Сон как средство раскрытия противоречивости сознания героя в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сны, которые видит главный герой романа «Преступление и наказание» (см. приложение 3), помогают читателю заглянуть в самые сокровенные «уголки» его души. В романе даны четыре сна героя. Два из них он видит до совершения преступления, а два — после преступления.

Первый «страшный» сон возвращает Раскольникова в детство. В этом сне нет радужности, света и тепла. Наоборот, атмосфера города детства Раскольникова напоминает удушливую атмосферу Петербурга. Да и «герои» сна во многом напоминают жителей средних улиц столицы: те же пьяные мужики, жаждущие жестоких развлечений. В этом сне особое место занимает описание жалкой клячонки, забиваемой с особой жестокостью насмерть. Жестокость и бессмысленность происходящего вызывают у маленького Роди щемящее чувство сострадания и осознания своей беспомощности. Автор намеренно детально описывает сцену убийства, ему необходимо подчеркнуть противоестественность человеческой жестокости и насилия. Проснувшийся Раскольников ужасается тому, что задумал, представляя то, что может произойти в случае, если он выполнит задуманное. «Я» Раскольникова противится замышляемому убийству.

Второй сон Раскольникова переносит нас в пустыню. Но в этой пустыне есть чудесный оазис, с пальмами и караваном верблюдов. А самое главное в этом сне — вода, голубая, прозрачная и прохладная. Вода выступает во сне как символ жизни. Но герой не прислушивается к своему внутреннему «я», которое стремится к живительной и чистой влаге, а не к насилию и смерти.

Следующий сон Раскольников видит после совершения преступления, он возвращает героя на место преступления и заставляет его еще раз пережить момент нанесения удара. Во сне Раскольников пытается убить Алену Ивановну, но та, сидя на полу, беззвучно смеется. Получается, что старушка смеется над героем, смеется над его теорией. Но, скорее всего, это подсознание героя пытается убедить его в бессмысленности и бесчеловечности убийства. Но герой еще не готов к раскаянию.

И, наконец, четвертый сон Раскольников видит на каторге. События сна происходят в фантастическом мире. Автор рисует страшную картину апокалипсиса. В этом сне мир представлен сошедшим с ума: утеряны нравственные ориентиры, люди перестали различать добро и зло, они ведут жестокие войны. Мир обречен, потому что каждый посчитал значимым только себя, а единственно правильной — только свою правду. Теперь человеческая жизнь теряет всякую ценность, значит, любого можно лишить ее. Раскольников осознает ошибочность «наполеоновской» теории «вседозволенности».

Пророческий сон в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин — тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной русской жизни начала XIX века.

Включая в повествование сон героини (см. приложение 4), автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Татьяне снится:

«…будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена.»

Сон героини очень логичен и последователен, встречающиеся трудности в виде незамерзающего ручья, длинного пути в сугробах ей помогает преодолеть «лакей косматый». Татьяна замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь:

«Упала в снег; медведь проворно

Ее хватает и несет;

Она бесчувственно-покорна,

Не шевельнется, не дохнет.»

 В хижине, куда затем попадает Татьяна, - веселье (яркий свет, «крик и звон стакана»). Но Пушкин сразу говорит: «Как на больших похоронах», что и не предвещает героине ничего хорошего, и одновременно намекает на потустороннюю силу. Используя систему художественных образов, Пушкин создает пародию на гостей, которые будут присутствовать на именинах Татьяны в доме Лариных. Но главное, кроме них Татьяна видит и того, кто «мил и страшен ей», Евгения, и причем в роли «хозяина» (все ему подчиняются), атамана шайки нечисти. Читатель ждет трагической развязки, и она незамедлительно наступает. Сон Татьяны повествует о трагедии. Онегин выступает «злодеем», убивающим Ленского. Неподдельный ужас пробуждает Татьяну, теперь она старается осознать увиденное, так как верит в предзнаменованье.

Сон героини, достоверно и подробно рассказанный автором, настраивает читателя на то, что дальше последуют предсказанные события, поэтому «странное» поведение Онегина на бале Лариных, его ухаживания за Ольгой – логическая цепь, за которой последует катастрофа – дуэль недавних приятелей. Но сон имеет и второе толкование, его символы сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым. Медведь – это ее будущий муж, генерал. Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу, и похороны. Недаром Татьяна слышит шум, как «на больших похоронах». И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но такая же несчастная, как прежде. Но такова ее судьба, против которой героиня не пойдет, сохраняя твердую покорность, выпавшую на ее долю. Она останется верна долгу, в этом ее суть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: