его спасения началась работа над новым союзным договором, где каждая республика должна была определить свое место в составе Союза на приемлемых условиях, вплоть до придания отдельным из них особого статуса. Этого не хотели допустить противники преобразований. Не случайно, что именно назначение на 20 августа 1991 г. подписания нового договора стало толчком для путча.
Между тем в ходе общественной борьбы происходило дальнейшая поляризация противоборствующих сил, явственно проявлялось усиление наступления реакции. Еще в конце 1990 г. в Верховном Совете СССР большинство депутатов под руководством группы "Союз" потребовали чрезвычайных мер.
Реакционные тенденции проявились в кадровых перестановках. На учрежденный пост вице-президента Горбачев упорно проводил Г. Янаева, ранее руководившего комсомольскими и профсоюзными структурами. На пост министра внутренних дел по решению Горбачева был назначен Б. Пуго – бывший комсомольский и партийный работник, занимавший также ответственный пост в КГБ. О реальности консервативного переворота вслух заявил на IV съезде народных депутатов З. Шеварнадзе, подавший в знак протеста в отставку с поста министра иностранных дел.
К весне 1991г. ситуация еще более обострилась. Несколько сот тысяч шахтеров начали бессрочную забастовку с требованиями отставки Горбачева и Верховного Совета. 12 июня 1991 г. Б.Н.Ельцин, ставший к тому времени фактическим лидером демократических сил, всеобщим прямым голосованием был избран президентом России.
Таким образом, к лету 1991 г. назрело решительное столкновение противоборствующих общественных сил. Можно сказать, что к этому времени "перестройка", как попытка мирного, эволюционного преобразования существовавшей системы, исчерпала себя. Стало ясно, что КПСС, партноменклатура не желают глубоких преобразований. Встал вопрос о ломке системы, о скачкообразном переходе к иной модели общества.
4.Россия на пути к инновационной экономике.
На рубеже третьего тысячелетия человечество оказалось на пороге грандиозных перемен, суть которых – переход от индустриального к постиндустриальному обществу.
Активность государства на мировой политической арене в полной мере обусловлена динамикой внутреннего развития страны. Стабильность внутренней ситуации, авторитет власти, развитие экономики – это базисные факторы при определении статуса государства на мировом уровне.
Говоря о России, необходимо отметить, что ее переход к рыночной экономике и демократии был достаточно сложным. Во всех сферах жизни общества резко обозначились деструктивные процессы. За чертой бедности оказалась фактически треть населения страны, потеряв в результате дефолта все денежные вклады и все свои сбережения. Большинство крупных банков обанкротилось, и после кризиса 1998 года кредитная система была практически парализована. В пересчете к ВВП внешний долг России на конец 1999 года составлял почти 90%.
Процесс стабилизации внутренней ситуации в стране связан с президентством В.В.Путина. 26 марта 2000 года, став полноправным президентом России, Путин приступил к активным действиям. За несколько месяцев он сформировал свою, «питерскую» команду, состоящую из бывших сослуживцев или из тех, с кем он работал прежде. Наиболее известные имена - это Михаил Касьянов, Герман Греф, Алексей Кудрин и Анатолий Чубайс. Сформировав основной экономический костяк страны, Путин начинает укрепление «вертикали власти». Смысл всех реформ произошедших в 2000 - 2004 гг. сводился к централизации власти и стабилизации экономики страны.
Преодоление кризиса позволило России перейти на новый этап развития, выдвинуть новые долгосрочные цели. Ежегодное послание президента Федеральному Собранию РФ, первое после переизбрания В.В.Путина в 2004 году, задало тон всей политике государства на дальнейшее четырехлетие. Озвученные в нем задачи сохраняли свою актуальность на протяжении всего второго срока президентства В.В.Путина.
Во-первых, это обеспечение граждан доступным жильем посредством жилищного кредитования, разрушение монополии на строительных рынках, предоставление гарантий гражданам при проведении сделок на рынке жилья. Во-вторых, это модернизация здравоохранения, ориентированного на повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения; другими словами, должны быть созданы гарантии бесплатной медицинской помощи. В-третьих, это развитие отечественного образования, под которым подразумевается доступность высшего образования для всех слоев общества, создание устойчивых связей профессионального образования с рынком труда, т.е. молодые кадры должны работать по специальности, а также соотнесение отечественного образования с мировыми стандартами. Не менее значимой задачей является и развитие транспортной инфраструктуры, без которой невозможно нормальное функционирование предприятий. К задачам общенационального масштаба, безусловно, относится и модернизация армии, как главного гаранта государственной безопасности.
За первые годы президентства Путина государство активно стало скупать медиа структуры и нефтяные компании. Укрепляет свои позиции холдинг «Газпром», который вбирает в себя все центральные каналы телевидения и основные нефтяные активы страны. Государственная компания «Роснефть» покупает нефтедобывающую компанию «Юганскнефтегаз» и основной актив транснациональной компании «ЮКОС». По мнению ряда политологов, в результате этих событий вся западная пресса заговорила о тоталитарном режиме, припоминая гонения Гусинского и Березовского, и подвергая жесткой критике политику кремля в Чечне. Но, несмотря на это, рейтинг президента оставался высоким, и именно он становиться символом новой России.
В 2005 году в своем Послании Федеральному Собранию В.В.Путин, к уже определенному кругу, присовокупил еще ряд насущных задач: переход от политики стабилизации к политике развития, сориентированной на будущее; либерализация предпринимательства, т.е. укрепление незыблемости частной собственности, стимулирование капиталовложений граждан в национальную экономику; решение проблемы смертности и рождаемости, которые неразрывно связаны с проблемой здравоохранения, и, наконец, вопрос благосостояния граждан и повышения уровня оплаты труда.
Во исполнение предложений, содержащихся в послании 2005 года, был принят ряд законов, совершенствующих политическую систему. В частности, законы об участии победившей на региональных выборах партии в наделении полномочиями глав субъектов Федерации. Приняты также решения о совершенствовании отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением.
В целом 2005 год был для России удачным. Россия сохранила темпы экономического роста и стала со своими 6,4 % лидером в Европе (притом, что прошлогодний лидер - Украина - оказалась за чертой "медалистов"). Впервые после распада СССР страна получила возможность осуществлять национальные проекты, вырос и укрепился фондовый рынок, расширилось потребительское кредитование. Однако, Россия никогда не сможет забыть страшных последствий ряда террористических актов, в том числе и событий 1 сентября в Беслане, унесшие жизни невинных детей.
В 2006 г. Россия встала на путь перехода к инновационному характеру развития экономики. Этот переход предполагал: пересмотр политики государственных инвестиций – успех зависит не от объема, а от правильного распределения капиталовложений; достижение научного и технологического преимущества перед другими странами, т.е. сегодня нужна такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний «на поток».
22 января 2006 года в главном зале Кремля - Георгиевском - впервые в полном составе собрался новый представительный орган - Общественная палата, с появлением которого общество и государство становятся более стабильными.
19 ноября 2006г. российским дипломатам удалось подписать двусторонний договор с США о вступлении в ВТО. К этой цели наше правительство упорно шло с 1994 г. В конце декабря аналогичное соглашение было заключено с Молдавией, а 24 января - с Сальвадором. Членами Всемирной торговой организации являются уже 148 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Предпринимая данный шаг, правительство РФ ставил перед собой конкретные задачи: расширить дорогу российской продукции на иностранные рынки, создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций; расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере. Однако, реализация поставленных задач - это дело не одного года, поэтому о результатах можно будет говорить значительно позже.
Согласно официальным цифрам в 2006 г. сократилась доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума до 15%, объем прямых иностранных инвестиций составил 2,7% от ВВП страны, а рост машиностроения составил 3,3%. Появились первые результаты работы по нацпроектам, а именно: приоритетный проект «Здоровье» в 2006 году реализован на 95–100%, удалось добиться сокращения смертности и повышения рождаемости. Об этом заявил Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов. Нацпроект «Развитие агропромышленного комплекса» подтолкнул к развитию инициативы и предпринимательства в деревне, а ежегодный прирост отрасли строительства «доступного жилья» оказался рекордным за все годы – 15%, хотя недостаточным по мировым стандартам. В 2006 году Россия заняла первое место по добыче нефти в мире, однако в плане переработки нефти, мы существенно отстали от мировых лидеров.
Экономическая ситуация нового, 2007 г., требовала уделить первостепенное внимание проблеме снижения темпов инфляции. Однако, развитие российской банковской системы и финансовых рынков также осталось в числе приоритетов. Принят закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. И мы уже наблюдаем здесь соответствующую активизацию: за год создано более 700 тысяч новых рабочих мест в малом бизнесе.
10 июня 2007 г. прошел XI международный экономический саммит в Санкт-Петербурге, на котором речь шла в первую очередь о необходимости менять структуру международных экономических отношений в связи с потребностями сегодняшнего дня. Основными точками соприкосновения мировых интересов в области экономики были признаны мировая торговля, а соответственно и импорт, экспорт товаров, инвестиционная политика государств, реструктуризация и модернизации международных организаций.
Россия получила право проведения зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г. Новость эта, прогремевшая в ночь со 4 на 5 июля, безусловно, останется одной из главных тем на семь лет вперед. Спорт, конечно, вне политики, но России эта победа нужна была и в политическом плане, в том числе.
12 сентября 2007 г. состоялась отставка правительства Михаила Фрадкова. Этот пост пророчили первому вице-премьеру Сергею Иванову, однако утвержден в этой должности был 66-летний "финансовый разведчик" глава Росфинмониторинга Виктор Зубков
В конце 2007 года были подведены итоги и выявлены следующие показатели: ВВП страны вырос на 7,6%; федеральный бюджет достиг 3,6% от ВВП; реальные доходы населения увеличились более чем на 10 %; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась до 12–13%; а рост инвестиций составил 20%. Производство машин и оборудования выросло на рекордные 20%, транспортных средств – на 15%. Жилья построили в России почти на 30% больше, чем в предшествующий год.
Экономический кризис явился серьезным показателем того, что российская экономика стала неотъемлемой частью мировой экономической системы.
В целом, необходимо учитывать, что экономические кризисы, по своей сути, являются естественной и необходимой временной составляющей экономического развития как целых стран, так и отдельных субъектов на любом уровне. Это «инструмент» периодического отбора наиболее сильных, жизнеспособных и эффективных элементов рыночной системы. Только в таких сложных, «экстремальных» условиях, которые создает кризис, проявляются проблемные стороны системы. Следовательно, кризис не подразумевает отказ от существующего механизма функционирования, а требует избирательного подхода к элементам этой системы, ее совершенствование.
Если Россия вступала в XXI век ослабленной, неподготовленной к жесткому отстаиванию своих интересов страной, то теперь эта тенденция была определенно сломана рядом событий на мировой арене. Страна, обладающая несметными богатствами, которые составляют около 35% всех ресурсов Земли, в любые, даже самые тяжелые времена не переставала быть одной из крупнейших держав мира.
5.Внешняя политика современной России.
Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений. В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.
Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода альтернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего, такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.)
Второй путь предполагает обретение Россией статуса региональной державы. В одном случае ее влияние может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.
Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем. В реальной политической деятельности государства переплетаются элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внешнеполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».
Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:
создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами;
вхождение в европейское и мировое сообщество;
разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;
разработка новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;
активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии;
равноправное развитие отношений с США;
противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;
участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.
30 января 2009. Из стенограммы выступления и ответов на вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на "правительственном часе" в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 28 января 2009 г.
Интересы всех государств – и Россия тут не исключение – затронул глобальный финансово-экономический кризис. В то же время нет худа без добра. Кризис подталкивает всех к коллективным действиям, дает уникальную возможность через решение насущных задач оздоровления мировой экономики и финансовой системы выйти на формирование позитивной повестки дня для всего международного сообщества. Наглядный пример – фактическое переформатирование финансовой «семерки» в «двадцатку» крупнейших экономик мира, как это произошло на саммите в Вашингтоне. Действуя в тесном контакте со своими партнерами и единомышленниками на пространстве СНГ, в Европе и в формате БРИК, Россия приняла активное участие в работе саммита. Дальнейшие усилия по перестройке мировой финансовой архитектуры должны способствовать деидеологизации и демилитаризации международных отношений, а со временем – позволить наработать критическую массу доверия, необходимого для того, чтобы разобраться с нашими противоречиями с рядом западных партнеров и по некоторым политическим вопросам.
Возвращаясь к кавказскому кризису, необходимо отметить, что он стал мощным катализатором реконфигурации в евро-атлантической политике, наглядно продемонстрировал несостоятельность существующей «лоскутной» архитектуры европейской безопасности, ее претензий на натоцентризм. В то же время найденное европейское решение – план урегулирования президентов Д.А.Медведева и Н.Саркози – способствовало укреплению роли Евросоюза и наших двусторонних связей с ведущими западноевропейскими государствами. Это верно и в отношении искусственно созданного украинской стороной кризиса в газоснабжении Европы. Мы еще никогда так плотно и прагматично не сотрудничали с ЕС по действительно значимым для обеих сторон вопросам. Готовы к всестороннему развитию связей в направлении формирования стратегического партнерства Россия-Евросоюз.
Своего рода «момент истины» наступил в отношениях с НАТО, однозначно вставшей на сторону агрессора. Стало очевидно, что альянс не может претендовать на солидную роль в Европе вне продуктивного контакта с Россией. Перед нами – непростой период нормализации. Будет необходимо вернуться и к разговору о кавказском кризисе, и к обсуждению принципиальных основ нашего взаимодействия, прежде всего обязательства о недопустимости укрепления своей безопасности за счет укрепления ее у других.
Развитие событий убедительно подтверждает актуальность выдвинутой Президентом Д.А.Медведевым еще в начале июня 2008 года инициативы о заключении юридически обязывающего Договора о европейской безопасности и запуске соответствующего переговорного процесса на паневропейском саммите. Значительный интерес к нашей инициативе выявило первое полноценное обсуждение идеи Договора на уровне министров иностранных дел на заседании СМИД ОБСЕ в Хельсинки. Суть нашего предложения – создание в Евро-Атлантике подлинно открытой системы коллективной безопасности, основанной на принципе ее неделимости. Альтернатива этому одна – дальнейшая деградация всей евроатлантической политики. Намерены активно продолжать обмен мнениями с нашими партнерами, включая действующие в сфере безопасности в евроатлантическом регионе организации, с целью выхода на договоренности о формате переговорного процесса.
Если обобщать, то события года наглядно подтвердили – в качестве одной из перспективных тенденций современного мирового развития – укрепление регионального уровня глобального управления. Это мы наблюдаем повсюду – в Евро-Атлантике и в Европе, на постсоветском пространстве, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Юго-Восточной Азии, в Африке и Латинской Америке. Не дожидаясь, пока разбалансированная по итогам событий последних почти 20 лет международная система вновь обретет стройность и законченный вид, государства берут на себя инициативу и ответственность за дела в своих регионах. Думаю, что такую тенденцию можно только приветствовать.
6.Заключение.
Предпринятая попытка проанализировать наше прошлое на фоне развития мировой цивилизации еще раз убедила в том, что общество успешно познает себя и историю только в сравнении с другими странами. В то же время подобный подход позволяет выделить специфику российской истории, выяснить степень и характер влияния на нашу страну окружающего мира.
Однако, стремясь к объемному, многоцветному изображению исторических событий и процессов, важно не забывать, что в истории, как и в любой другой науке, невозможно достижение какой-то окончательной истины. Каждое новое поколение задает истории свои вопросы, всматривается в прошлое, ища ответы на сегодняшние проблемы. Поэтому историки и общество в целом будет и в будущем дискутировать по многим историческим проблемам.
Итак: прошлое не уходит бесследно. В каждом из нас оно оставляет следы. У прошлого нет границ, его нельзя отменить. Его забвение – несчастье, трагедия для последующих поколений. Оно ведет к духовному плебейству и обнищанию. Нельзя жить на земле, не зная о трудах, славе и искренних заблуждениях, ошибках наших предков, не помня по именам самых знаменитых из них, и праведных, чьими мыслями и достижениями мы пользуемся как само собой разумеющимся, извечно существующим. Человек должен иметь духовное наследие, в противном случае, не зная своего рода и племени, он превращается в жалкое существо.
Домашнее задание: учебник «История России», ч.3 гл.5 §39 устно, зад.6 на стр.107 написать в тетрадь, подготовить информацию к экзаменационному вопросу №52, прислать фото выполненного задания.
Группа ЭиБУ-19. Занятие 27.05.2020 по истории на тему: «Послевоенное политическое развитие УССР и выход на международную арену»
План:
1. Административно-территориальные изменения. Украина - соучредитель ООН. Деятельность Украины на международной арене.
2. Переход к мирной жизни.
3. Восстановление и его особенности в Украине.
4. Голод 1946-1947 гг.
5. Уровень жизни и быта населения.
6. Культурная жизнь в УССР во второй половине 1940-х - начале 1950-х годов.






