Сведения о своде правил

 

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Открытое акционерное общество по проектированию строительства мостов "Институт Гипростроймост" (ОАО "Институт Гипростроймост"), Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инженерный центр Тоннельной ассоциации" (ООО "НИЦ Тоннельной ассоциации"), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I" (ФГБОУ ВО ПГУПС)

 

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

 

3 ПОДГОТОВЛЕН Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

 

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2019 г. N 809/пр  и введен в действие с 17 июня 2020 г.

 

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

 

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

 

 Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"  [1] по обеспечению безопасности людей и сохранению транспортных сооружений на высокоскоростных железнодорожных линиях.

 

Настоящий свод правил разработан авторским коллективом: Открытое акционерное общество по проектированию строительства мостов "Институт Гипростроймост" (ОАО "Институт Гипростроймост") (А.В.Батурин, А.С.Васильков, канд. техн. наук А.С.Улупов, д-р техн. наук Г.Э.Мазур, Э.М.Гитман, В.И.Кузнецов, В.Л.Машин, В.В.Негодаев, В.Г.Пальмов, д-р техн. наук, проф. Б.Ф.Перевозников, канд. геогр. наук М.А.Самохин, И.А.Чебыкин), Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инженерный центр Тоннельной ассоциации" (ООО "НИЦ Тоннельной ассоциации") (д-р техн. наук, проф. В.Е.Меркин, канд. техн. наук, проф. В.В. Космин, канд. техн. наук, доц. А.Г.Полянкин), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I" (ФГБОУ ВО ПГУПС) (канд. техн. наук Л.К.Дьяченко).

 

1 Область применения

Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования и строительства новых капитальных искусственных сооружений (мостовых переходов, мостов, в том числе путепроводов, виадуков, эстакад и пешеходных мостов, труб под насыпями, а также транспортных тоннелей) на высокоскоростных железнодорожных линиях (колеи 1520 мм) при движении пассажирских поездов со скоростями до 350 км/ч.

 

Настоящий свод правил не распространяется:

 

- на проектирование и строительство искусственных сооружений на железных дорогах общей сети и промышленных линиях;

 

- на проектирование искусственных сооружений в районах распространения вечномерзлых грунтов, в районах с расчетными минимальными температурами воздуха ниже минус 50°С и в районах с расчетной сейсмичностью более 9 баллов.

 

При проектировании искусственных сооружений (путепроводов, пешеходных мостов и тоннелей и др.) на дорогах, пересекающих высокоскоростные железнодорожные линии, необходимо учитывать требования настоящего свода правил.

 

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

 

ГОСТ 9.039-74  (СТ СЭВ 991-78, СТ СЭВ 5292-85, СТ СЭВ 6444-88) Единая система защиты от коррозии и старения. Коррозионная агрессивность атмосферы

 

ГОСТ 535-2005  Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия

 

ГОСТ 5632-2014  Легированные нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки

 

ГОСТ 8509-93  Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент

 

ГОСТ 8510-86  Уголки стальные горячекатаные неравнополочные. Сортамент

 

ГОСТ 10060-2012  Бетоны. Методы определения морозостойкости

 

ГОСТ 10885-85  Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая. Технические условия

 

ГОСТ 14637-89  (ИСО 4995-78) Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия

 

ГОСТ 19281-2014  Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

 

ГОСТ 26775-97  Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования

 

ГОСТ 27751-2014  Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

 

ГОСТ Р 22.1.12-2005  Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования

 

ГОСТ Р 51685-2013  Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

 

ГОСТ Р 53664-2009  Болты высокопрочные цилиндрические и конические для мостостроения. Гайки и шайбы к ним. Технические условия

 

ГОСТ Р 55056-2012  Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

 

ГОСТ Р 55374-2012  Прокат из стали конструкционной легированной для мостостроения. Общие технические условия

 

ГОСТ Р ИСО 14837-1-2007  Вибрация. Шум и вибрация, создаваемые движением рельсового транспорта. Часть 1. Общее руководство

 

СП 14.13330.2018  "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах"

 

СП 20.13330.2016  "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия" (с изменением N 1)

 

СП 22.13330.2016  "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений" (с изменениями N 1, N 2)

 

СП 24.13330.2011  "СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты" (с изменениями N 1, N 2, N 3 )

 

СП 26.13330.2012  "СНиП 2.02.05-87 Фундаменты машин с динамическими нагрузками" (с изменением N 1)

 

СП 28.13330.2017  "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии" (с изменением N 1)

 

СП 35.13330.2011  "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы" (с изменениями N 1, N 2)

 

СП 41.13330.2012  "СНиП 2.06.08-87 Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений" (с изменением N 1)

 

СП 46.13330.2012  "СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы" (с изменениями N 1, N 3, N 4)

 

СП 47.13330.2016  "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

 

СП 48.13330.2011  "СНиП 12-01-2004 Организация строительства" (с изменением N 1)

 

СП 51.13330.2011  "СНиП 23-03-2003 Защита от шума" (с изменением N 1)

 

СП 63.13330.2018  "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения"

 

СП 79.13330.2012  "СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний" (с изменениями N 1, N 3, N 4)

 

СП 116.13330.2012  "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"

 

СП 119.13330.2017  "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм"

 

СП 122.13330.2012  "СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные" (с изменением N 1)

 

СП 131.13330.2018  "СНиП 23-01-99* Строительная климатология"

 

СП 246.1325800.2016  Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений

 

СП 338.1325800.2018  Защита от шума для высокоскоростных железнодорожных линий. Правила проектирования и строительства

 

СН 2.2.4/2.1.8.566-96  Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий

 

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

 

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ Р 55056, ГОСТ 27751, СП 20.13330, СП 22.13330, СП 24.13330, СП 35.13330, СП 46.13330, СП 116.13330, СП 119.13330, СП 122.13330, а также следующие термины с соответствующими определениями:

 

3.1

 

 
аварийная расчетная ситуация:Ситуация, соответствующая исключительным условиям работы сооружения, которые могут привести к существенным социальным, экономическим и экологическим потерям.     [ГОСТ 27751-2014, пункт 3.10]

 

3.2 аэродинамическое воздействие (явление): Воздействие на искусственное сооружение воздушного потока, изменяющееся во времени.

 

3.3 аэродинамическое воздействие в тоннеле: Изменение давления на конструктивных элементах тоннеля во время проезда через него поезда с предусмотренной максимально допустимой проектной скоростью.

 

3.4 безбалластное верхнее строение пути: Конструкция верхнего строения пути на мостах с подрельсовым основанием из железобетонных плит.

 

3.5 большой мост: Мост полной длиной свыше 100 м.

 

3.6 верхнее строение пути: Часть конструкции железнодорожного пути, воспринимающая нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава и передающая их на земляное полотно и искусственные сооружения, включающая: рельсы, промежуточные рельсовые скрепления, стыковые рельсовые скрепления, подрельсовое основание (шпалы, балластный слой или сплошное железобетонное основание), противоугонные устройства и стрелочные переводы.

 

3.7 верхнее строение пути на балласте: Конструкция верхнего строения пути на мостах с подрельсовым основанием из шпал на балластном слое.

 

3.8 ВСП (здесь): Набор схем высокоскоростных поездов, принимаемых в расчетах искусственных сооружений как эталонные, для описания многообразия возможных воздействий.

 

3.9 ВТ (здесь): Временная нагрузка от подвижного состава по схеме ВТ (26,45 тс/ось).

 

3.10 выносливость: Способность материала воспринимать переменные (циклические) нагрузки без разрушения в указанное время.

 

3.11 высокоскоростная железнодорожная магистраль (линия); ВСМ:Железнодорожная магистраль (линия), предназначенная для движения высокоскоростных поездов (ВСП).

 

3.12 высокоскоростной поезд: Пассажирский поезд, эксплуатационная скорость которого превышает 200 км/ч.

 

3.13 габарит подвижного состава: Предельное поперечное (перпендикулярное к оси пути) очертание, в которое, не выходя наружу, должен вписываться подвижной состав как в порожнем, так и в груженом состоянии на прямом горизонтальном пути.

 

3.14 дополнительные сочетания: Сочетания, в которые совместно с одной или несколькими нагрузками основных сочетаний включаются одна или несколько из остальных нагрузок, кроме особых и строительных нагрузок и воздействий.

 

3.15 искусственное сооружение (здесь): Общее наименование мостового сооружения (в том числе виадука, путепровода), тоннеля или водопропускной трубы.

 

3.16 критическое демпфирование: Уровень затухания собственных колебаний, при котором движение теряет колебательный характер (становится апериодическим).

 

3.17 линия влияния: График, ординаты которого выражают значения того или иного фактора напряженно-деформированного состояния в точке системы в зависимости от положения перемещаемой единичной силы вдоль пути проезда.

 

3.18 малый мост: Мост полной длиной до 25 м.

 

3.19 мостовое полотно (здесь): Часть конструкции мостового сооружения, включающая верхнее строение пути, служебные проходы, площадки убежищ и специальные конструктивные элементы для размещения эксплуатационных обустройств.

 

3.20 надежность (здесь): Гарантированная невозможность превышения предельных состояний при действии наиболее неблагоприятных сочетаний расчетных нагрузок в течение расчетного срока службы.

 

3.21 несущая способность (здесь): Степень сопротивляемости конструкции, а также грунтов основания действию постоянных и временных нагрузок.

 

3.22 обезгруживание колес (здесь): Условие ограничения величины минимального давления колеса на рельс.

 

3.23 "окно" в графике движения поездов: Время, в течение которого движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или через станцию прекращается для производства ремонтно-строительных или монтажных работ.

 

3.24

 

 
опора моста:Несущий элемент мостового сооружения, поддерживающий пролетные строения и передающий нагрузки от них на фундамент.     [СП 46.3330.2012*, пункт Б.17]

 

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 46.13330.2012. - Примечание изготовителя базы данных.

 

 

3.25 отверстие трубы: Расстояние в свету между боковыми стенками прямоугольных труб или внутренний горизонтальный диаметр круглой или овоидальной трубы.

 

3.26 поезд обслуживания: Поезд для обслуживания и ремонта пути и сооружений на высокоскоростной линии (рабочий, пожарный, снегоочистительный и т.д.).

 

3.27 портал тоннеля (здесь): Конструкция, ограждающая входное и выходное отверстия тоннеля и предупреждающая возможное обрушение горных пород со стороны лобового и боковых откосов выемки железнодорожного полотна, а также архитектурно оформленный вход или выход из тоннеля.

 

3.28 природная поверхность (грунта) (здесь): Уровень поверхности грунта в природном залегании (до мероприятий по планировке срезкой или подсыпкой) или дна водоема до общего и местного размывов.

 

3.29 проектная максимальная скорость: Устанавливаемая в задании на проектирование наибольшая скорость движения поезда, которая допускается на проектируемом участке (но не выше 350 км/ч).

 

3.30 "разгружающая" динамика: Динамическое воздействие высокоскоростных поездов на элементы конструкции, вызванное разгрузкой пролетного строения и проявляющееся в уменьшении значений исследуемых факторов (менее соответствующих значений при статическом нагружении).

 

3.31 расчетная максимальная скорость: Верхний предел диапазона исследуемых скоростей в динамических расчетах; принимается на 20% выше проектной максимальной скорости.

 

3.32 расчетная модель (схема) (здесь): Условная (часто упрощенная) конструктивная схема с параметрами для расчета в целях исследования поведения сооружения под действием статических или динамических нагрузок (определения напряженно-деформированного состояния) или динамических характеристик конструкции (форм колебаний и соответствующих частот).

 

3.33 расчетный пролет (площадь ослабления) карстового провала: Параметр проектирования конструктивной противокарстовой защиты, характеризующий вероятное воздействие карстовых провалов на проектируемое сооружение за срок его службы и представляющий длину зоны (площадь) полной потери несущей способности основания под фундаментом сооружения.

 

3.34 С8: Обозначение нагрузки от поездов обслуживания и других поездов, скорости которых не превышают 200 км/ч, заданной в виде эквивалентной нагрузки СК класса 8, с учетом понижающего коэффициента .

 

3.35 основные сочетания: Сочетания, в которых учитываются нагрузки: постоянные, временные вертикальные от подвижного состава, давление грунта (от воздействия временной подвижной нагрузки), а также от центробежной силы.

 

3.36 особые сочетания: Сочетания, включающие: сейсмические, техногенные и аварийные нагрузки и воздействия.

 

3.37 строительные сочетания: Сочетания нагрузок и воздействий на сооружение в период строительства.

 

3.38 средний мост: Мост полной длиной свыше 25 м и не более 100 м.

 

3.39 тоннель (здесь): Горизонтальное или наклонное подземное искусственное сооружение значительной протяженности, предназначенное для проезда транспорта, пропуска воды, прокладки различных коммуникаций, размещения производственных предприятий.

 

3.40 уравнительный прибор: Устройство для компенсации длины рельсовой нити.

 

3.41 эксплуатационные обустройства (здесь): Элементы и устройства, предназначенные для обслуживания искусственных сооружений (включая мероприятия по технике безопасности) и прокладки коммуникаций, а также устройства, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, судоходства.

 

4 Обозначения

Основные обозначения в разделе "6 Расчеты несущих конструкций и оснований"

 

L, - расчетный пролет;

 

- коэффициент надежности по нагрузке;

 

- коэффициент надежности по ответственности (назначению);

 

- коэффициент надежности по материалу;

 

т - коэффициент условий работы;

 

- упругие прогибы пролетных строений;

 

, - смещения верха опор, горизонтальный прогиб пролетных строений;

 

- предельный угол поворота;

 

- вертикальные смещения консолей (или консоли и устоя);

 

- горизонтальное взаимное смещение на уровне головки рельса;

 

- смещение рельсов относительно пролетных строений;

 

- i- я собственная частота вертикальных изгибных колебаний пролетного строения;

 

- i- я собственная частота колебаний, связанная с кручением пролетного строения;

 

- эквивалентная временная нагрузка;

 

- горизонтальная поперечная нагрузка при движении поезда по кривой;

 

- горизонтальная поперечная нагрузка от ударов подвижного состава;

 

V - скорость движения поезда;

 

- непогашенное поперечное ускорение при движении поезда по кривой;

 

- минимальное отрицательное непогашенное ускорение;

 

- длина загружения линии влияния;

 

, , - эксцентриситеты;

 

- эксцентриситет вертикальной нагрузки, вызванный центробежной силой;

 

- эксцентриситет вертикальной силы, вызванный наклоном поезда;

 

- понижающий коэффициент к нагрузке СК, учитывающий отсутствие перспективных вагонов и тяжелых транспортеров;

 

s - расстояние по головкам рельсов;

 

- коэффициент, учитывающий число путей;

 

h - высота (толщина) или расстояние по вертикали;

 

d - диаметр (ширина);

 

S - действующий фактор (усилие, напряжение или деформация) в условии предельного состояния;

 

R - предельный фактор в условии предельного состояния;

 

- коэффициенты динамики, учитываемые для высокоскоростной нагрузки;

 

- коэффициент, отражающий долю динамического взаимодействия "поезд - пролетное строение" в коэффициенте динамики для высокоскоростной нагрузки;

 

- коэффициент, учитывающий влияние дефектов пути и колес;

 

- коэффициент динамики, учитываемый для нагрузок со скоростями движения до 200 км/ч;

 

- коэффициент демпфирования;

 

- дополнительное демпфирование для коротких пролетов (менее 30 м);

 

- полное расчетное демпфирование для балочных разрезных пролетных строений длиной менее 30 м;

 

, , - пиковое значение фактора по методикам II, III и IV;

 

- значение фактора по статическому расчету;

 

- динамическое значение искомого фактора;

 

- экстремальное (максимальное или минимальное) значение в элементе или сечении конструкции;

 

- значение фактора, имеющее знак, противоположный знаку экстремального значения;

 

- минимальное давление i- го колеса j- го поезда с учетом динамики, центробежной силы, а также эксцентриситетов и ;

 

- статическое давление i- го колеса j- го поезда;

 

- поперечная сила, передаваемая i -м колесом j- го поезда;

 

- текущее давление i- го колеса j- го поезда;

 

- поперечная сила, передаваемая k -й колесной парой j- го поезда;

 

- статическая осевая нагрузка от k -й колесной пары j- го поезда;

 

- угол перелома или скручивания пролетного строения или пути;

 

- момент опрокидывающих сил относительно оси возможного поворота (опрокидывания) конструкции;

 

- момент удерживающих сил относительно той же оси;

 

- сдвигающая сила, равная сумме проекций сдвигающих сил на направление возможного сдвига;

 

- удерживающая сила, равная сумме проекций удерживающих сил на направление возможного сдвига;

 

- коэффициент вертикального давления;

 

, - коэффициент бокового давления грунта, нормативный и расчетный;

 

, - удельный вес грунта (плотности), нормативный и расчетный;

 

, - угол внутреннего трения грунта, нормативный и расчетный;

 

, - коэффициент сцепления грунта, нормативный и расчетный;

 

, X - нормативное и расчетное значение характеристики грунтов;

 

- коэффициент надежности по грунту;

 

- предельная относительная деформация усадки бетона;

 

n - число осей в поезде;

 

М - масса элементов конструкции;

 

- i -я осевая нагрузка;

 

- i -й интервал между осями;

 

, - нижний и верхний разрешенные пределы частоты соответственно;

 

Q - распределенная или сосредоточенная нагрузка;

 

, - давление на нитку рельсов максимальное и минимальное соответственно;

 

- толщина балласта под шпалой;

 

- вертикальное давление для опор мостов;

 

- вертикальное давление для звеньев труб;

 

, - горизонтальное давление от веса грунта насыпи и подвижного состава соответственно;

 

и - возвышение наружного рельса;

 

- высота центра тяжести состава;

 

, - давления на плиту пролетного строения максимальное и минимальное соответственно;

 

- центробежная сила;

 

- горизонтальная поперечная нагрузка от ударов колес;

 

- горизонтальная поперечная нагрузка от центробежной силы;

 

- вертикальная составляющая нагрузки;

 

- нормативная температура воздуха в теплое время года;

 

- нормативная температура воздуха в холодное время года;

 

- нагрев рельсов, вызванный солнечной радиацией и движением поездов;

 

- охлаждение рельсов при резком понижении температуры;

 

, - температура укладки пути в холодное и теплое время года соответственно;

 

- средняя температура самого жаркого месяца;

 

Т - средняя суточная амплитуда температуры воздуха наиболее теплого месяца;

 

d T - величина перепада температуры;

 

- нормативное усилие сопротивления трению в подвижных опорных частях;

 

, , - коэффициенты трения в опорных частях: нормативный, максимальный и минимальный соответственно;

 

В - длина консоли пролетного строения;

 

- расстояние между консолями пролетных строений на уровне верха плиты;

 

- то же, с учетом смещений;

 

- расстояние между консолями пролетных строений на уровне нейтральной оси;

 

- то же, с учетом смещений;

 

- линейное смещение пролетного строения от торможения;

 

- коэффициент снижения интенсивности воздействия в рассматриваемом сочетании.

 

Основные обозначения в разделе "8 Стальные конструкции"

 

- расчетное сопротивление диаметральному сжатию катков (при свободном касании в конструкциях с ограниченной подвижностью);

 

- расчетное сопротивление местному смятию в цилиндрических шарнирах (цапфах) при плотном касании;

 

- расчетное сопротивление стали смятию торцевой поверхности (при наличии пригонки);

 

- расчетное сопротивление стали сдвигу;

 

- расчетное сопротивление стали растяжению в направлении толщины проката;

 

- расчетное сопротивление стали растяжению, сжатию, изгибу по временному сопротивлению;

 

- временное сопротивление стали разрыву;

 

- расчетное сопротивление стали растяжению, сжатию, изгибу по пределу текучести;

 

- предел текучести стали;

 

m - коэффициент условий работы;

 

- коэффициент надежности по ответственности;

 

- коэффициент надежности по материалу;

 

- коэффициент надежности в расчетах по временному сопротивлению;

 

- коэффициент надежности фрикционных соединений;

 

- коэффициент трения.

 

Основные обозначения в разделе "10 Опоры, основания и фундаменты"

 

р, - среднее и максимальное давления подошвы фундамента на грунт;

 

R - расчетное сопротивление грунта;

 

- коэффициент надежности по ответственности (назначению) сооружения;

 

т - коэффициент условий работы;

 

- толщина льда;

 

- эксцентриситет равнодействующих нагрузок;

 

r - радиус ядра сечения подошвы фундамента;

 

М - момент действующих сил на уровне подошвы фундамента;

 

N - равнодействующая вертикальных сил;

 

W - момент сопротивления подошвы фундамента для менее напряженного ребра;

 

А - площадь подошвы фундамента;

 

- расчетный пролет карстового провала;

 

- расчетная площадь карстового провала.

 

Основные обозначения в приложении Д "Эквивалентные нагрузки высокоскоростных поездов"

 

v - эквивалентная нагрузка;

 

- длина участка линии влияния;

 

- положение вершины линии влияния.

 

Основные обозначения в приложении К "Распределение нагрузок при расчетах плит проезда"

 

Q - сила давления от оси поезда;

 

- нормативная нагрузка на ось.

 

Основные обозначения в приложении Н "Расчетные модели взаимодействия пути и пролетных строений мостов"

 

- расстояние между нейтральными осями пролетного строения и рельса;

 

- расстояние от нейтральной оси пролетного строения до верха плиты пролетного строения;

 

- расстояние от нейтральной оси пролетного строения до центра поворота опорной части;

 

- площадь сечения двух рельсов одного пути;

 

- площадь сечения пролетного строения;

 

- момент инерции пролетного строения;

 

- момент инерции ступени тела опоры;

 

- модуль упругости материала рельсов;

 

- модуль упругости материала пролетного строения;

 

- модуль упругости материала опоры;

 

- коэффициент линейного расширения рельсовой стали;

 

- коэффициент линейного расширения материала пролетного строения;

 

- упруго-фрикционная связь рельса и пролетного строения;

 

- жесткость i -й опоры на уровне неподвижной опорной части;

 

- горизонтальное смещение рельсов относительно верха плиты пролетного строения;

 

- горизонтальное смещение соответствующей линейно-упругой части функции сдвиговой жесткости пути относительно пролетного строения;

 

- температура рельса;

 

- температура пролетного строения.

 

Основные обозначения в приложении П "Расчетные модели фундаментов опор"

 

, - высота подсыпки (+), глубина срезки (-);

 

- глубина расположения i- го сечения сваи от уровня природной поверхности или дна водотока или водоема;

 

- глубина расположения подошвы сваи;

 

- площадь плиты фундамента;

 

K - коэффициент пропорциональности грунта;

 

- модуль деформации грунта;

 

- коэффициент постели грунта, нормальный к боковой поверхности сваи на глубине от природной поверхности;

 

- то же, на глубине 10 м от поверхности грунта;

 

- коэффициент постели сдвига грунта на контакте с боковой поверхностью сваи, на глубине от природной поверхности;

 

- коэффициент постели грунта при сжатии, под подошвой сваи и под плитой фундамента;

 

- коэффициент постели грунта под плитой фундамента при повороте (наклоне);

 

- коэффициент постели грунта под плитой фундамента при сдвиге;

 

- вертикальные напряжения, вычисленные на глубине от природной поверхности;

 

- коэффициент условий работы грунта по боковой поверхности сваи и по основанию сваи или плиты фундамента;

 

- условная ширина свай;

 

- коэффициент формы;

 

- коэффициент, зависящий от числа и размера сечения свай;

 

- коэффициент, зависящий от числа свай в вертикальной плоскости, параллельной плоскости действия нагрузок (в одном ряду).

 

Основные обозначения в приложении Р "Расчет осадок фундаментов опор"

 

, - размеры сторон фундамента;

 

- глубина заложения подошвы фундамента;

 

s - осадка фундамента;

 

- вертикальное напряжение от внешней нагрузки;

 

- вертикальное эффективное напряжение от собственного веса грунта;

 

- вертикальное напряжение от собственного веса грунта на отметке подошвы фундамента;

 

- толщина i- го слоя грунта;

 

- модуль деформации i- го слоя грунта;

 

- глубина залегания i- го слоя грунта от подошвы фундамента;

 

р - среднее давление под подошвой фундамента;

 

и - поровое давление на рассматриваемой границе слоя;

 

- высота сжимаемой толщи;

 

i - крен фундамента;

 

- эксцентриситет;

 

- коэффициент поперечной деформации грунта основания.

 

5 Проектирование искусственных сооружений

5.1 Общие указания

5.1.1 При проектировании искусственных сооружений основной задачей является обеспечение:

 

- надежности в течение всего срока эксплуатации (долговечности);

 

- бесперебойности пропуска высокоскоростного и технологического транспорта;

 

- комфорта перемещения пассажиров;

 

- удобства выполнения работ по техническому обслуживанию сооружений и их ремонтопригодности.

 

5.1.2 При выполнении расчетных обоснований надежности искусственных сооружений следует учитывать два расчетных случая и два типа подвижных временных нагрузок:

 

а) Случай 1. Пропуск одного или двух высокоскоростных поездов на проектной скорости (до 350 км/ч). В качестве нагрузок используют наборы сил от давления осей высокоскоростных поездов, приведенных в приложении Г, или эквивалентных нагрузок от этих поездов, приведенных в приложении Д .

________________

Поезда (приложение Г) и эквивалентные нагрузки от этих поездов, приведенные в приложении Д, следует принимать в том случае, если в задании на проектирование не указаны параметры реальных поездов, предполагаемых для обращения на линии. В противном случае в расчетах следует использовать воздействия от поездов, приведенных в задании на проектирование.

 

б) Случай 2. Проезд по сооружению поезда обслуживания. При расчетах надежности воздействие от этих поездов учитывается нагрузкой СК по методикам СП 35.13330. При этом класс нагрузки принимается равным 8,0 (далее - С8). Класс нагрузки СК может быть изменен на основании соответствующего технико-экономического обоснования.

 

5.1.3 Основной нагрузкой (воздействием) следует считать нагрузку от высокоскоростных поездов. Первоочередными задачами проектирования следует считать выполнение требований надежности пропуска высокоскоростных пассажирских поездов и комфортного проезда пассажиров. При выборе вариантов конструктивных решений следует отдавать предпочтение тем, в которых эти требования обеспечены наиболее полно.

 

5.1.4 В случае одновременного появления на сооружении двух высокоскоростных поездов воздействия одного из них следует учитывать с понижающим коэффициентом в соответствии с 6.6.5.1.

 

5.1.5 Появление на сооружении поезда обслуживания возможно только в том случае, если на том же участке магистрали отсутствует высокоскоростной поезд, движущийся со скоростью более 200 км/ч.

 

5.1.6 Одновременное появление на сооружении высокоскоростного поезда с пассажирским, контейнерным или другим поездом, допускаемым к обращению на линии  (за исключением поездов обслуживания), не является расчетным случаем, поскольку интенсивность воздействий на сооружения в этой ситуации не превышает соответствующей интенсивности воздействий для расчетного случая по 5.1.4.

______________

Допуск к обращению на линии того или иного поезда совместно с высокоскоростными должен приниматься эксплуатирующими организациями только в том случае, если воздействия от этого поезда и соответствующие прогибы, углы поворота, а также интенсивности силовых факторов в элементах конструкций и элементах пути не превышают соответствующих значений от высокоскоростного поезда, а также в том случае, когда взаимные аэродинамические воздействия этого поезда и высокоскоростного на соседнем пути не превышают аналогичных воздействий двух встречных высокоскоростных поездов.

 

5.1.7 При проектировании мостов для высокоскоростного движения особое внимание должно быть уделено динамическим расчетам конструкций, в том числе контролю резонансных явлений, а при проектировании большепролетных конструкций - вопросам аэродинамического взаимодействия высокоскоростного поезда и элементов конструкций, а также вопросам ветрового воздействия.

 

5.1.8 При проектировании, строительстве и эксплуатации искусственных сооружений на участках, на которых максимальные скорости поездов не превышают 200 км/ч, используют существующую нормативную базу. Проектирование сооружений на этих участках выполняют в соответствии с требованиями СП 35.13330  для железнодорожных мостов. Класс нагрузки СК определяется заказчиком на основании предложений генерального проектировщика. Предложения генерального подрядчика должны учитывать специализацию данного участка железнодорожной линии, содержать достаточный анализ условий возможного обращения на таких участках иных поездов, кроме высокоскоростных, и необходимое технико-экономическое обоснование по снижению класса подвижной нагрузки по сравнению с предусмотренным СП 35.13330. При проверке требований комфортного проезда пассажиров высокоскоростных поездов на этих участках допускается использование положений настоящего свода правил.

 

5.1.9 Все искусственные сооружения, расположенные на перегонах, следует, как правило, проектировать двухпутными, расположенные на станциях - в соответствии с путевым развитием станции.

 

5.1.10 При проектировании малых и средних мостов и путепроводов рекомендуется применять типовые проекты конструкций искусственных сооружений для ВСМ и унифицированные конструктивные и технологические решения. Конструктивные решения типовых проектов или унифицированной серии конструкций искусственных сооружений должны быть разработаны с учетом результатов динамических расчетов на нагрузку от высокоскоростных поездов в зависимости от типа верхнего строения пути на проектируемом участке линии и обоснованы технико-экономическим сравнением вариантов. Индивидуальное проектирование допустимо при разработке проектов больших и внеклассных мостов, мостов больших пролетов, расположеных на участках со сложным продольным профилем, в случаях, когда применение типовых (унифицированных) решений является невозможным или неоптимальным, а также в иных обоснованных случаях.

 

5.1.11 Проектирование мостов и труб следует выполнять на основе результатов инженерных изысканий, выполненных с соблюдением требований нормативных документов, правил и инструкций, регламентирующих выполнение изыскательских работ, а также требований настоящего свода правил.

 

Состав и виды инженерных изысканий, методы выполнения и объемы отдельных видов работ устанавливаются программой инженерных изысканий, разработанной организацией, проводящей изыскания по техническому заданию проектной организации, составленной на основе задания заказчика в соответствии с СП 47.13330.2016  (раздел 4).

 

На стадии проектной документации инженерно-геологические изыскания должны обеспечивать комплексное изучение инженерно-геологических условий участка проектируемого строительства, включая рельеф, геологическое строение, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, состояние и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы, изменение условий освоенных (застроенных) территорий, составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой в целях получения необходимых и достаточных материалов для проектирования.

 

Определение прочностных и деформационных характеристик грунтов необходимо проводить различными методами (лабораторными, полевыми) для выявления взаимосвязей между характеристиками грунта, оценки их достоверности.

 

Для фундаментов сооружений с заглублением более 10 м от поверхности земли (на проектной стадии проведения работ) определения прочностных и деформационных характеристик грунтов допускается проводить на основании лабораторных испытаний в приборах трехосного сжатия и по данным статического зондирования.

 

Полевые испытания грунтов штампами, натурной и эталонной сваями для определения несущей способности свай фундаментов опор следует проводить на припостроечной стадии проведения работ с применением строительного оборудования, привлечением мостостроительных организаций.

 

Для прогноза осадки сооружения во времени, при наличии слабых грунтов в интервале сжимаемой толщи основания под подошвой фундамента сооружения следует предоставлять в составе отчетных материалов по инженерно-геологическим изысканиям результаты определений значений первичной и вторичной консолидации этих грунтов при нагрузках, включающих дополнительные нагрузки от сооружения, а также детальную гидрогеологическую характеристику разреза с результатами опытно-фильтрационных работ.

 

В случаях выявления вероятности проявления на площадке строительства карстово-суффозионных процессов необходимо проводить комплексную оценку опасности их проявления и развития. Если в результате данной оценки на основе анализа инженерно-геологических и гидрогеологических условий (с учетом их возможных изменений за время эксплуатации сооружения) наличие на площадке строительства карстово-суффозионных процессов признается возможным, то отчетная документация по инженерно-геологическим изысканиям должна содержать исходные данные для разработки противокарстовых мероприятий и рекомендации по их применению:

 

1) В случаях глубокого залегания кровли закарстованных грунтов (более 35 м) и их мощности, превышающей 5 м, следует выполнить прогноз проявления карстово- суффозионных процессов в основании сооружения с определением параметров этого проявления. Основным параметром для разработки противокарстовых мероприятий конструктивного характера при проектировании свайно-ростверковых фундаментов опор мостов являются: или расчетный пролет карстового провала в случае фундаментов с однорядным расположением свай, или расчетная площадь карстового провала - в остальных случаях. Данные параметры определяют с использованием вероятно-стностатистических методов на основании данных по карстово-суффозионному районированию участка строительства (интенсивность провалообразования, средний и максимальный диаметры карстового провала) в соответствии с приложением С.

 

2) При относительно неглубоком залегании закарстованных грунтов, допускающем технико-экономическую обоснованность возведения сооружения на свайных фундаментах, прорезающих эти грунты, а также при м или при м  глубина исследования геологического разреза должна определяться, как правило, мощностью закарстованной зоны с заглублением не менее чем на 5 м в подстилающие незакарстованные породы.

 

Не допускается проектирование искусственных сооружений без соответствующих данных инженерных изысканий.

 

5.1.12 Принимаемые проектные решения должны предусматривать меры по охране окружающей среды, поддержанию экологического равновесия и охране флоры и фауны, минимизации шумового и иного негативного воздействия строительства и эксплуатации ВСМ в районах жилой застройки, а также обеспечивать рациональное расходование строительных материалов, экономию топливных и энергетических ресурсов при минимальной стоимости и трудоемкости строительства и эксплуатации.

 

5.1.13 При проектировании мостов необходимо предусматривать безопасный пропуск под ними максимальных расходов воды требуемой вероятностью превышения (независимо от генезиса их формирования и искусственного регулирования), а также ледохода, карчехода и селевых потоков.

 

На водных путях необходимо учитывать требования судоходства, лесосплава и требования других водопользователей.

 

5.1.14 При проектировании труб следует предусматривать безопасный пропуск и режим протекания паводковых вод требуемой вероятности превышения независимо от генезиса их формирования и техногенного регулирования.

 

Не допускается проектирование водопропускных труб при ледоходе, карчеходе, заторном наледеобразовании, селевых потоках.

 

Не допускается применение железобетонных в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow