Акция «Елочка желаний»

Авторская разработка совместно с А.А. Фазлетдиновой.

Проводится с родителями детей одной группы или всей дошкольной образовательной организации.

Цели:

  • укрепить детско-родительские отношения;
  • сформировать ценностное отношение к близким людям.

Форма проведения: индивидуальная беседа с детьми на тему «Новый год — праздник исполнения желаний».

Подготовительная работа:

  • изготовьте эскиз для стенда в виде елочки. Елочку можно сделать из цветного картона и бумаги, сшить в технике печворк; можно использовать маленькую искусственную елочку. Как вариант вместо елочки можно сделать эскиз мешка Деда Мороза;
  • разработайте и оформите «елочные игрушки» — они могут быть в виде еловых шишек, фонариков, конфет, хлопушек, подарков, сосулек, звездочек, вырезанных из цветного картона. На лицевой стороне «елочной игрушки» напишите имя ребенка;
  • напишите красочное объявление для родителей, которое привлечет их внимание к «елочке желаний». Для объявления можно использовать мишуру, конфетти, серпантин. Некоторые в качестве «блесток» используют битые елочные игрушки, наклеивая их на бумагу — но в этом случае помните о безопасности. Отклеившийся осколок может поцарапать;
  • организуйте выставку.

Длительность: 1–2 недели.

Инструкция. За неделю до новогодних утренников проведите с каждым ребенком индивидуальную беседу. Беседа может быть такой: «Ты знаешь, какой скоро праздник? Правильно, Новый год! Праздник исполнения желаний и подарков. А кто самый главный волшебник на этом празднике? Правильно — это Дед Мороз. Что бы ты попросил у Деда Мороза для себя? А для мамы? Для папы? Для бабушек и дедушек? А для своих друзей? (Ответы ребенка запишите.) Спасибо. При встрече с Дедом Морозом я обязательно передам ему все твои пожелания».

После беседы ответы детей запишите на елочных шарах и прикрепите их к елочке так, чтобы, прочитав имя ребенка, можно было повернуть шар и узнать его пожелание. Елочку вместе с объявлением для родителей поместите на видное место в группе или в фойе.

Из опыта проведения акции. Конечно, многие дети хотят, чтобы им подарили на Новый год игрушки (машинку, куклу, конструктор), сладости, развлечения (фейерверк, поход в какой-либо магазин или ресторан быстрого обслуживания, в цирк или океанариум).

Но встречаются и такие пожелания: «Хочу, чтобы мама с папой не ругались. И папа снова жил с нами», «Хочу, чтобы мама нашла работу и больше не переживала», «Пусть папа больше со мной играет», «Хочу пожелать сестре, чтобы она со мной не ругалась и не дралась», «Дедушке нужны таблетки, чтобы не болел», «Хочу, чтобы мама всегда оставалась красивой, чтобы не кашляла и не старела».

Ребенок, недавно потерявший деда, пожелал, «чтобы мама и папа жили очень-очень-очень долго». С такими детьми необходимо побеседовать, поддержать теплыми словами, погладить, обнять, сказать, что все наладится.

НА САЙТЕ

e.stvospitatel.ru

Получите демодоступ и читайте в электронном журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», № 6, 2016 статью Н.М. Шафран «Наши увлечения родом из детства: беседа с родителями о значении совместного с ребенком досуга».

Встречаются и «волшебные» новогодние желания: «Хочу волшебную палочку, как у Гарри Поттера», «Хочу стать феей», «Хочу все сокровища, какие есть на свете», «Хочу, чтобы котенок иногда говорил».

Вместо елочки с шарами можно вместе с детьми смастерить бумажную гирлянду пожеланий и повесить ее в раздевалке. В небольшом детском саду елочку можно сделать одну на всех, в многокомплектном — по одной на группу.

1 Здесь и далее к предварительной работе привлекайте педагогов.>>вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Диагностические расстановки на игрушках

А.В. Фокина
канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва




Скрываемые или неосознанные стороны семейных отношений часто недоступны для диагностирования. Какая диагностическая техника поможет в этом случае? Используйте игрушечную семью. С ее помощью вы деликатно выявите особенности взаимодействия в конкретной семье. Эта техника эффективна и в ситуации, когда ребенок в силу возраста или других причин не может описать или выразить в рисунке свои переживания. Игрушечная семья покажет, как он воспринимает реальную семейную ситуацию.

Методический арсенал педагога-психолога в числе прочих рабочих материалов содержит набор деревянных фигурок, изображающих семью. В нем есть фигурки пожилой пары («бабушка» и «дедушка»), мужчины и женщины («мать» и «отец»), мальчика и девочки («сын» и «дочь»), младенца («малыш»). Этот набор можно использовать для проведения диагностических расстановок не только в работе с детьми, но и со взрослыми (по проблемам семейных отношений — детско- родительских, сиблинговых, супружеских, межпоколенных).

Диагностические расстановки на игрушках занимают от 10 минут до получаса. Они хорошо мотивируют на работу и достаточно просты в использовании, если знать, на какие признаки обращать внимание. Если готового набора нет, предложите произвольный. В нем должны быть игрушки разного «пола» и «возраста», в том числе они могут изображать и неодушевленные предметы. Принципы работы, интерпретации игрушечной расстановки остаются теми же, что и для готового набора.

Как проводить расстановку

Один из способов использования кукольной семьи в индивидуальной работе — расстановка фигурок, выполняемая дважды.

Предупредите заранее ребенка или взрослого, что беседу, сопровождающую работу, и его действия вы будете записывать. С его согласия вы также можете сделать фотографии получившихся расстановок. Они пригодятся вам при составлении характеристик и рекомендаций. Помните: запись беседы и фотографии — конфиденциальный материал.

Приступая к работе, предложите сначала расставить фигурки так, чтобы они изобразили семью ребенка или взрослого «сейчас», затем — как он хотел бы, чтобы было.

Во время работы с фигурками воздержитесь от выражения удивления
(«О, вы взяли для себя фигурку бабушки!»), подсказок («Ты не поставила сестричку»), оценочных комментариев («Мама-то над всеми возвышается»).

Вы можете уточнить детали («Ты взял первую фигурку — это кто в твоей семье?») или задать открытый вопрос типа: «Расскажи об этой семье — что поменялось?», «Как изменились отношения между членами семьи?».

Если клиент попросит рассказать, что вы узнали в результате данной работы, сделайте это обязательно вне зависимости от его возраста. При этом используйте понятную лексику, избегайте категоричных высказываний и советов.

Обе диагностические пробы характеризуют то, как клиент переживает отношения в семье, т. е. представляют собой субъективную и индивидуальную картину.

Первая расстановка — метафора отношений в семье; вторая — иллюстрирует представления и пожелания к тому, как эти отношения можно улучшить. Пожелания не являются прямым руководством к действию, а заслуживают анализа с точки зрения того, где находятся области особого дискомфорта клиента. Более диагностична, как правило, первая картина.

Как интерпретировать результаты

Интерпретация получившейся расстановки строится по аналогии с методикой «Рисунок семьи»: проанализируйте выбор фигур, порядок их расстановки, взаимное расположение и направление взаимодействия между персонажами. В совокупности все это наглядно покажет переживаемую клиентом атмосферу и структуру семейных отношений.


Выбор фигурок

Выбор фигур говорит о том, каким видит клиент возраст, пол, некоторые ролевые черты реальных людей. В первую очередь интересно, какую из них он выберет для себя.

В половине случаев клиенты выбирают фигурку, отличающуюся по полу или возрасту от своих фактических данных. Например, сверхзаботливый отец выбирает для себя фигурку бабушки. Избегающая взрослой позиции мать — девочки-подростка. Волевая и решительная бабушка — мужчины.

Примечательно, что когда клиенты выбирают фигурку, которая имеет другой пол и возраст, чем их собственные, они этого не замечают либо говорят, что «другие фигурки точно не подойдут». Иногда только по завершении работы они с изумлением обнаруживают нестыковки — например, выбранную на роль отца фигурку женщины с косичкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: