Бюджет Республики Дагестан на 2015-2017 гг. (млрд руб.)

Состояние и оценка потенциала теневой экономики в Республике Дагестан

По оценке экспертов, в Дагестане теневая экономика превышает 40% ВРП. Ее удельный вес существенно варьирует как по сферам экономики, так и по видам деятельности (отраслям). Разброс доли неформальной экономической деятельности в зависимости от отрасли составляет от 20 до 80%. Отдельные отрасли (сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и др.) функционируют преимущественно в теневом режиме. Это косвенно подтверждается тем, что налоговые доходы в республике составляют 5,6% ВРП (2013 г.), в то время как в СКФО — 10, а по Российской Федерации — 35%.

Серьезной проблемой для Дагестана выступают регистрация и учет для целей налогообложения предпринимателей и предпринимательских структур, функционирующих в теневом режиме. Особенно это касается малого и среднего предпринимательства. По состоянию на конец 2013 г. в республике всего зарегистрировано 589 малых и 7192 микропредприятий. На 10 тыс. человек населения в России приходится 144 и в СКФО — 55 малых предприятий, а в Дагестане — 26, или соответственно в 5,5 и 2,1 раза меньше. Значит, как минимум 2/3 малых предприятий республики не зарегистрированы и функционируют в теневом режиме. Отсутствует точный учет индивидуальных предпринимателей и крестьянских фермерских хозяйств.

Основная сфера теневой экономики Дагестана — сокрытие доходов легально функционирующих крупных и средних предприятий. Например, сумма налогов в процентах к ВРП составляла в строительстве 1,9, сельском хозяйстве — 0,6, отрасли «гостиницы и рестораны» — 1,2, на транспорте и связи — 6,5.

Широко распространено сокрытие реальной прибыли организаций от налогообложения путем искажения учета и отчетности, ведения «двойной» бухгалтерии: с 2010 г. поступления в консолидированный бюджет Дагестана по налогу на прибыль ежегодно снижаются. По итогам 2013 г. прибыль предприятий и организаций составляла всего 2488 млн руб., а 30,7% из них закончили год с убытками в размере 8938 млн руб. В итоге сальдированный финансовый результат экономики республики составил -6450 млн руб. (табл. 1).

Таблица 1

Финансовые результаты предприятий и организаций Республики Дагестан по видам экономической деятельности, 2013 г. (млн.руб.)

Отрасль Сумма прибыли Сумма убытка Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) Удельный вес убыточных организаций, %
Всего 2488 8938 -6450 30,7
Сельское и лесное хозяйство 98 33 +65 26,2
Добыча полезных ископаемых 428 15 +413 25,0
Обрабатывающие производства 1476 629 +847 22,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 14 4865 -4851 72,0
Строительство 128 244 -116 24,1

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014. С. 788, 798, 810, 814.

Об искажении финансовых результатов деятельности свидетельствует и низкая рентабельность проданных товаров (продукции, работ и услуг) в целом по экономике республики в 2013 г. — 0,1%, а рентабельность активов вообще отрицательная (-3,3%). Во многих отраслях годами производят убыточную продукцию (работы, услуги). При таких результатах должно происходить массовое банкротство предприятий, но в республике этого практически не наблюдается. Ясно, что они выживают только за счет теневых доходов.

Одна из серьезных проблем легализации теневой экономики — учет и налогообложение недвижимости, земельных участков, транспортных средств и т. д. Многие функционирующие объекты недвижимости длительное время не принимаются в эксплуатацию. Нередко собственники недвижимого имущества затягивают их регистрацию, чтобы уйти от налогообложения. В республике 517 тыс. принятых на учет объектов капитального строительства, из них более половины не облагаются налогами. Кроме того, еще 108 тыс. объектов не передано в органы кадастрового учета. Не завершены инвентаризация и рыночная оценка жилого и нежилого фонда.

В Дагестане более 816 тыс. земельных участков, из которых поставлены на учет 250 тыс., а по 566 тыс. отсутствует информация о собственнике или пользователе для целей налогообложения. Только в 2014 г. выявлены и внесены в государственный кадастр недвижимости ранее не учтенные 70,4 тыс. земельных участков и 113,2 тыс. объектов капитального строительства, из них поставлены на налоговый учет 41,4 тыс. земельных участков и 22,9 тыс. объектов недвижимости.

Острые проблемы для Дагестана — достоверный учет занятых в экономике и налогообложение заработной платы. Во-первых, около половины занятых (один из самых высоких в стране показателей) находятся в так называемом нерегистрируемом секторе, то есть работают без официального оформления своих отношений с работодателем. Их численность в республике оценивается только раз в год при составлении баланса трудовых ресурсов, соответствующие доходы полностью находятся «в тени» и не облагаются налогами.

Во-вторых, широко практикуется сокрытие доходов наемных работников. Так, частные предприятия показывают в отчетах зарплату в 2—4 раза ниже, чем унитарные предприятия соответствующих отраслей. Подобные схемы применяют не только в сфере малого и среднего предпринимательства, но и на крупных предприятиях.

Размер налога на доходы физических лиц на одного занятого в экономике Дагестана в 3,7 раза ниже, чем в среднем по России. При этом среднемесячная номинальная заработная плата в республике (16,8 тыс. руб. в 2013 г.) только в 1,8 раза ниже, чем в среднем по стране (29,7 тыс. руб.).

Расчеты показывают, что при повышении налоговых поступлений до среднего уровня в СКФО 10% ВРП уже к 2018 г. Республика Дагестан может достичь бюджетной самообеспеченности и отказаться от дотаций из федерального бюджета. Если прогнозируемый объем ВРП будет достигнут, то при налоговой нагрузке 10% собственные доходы республиканского бюджета должны составить в 2015 г. 56,9 млрд-руб., в 2016 г. — 64,5 млрд и в 2017 г. — 73,8 млрд руб. (табл. 2). Это позволит за счет снижения размера ежегодных трансфертов сэкономить за три года средства федерального бюджета в размере 117,1 млрд руб. Такова цена успешной легализации теневой экономики только в Дагестане.

Таблица 2

Бюджет Республики Дагестан на 2015-2017 гг. (млрд руб.)

Показатель 2015 2016 2017
ВРП 569,0 545.3 737,9
Доходы, всего 82,1 80,3 81,2
из них:      
собственные доходы 25,1 26,5 26,5
в % к ВРП 4,0 4,1 3,6
трансферты из федерального бюджета 57,0 53,8 54,7
При налоговой нагрузке 10°о ВРП:      
собственные доходы 56,9 64,5 73,8
трансферты из федерального бюджета 25,2 15,8 7,4
экономия средств федерального бюджета 31,8 38,0 47,3

Источники: Министерство финансов Республики Дагестан; расчеты автора.

Теневая экономика и ее легализация составляют не только резерв расширения налогооблагаемой базы. Это, с одной стороны, сфера выживания значительной части населения, а с другой — мощный фактор торможения социально-экономического развития, общественно-политической нестабильности, нравственной деградации общества. Необходимо на научной основе разработать и реализовать кардинальные меры в этой области, определить долгосрочные цели и этапы легализации теневой экономики, принять федеральную и региональные государственные целевые программы. Только тогда удастся найти адекватный ответ на самый опасный, по нашему мнению, вызов современности — широкое распространение теневой экономики в России и ее регионах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: