О.Конт создание позитивистской социологии

 

2.1. Краткий биографический обзор О.Конта

Огюст Конт (1798—1857) родился во французском городе Монпелье в семье финансового чиновника. С 1807-го по 1814 г. учится в лицее; этого города. В последние годы учебы, несмотря на юный возраст, увлекается либеральными и революционными идеями. Затем он переезжает в Париж, одним из лучших проходит по конкурсу в Высшую политехническую школу. В 1816 его исключают за вольнодумство, а учебное заведение правительство Франции эпохи Реставрации закрывает как рассадник якобинских настроений. Затем он возвращается на несколько месяцев в Монпелье, слушает курсы по медицине и физиологии в университете этого города и вновь уезжает в Париж, где зарабатывает на жизнь уроками математики.

Следующий важный этап в жизни Конта – 1817–1824 гг., когда он работает секретарем Сен-Симона, являясь и его сотрудником и другом. В этот период Конт печатает несколько небольших статей, касающихся различных социальных проблем. Одна из них – «План необходимых научных работ, чтобы реорганизовать общество». Она стала базой для первого крупного труда - «Система позитивной политики». Первая часть первого тома этой работы была продана Сен-Симону и опубликована им в 1824 г. без подписи автора в серии «Катехизис промышленников». Этот факт послужил причиной для протеста Конта и его ссоры с патроном, от которого он уходит.

С 1829-го по 1842 г. он пишет главный труд своей жизни «Курс позитивной философии» в шести томах. Первый том вышел в 1830 г. В этой книге он разрабатывает принципы классификации наук, позитивной философии и социологии. Отметим, что в последних трех томах «Курса» излагаются основы «социальной физики» (социологии). В четвертом томе говорится о необходимости изучения социологических законов, а в пятом и шестом формулируется главный (по Конту) из них – закон трех стадий.

В 1844 г. социолог публикует «Рассуждение о духе позитивной философии», в 1848-1851 гг. – «Рассуждение о позитивизме в целом», в 1851 г. – «Позитивистский катехизис» (наставление, поучение, чаще всего в виде вопросов и ответов), в 1851–1854 гг. – «Систему позитивной политики». В 1848 г. Конт создает «Позитивистское общество», задачей которого было обучение и воспитание народа в духе позитивистского мировоззрения. В последние годы жизни он часто выступает с лекциями для рабочих, в которых в резкой форме осуждает революционные действия парижского пролетариата. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в Париже в окружении учеников в доме на улице Месье-ле-Прэнс.

2.2. Учение Огюста Конта

По замыслу Конта, социология должна была венчать все знания наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Обратимся к некоторым идеям «отца» социологии. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.

Представляется интересным проследить путь реконструкции основных этапов понятийно-терминологической эволюции Конта от социальной физики к социологии.

В апреле 1822 года Конт по поручению своего учителя Сен-Симона подготовил для его работы "Катехизис промышленников" третью тетрадь - "План научных результатов, необходимых для реорганизации общества". И здесь обнаружилось принципиальное отличие позиции ученика от позиции учителя. В качестве главной задачи людей молодой Конт выдвинул создание особой науки об обществе, которая опирается на наблюдения, имеющие дело с реальными фактами, открывает объективные законы. В отличие от Сен-Симона, который рассматривал науку об обществе как часть физиологии или общей науки об организмах, Конт выделил новую науку о социальных организмах в отдельную область, которую назвал социальной физикой. "Эта социальная физика является, очевидно, такой же позитивной, как и любая другая наука, опирающаяся на наблюдения. Свою внутреннюю уверенность она всегда черпает из реальности. Законы, которые она открывает, соответствуют совокупности наблюдаемых явлений, заслуженно применяются и пользуются доверием. Как и все другие, эта наука обладает, помимо прочего, общей способностью к подтверждению, даже независимо от своих отношений с физикой" [5].

Уже в 24 года Конт сформулировал представление о связке трех крупных областей науки, именуемых однокоренными терминами: физика (от греческого слова Physis - науки о неживой природе) - физиология (наука о природных организмах) - социальная физика (наука о социальных оргазмах). Их объекты постепенно усложняются: социальная физика имеет дело с самым сложным и наименее изученным объектом, она находится на вершине иерархии наук.

Более важным в свете последующего развития социологии было проведенное Контом разделение двух типов общества: военного, более примитивного, и промышленного, индустриального, которое складывалось как раз в эпоху Конта. Характерными чертами индустриального общества, по Конту, является появление крупного промышленного производства, научной организации этого производства, формирование нового слоя общества — рабочих, занятых в промышленности, возникновение противоречий между рабочими и предпринимателями. Конт считал, что в дальнейшем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции приведет к материальному благополучию населения.

Большое значение в своем исследовании общества Конт придавал морали и нравственности. Так, он полагал, что высшие классы общества должны проникнуться чувством долга и ответственности, соответствующими их положению в обществе, и поддерживать в обществе социальную гармонию.

О. Конт считал, что историческая логика развития науки состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из которых имеет предшествующей необходимую предпосылку: математика = > астрономия => физика => химия => биология => социология. Позитивистская доктрина, отстаиваемая Контом, была направлена против умозрительного теоретизирования социальной философии и философии истории, на создание «позитивной социальной науки», столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучные теории, основанные на фактах в их связи, изучаемых методами наблюдения, сравнения, эксперимента, точного измерения. Позитивисты рассматривали общество как эволюционизирующий социальный организм, законы которого имели общность с природными.

 3. Позитивизм в социологии

3.1. Основные концепции позитивистской социологии Конта

 

Конт негативно относился к любым проявлениям отрицательного, разрушительного, критического. Он противопоставлял духу отрицания, который принесла Революция, созидательность, дух позитивизма. Категория позитивного стала наиболее общей и главной в его взглядах, в связи с чем, позитивизм и другие слова, производные от «позитив» превратились в основные термины, обозначающие учение Конта. Конт указал пять значений термина «позитивизм»:

1. реальное, противопоставляемое химеричскому;

2. полезное, противопоставляемое негодному;

3. достоверное, противопоставляемое сомнительному;

4. точное, противопоставляемое смутному;

5. организующее, противопоставляемое разрушительному.

К этим категориям Конт добавил несколько черт позитивного мышления, как

тенденции везде и во всем заменять абсолютное на относительное, его непосредственно социальный характер, а также тесную связь со всеобщим здравым смыслом. В системе взглядов Конта место позитивного мышления может быть понято только в тесной связи с его знаменитым законом трех стадий, или трех состояний, который он называл главным своим открытий. В соответствии с этим, индивидуальный человек, человечество и общество в своем развитии неизбежно и последовательно проходят обозначенные три ступени:

1. На теологической стадии, называемой также фиктивной, человеческий разум стремится найти начальные или конечные причины всех явлений, стремится постичь абсолютное знание. В свою очередь, теологическое мышление проходит свои три стадии развития: фетишизм, политеизм и монотеизм. Данная стадия была необходима в свое время, так как она обеспечила предварительное становление социальности людей и рост умственных сил. Но стремление теологии проникнуть в предначертания Провидения – безрассудство, схожее с предположением, касающемся того, что низшие животные обладают способностью предвидеть желания человека или иных высших животных.

2. Метафизическая, или абстрактная стадия человеческого мышления характеризует попытки объяснения внутренней природы явлений, их начала и предназначения, главного способа их образования. Но, в отличие от теологии, метафизика стремится объяснить явление не через сверхъестественные факторы, а через сущности, то есть абстракции. На данной стадии очень велика спекулятивная, умозрительная часть, в связи с упорным стремлением аргументировать, а не наблюдать. Метафизический тип мышления составляет, как и теологический тип, неизбежную стадию, являясь по природе своей критическим, разрушительным. Его черты в существенной степени сохранились и в современном мире.

3. Позитивистская, или реальная, или научная стадия, в качестве основного своего признака содержит то, что в ней работает закон постоянного подчинения воображаемого наблюдаемому. На данной стадии ум отказывается воспринимать недоступное определение конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простейшему исследования законов, то есть, исследуются постоянные отношения, существующие между наблюдаемыми явлениями.

Иногда Конт высказывал идеи, не только противоречащие изучению конечных причин, но и исследованию любой причинности, утверждая, что науке необходимо заменить вопрос «почему» на вопрос «как». Однако сам он, в своих сочинениях часто высказывался о возможных причинах того или иного явления.

Позитивное мышление, которое характеризуется всеми названными выше признаками, далеко от эмпиризма и мистицизма. В соответствии с законом трех стадий, все науки и любое общество неизбежно завершит свою эволюцию позитивной стадией. Именно третья стадия характеризуется формированием истинной, то есть позитивной наукой, цель которой - познать не факты, которые для науки составляют только необходимый сырой материал, а законы. Существование неизменных естественных законов - обязательное условие существования науки. Познание законов с целью развития рациональногопредвидения - это ее предназначение.

 

3.2 Социальная статика

Социальная статика - это социологическая дисциплина, изучающая взаимоотношения элементов общества, сохраняющихся при всех исторических условиях.

Социальная статика - это изучение общественного порядка. Конт видел общество как единое целое, стабильность и функционирование которого обеспечивается тремя элементами - государством, семьей и религией. Задачей социальной статики является систематическое изучение взаимосвязей между компонентами социальной системы и факторами, обеспечивающими социальный порядок, изучение взаимодействий, которые постоянно происходят между различными частями социальной системы.

Как и многие иные социологи, Конт начинает анализировать «социальную статику» именно с семьи, рассматривая ее как основную ячейку социального организма. Согласно О. Конту семья действует как стихийный источник нравственного воспитания, естественная основа политической организации. Переломный момент семьи, ее распад сравним с гибелью всего общества. Семья является первичной, естественно развивающейся, основанной на силе чувств формой объединения людей, из которой вырастают более широкие сообщества: племя, люди и т. д. Человек приобретает свои первые социальные качества преимущественно в семье.

Вместе с семьей главным условием существования общественного организма считается разделение по трудовому признаку, формирующееся под воздействием естественных потребностей всего общества. Именно на основе разделения труда создается и со временем усложняется совокупность различных социальных групп и классов, формируется связь между какими-то отдельными семьями, а также формируется солидарность, терпимость и нравственность. Несмотря на мнения либеральных сторонников свободной конкуренции, Конт полагал, что все экономические связи сами по себе не могут гарантировать стабильность всего общества, не могут обуздать разрушительного влияния эгоизма, злости и агрессивности, а потому они обязательно должны сосуществовать с политическим принуждением. Но, стоит отметить, даже этого будет недостаточно для эффективного и прогрессивного функционирования социума. Это можно объяснить тем, что социальная связь предполагает наличие единства верований, религиозных убеждений и возникающих социальных чувств. Это абсолютно необходимое соглашение обеспечивается религией и церковью.

 

3.3 Социальная динамика

 

Социальная динамика - это законы развития и деформации существующих социальных систем.

В целом, социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тему, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие не различения общества и человечества и включения социологии в «позитивную теорию человеческой природы» теория прогресса Конта в основе своей является антропологической.

Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием «развития». Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории «органические» периоды чередуются с «критическими», когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

Развитие общества представляется в виде перехода от одной стадии развития человеческого сознания к другой стадии. Здесь имеет место быть проявление «закона трех стадий». Эти стадии соответствуют формам социальной структуры, политики, экономики:

· теологическая;

· метафизическая;

· позитивная.

Их мы подробно рассматривали выше, поэтому продолжим с тем, что по Конту, позитивная стадия в развитии человечества должна была начаться сразу после Великой Французской революции, но Революция осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. В известном смысле она еще продолжается. С духовной точки зрения позитивная стадия начинается с «Курса позитивной философии». Сначала Конт избегал указания точной даты начала позитивной фазы в мирском, или политическом, аспекте. Но в «Системе позитивной политики» он ее указывает: это 1860 - 1865 гг.

Чтобы эволюция человечества пришла к Земле Обетованной (позитивному состоянию), необходимо осуществить два ряда реформ. Первые должны быть теоретическими; их цель - создать твердые и общепринятые мнения; их начало положено «Курсом». Другие реформы - практические, политические. Они восстановят прекрасную социальную организацию средневековья; отделят духовную власть от мирской, доверив первую ученым, вторую -«индустриалам», заменят равенство иерархией, а национальный суверенитет - всеобщим централизованным управлением компетентных людей. Позитивный, высший этап у Конта констатируется и предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется довольно туманно. Он считает, что пройдет «еще много веков, прежде чем подлинное Великое Существо (т. е. Человечество.) должно будет заняться своим собственным упадком...». Таким образом, у Конта, как и у Маркса, находящийся впереди человечества золотой век, одновременно неизбежный и желанный, означает либо нечто смутное, либо конец истории, либо новый цикл развития, который начинается с новой «теологической» стадии.

Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами. Отсюда мы видим, что Конт сам начертил тот круг, в котором была вынуждена вращаться его социология, лишенная крепкой теоретической базы. Именно вследствие этого произошло мнение, что социологическая теория должна сформироваться сама посредством накопления социологических фактов.

                                     Заключение

В данной работе, проследив этапы формирования, а также причины и условия возникновения социологии в историческом процессе, можно отметить, что социология возникает на почве, подготовленной усилиями многих поколений ученых. Согласно закону Конта классификации наук каждая предшествующая наука становится предпосылкой появления последующей, более сложной.

Работая с данным материалом, были определены причины становления социальной науки в XIX веке и выявлены причины создания социокультурных условий новой социальной науки, которая обрела собственный предмет изучения. На формирование такого образа общества большое влияние оказал опыт революции; прагматический проект общественного устройства утверждался на научном прогрессе. Наука должна была заменить собой произвольный авторитет королей и стать основой для разумного общественного порядка. По Конту, единство всех наук раскрывает единство законов. Огюст Конт может считаться основателем социологии, поскольку он не только занялся изучением общества и социальных вопросов, но и создал проект систематики наук и определил в ней место социологии, что послужило основой для будущей академической институционализации социологии как отдельной науки.

Развитие общества, по Конту, является проявлением “Закона трех стадий”. Огюст Конт считал, что развитие общества представляет собой переход от одной стадии развития к другой: теологической, метафизической, позитивистской. Однако третья стадия является достаточно спорной и не имеет под собой прочной базы фактов.

В работах О. Конта берут начало две идеи, которые четко просматриваются в ходе развития социологии: применение научных методов для изучения общества и  практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

                  

Список используемой литературы      

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.

2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3 т. М.: Феникс. 2000.

3. История социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. Минск: Вышэйш. шк.. 1997.

4. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000. - 639 с.

5. Конт О. Дух позитивной философии. Тексты по истории социологии XIX-XX вв.М., 1997. - 512 с.

6. Конт О. Избранные сочинения. М., 1996. - 417 с.

7. Общая социология / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М. 2002.

8. О. Конт и позитивизм = Auguste Comte and positivism / Милль Джон Стюарт; Пер. Спиридонов И.И.М., 2007. - 170 с.

9. Социология / Под ред. проф. А.Н. Елсукова. Минск: ТетраСистемс, 2000.

10. ТощенкоЖ.Т. Социология. М.: Прометей, 1999. Фролов С.С. Основы социологии. М.: Гардарики, 2002.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: