Технические требования по охране животного мира

 

5.11.22 Необходимо предусматривать дополнительные искусственные сооружения или другие виды переходов через железнодорожную линию с направляющими заграждениями для обеспечения жизнедеятельности диких животных с учетом ареалов их распространения, путей миграции и других ситуационных условий, а также, при соответствующих обоснованиях, скотопрогоны для домашних животных.

 

5.11.23 Водозабор и сброс очищенных сточных вод на водотоках и водоемах рыбохозяйственного значения не допускается размещать в нерестилищах, местах нагула молоди, зимовальных ямах и т.п.

 

5.12 Авторский надзор, научно-техническое сопровождение и мониторинг

5.12.1 Требования к осуществлению авторского надзора приведены в [7 ] и СП 246.1325800.

 

5.12.2 Проектирование и строительство мостовых сооружений на ВСМ должно осуществляться при обязательном научно-техническом сопровождении, обеспечивающем на основании исследований и поверочных расчетов гарантированные надежность и безопасность проектируемых сооружений. Объем и состав программы научно-технического сопровождения для стадий проектирования и строительства утверждаются заказчиком по представлению генеральной проектной организации.

 

5.12.3 Проектирование искусственных сооружений, предусматривающих пропуск пассажирских поездов со скоростью свыше 350 км/ч, возможно только после выполнения научно-исследовательских работ, разработки соответствующих инженерных решений, их строительства и опытной эксплуатации.

 

5.12.4 Для оценки фактической работы мостовых конструкций и сооружений, а также обделок тоннелей в проектах следует предусматривать мониторинг - систему длительного контроля за напряженно-деформированным состоянием и его изменением в процессе строительства и эксплуатации.

 

Систему мониторинга мостовых сооружений и обделок тоннелей следует проектировать как составную часть общей системы мониторинга инфраструктуры участка ВСМ. Технические требования к системе мониторинга принимаются заказчиком проекта (владельцем инфраструктуры) по представлению обоснованных предложений генеральной проектной организации.

 

5.12.5 Проектирование системы мониторинга должно осуществляться совместно с проектированием конструкций искусственных сооружений. Проектная документация по искусственным сооружениям должна учитывать установку элементов системы мониторинга на этапе строительства.

 

В проекте производства работ (ППР) рекомендуется предусматривать возможность использования штатной системы мониторинга на стадии монтажа и при испытаниях сооружения.

 

5.12.6 Проектом должна быть предусмотрена возможность использования подсистемы мониторинга каждого мостового сооружения или его конструктивных элементов (пролетного строения/опоры) и обделки тоннелей для снятия результатов измерений без подключения данного сооружения к общей системе мониторинга.

 

5.12.7 Подсистема мониторинга искусственных сооружений проектируется как интегрированная часть системы мониторинга инфраструктуры проектируемой ВСМ в составе комплексной системы безопасности в соответствующих разделах проектной документации. Точки контроля, измеряемые (контролируемые) параметры, а также методы и способы измерений назначаются в проекте подсистемы мониторинга искусственных сооружений в зависимости от конструктивных особенностей мостовых сооружений и их расположения на линии в увязке с проектными решениями системы мониторинга инфраструктуры и комплексной системой безопасности проектируемой ВСМ.

 

При проектировании системы мониторинга искусственных сооружений следует предусматривать три вида мониторинга: контрольный, эксплуатационный и исследовательский.

 

Контрольный мониторинг должен обеспечивать в автоматическом режиме контроль за безопасностью эксплуатации мостового сооружения или тоннеля и решать задачи по предупреждению возникновения аварийных состояний конструктивных элементов и сооружения в целом, которые могут быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами:

 

- природными явлениями - паводками, ураганами, землетрясениями и т.п.;

 

- антропогенной деятельностью, а также вследствие опасного развития дефектов, имеющихся в эксплуатируемой конструкции. В случае опасных отклонений от нормальной работы моста система должна автоматически формировать сигнал тревоги и передавать его ответственному персоналу.

 

В проектах мостов больших пролетов следует указывать требования по обеспечению синхронной регистрации метеорологической обстановки в режиме прямой и обратной связи с системой управления высокоскоростного движения поездов (параметры механической структуры ветра: мгновенная скорость и направления, снеговые и гололедо-изморозевые отложения).

 

Системой контрольного мониторинга оснащают все искусственные сооружения.

 

Эксплуатационный мониторинг должен обеспечивать автоматизацию работ по обследованию сооружения в целях планирования эксплуатационных ремонтных мероприятий и предупреждения необратимых изменений состояния моста или тоннеля. При эксплуатационном мониторинге следует осуществлять наблюдения за длительными процессами, происходящими в сооружении, такими как:

 

- реологические процессы;

 

- релаксация;

 

- накопление дефектов и усталостных повреждений;

 

- вибродинамические воздействия;

 

- изменение характеристик материалов, вмещающего массива и др.

 

Эксплуатационной системой мониторинга оснащаются следующие сооружения:

 

- типовые пролетные строения и опоры каждого типоразмера в количестве, достаточном для получения объективной картины поведения таких конструкций на линии [рекомендуется эксплуатационной системой мониторинга оснастить каждое десятое пролетное строение (опору) каждого типоразмера];

 

- типовые конструкции обделок в пределах каждой литологической разности и каждого тектонического нарушения в количестве, достаточном для получения объективной картины работы обделки тоннеля;

 

- неразрезные пролетные строения;

 

- мостовые сооружения с пролетами более 100 м.

 

Исследовательский мониторинг следует выполнять для накопления данных о работе моста и тоннеля при воздействии реальных подвижных нагрузок и природных факторов (ветер, температура, геологическая обстановка, ледоход, сейсмика и др.) в целях совершенствования и оценки эффективности новых конструктивно-технологических решений, применяемых при проектировании, строительстве, эксплуатации, ремонте или реконструкции мостов и тоннелей, а также для изучения возможности повышения скорости движения поездов по искусственным сооружениям свыше 350 км/ч.

 

Оснащению средствами исследовательского мониторинга подлежат все уникальные сооружения и объекты - представители типовых конструкций в различных условиях применения.

 

5.12.8 В проектах с целью обеспечения сохранения окружающей среды и благополучной среды обитания населения следует предусматривать мониторинг за всеми компонентами окружающей среды. Контроль по выполнению требований экологической безопасности (мониторинг) следует осуществлять на всех стадиях строительства и последующей эксплуатации сооружения.

 

5.13 Особенности эксплуатации мостовых сооружений

5.13.1 Для обеспечения безопасности высокоскоростного движения по мостовым сооружениям на ВСМ их эксплуатацию следует регламентировать отдельным нормативным документом - инструкцией по эксплуатации.

 

5.13.2 Особое внимание должно быть уделено эксплуатации больших мостов. Для каждого из них должна быть разработана инструкция по эксплуатации, учитывающая конструктивные особенности сооружения.

 

5.13.3 При эксплуатации мостовых сооружений не допускаются отклонения от проектной конструктивной формы как несущих, так и всех без исключения ограждающих конструкций на период подготовки и проведения ремонтно-восстановительных работ на пролетном строении и верхнем строении пути.

 

5.13.4 Для исключения аэроупругой неустойчивости пролетных строений больших мостов и их отдельных элементов не допускается устройство не предусмотренных проектом специальных вспомогательных устройств и сооружений, устанавливаемых непосредственно на конструкциях или вблизи них, таких как ограждения, строительные леса, навесы, строительно-монтажная техника и др.

 

5.13.5 Проекты подготовки и проведения ремонтно-восстановительных работ мостовых сооружений без ограничения движения высокоскоростных поездов подлежат согласованию с разработчиками проекта сооружений.

 

6 Расчеты несущих конструкций и оснований

6.1 Общие положения

Надежность

 

6.1.1 Расчеты следует выполнять по предельным состояниям в соответствии с требованиями ГОСТ 27751. Требования к расчету по первой и второй группам предельных состояний следует принимать по СП 35.13330  с учетом настоящего свода правил.

 

6.1.2 Основным критерием надежности является невозможность превышения предельных состояний при действии наиболее неблагоприятных сочетаний расчетных нагрузок в течение расчетного срока службы.

 

6.1.3 Надежность должна быть обеспечена на стадии разработки общей концепции сооружения, при его проектировании, изготовлении его конструктивных элементов, в процессе строительства, при штатной эксплуатации, при особых воздействиях, а также при реконструкции, ремонте и обслуживании.

 

6.1.4 При расчете должны быть рассмотрены следующие расчетные ситуации:

 

- установившаяся - эксплуатация;

 

- переходная - строительство, капитальный ремонт или реконструкция;

 

- аварийная - соответствующая исключительным условиям работы сооружения (в том числе и при особых воздействиях), которые могут привести к существенным социальным, экологическим и экономическим потерям.

 

6.1.5 В соответствии с [1 ] и ГОСТ 27751  для несущих элементов мостов и труб следует устанавливать класс КС-3 (повышенный уровень ответственности). Для элементов пути, конструкций сопряжения пути с пролетным строением и уравнительных приборов следует устанавливать класс КС-2 (нормальный уровень ответственности).

 

6.1.6 При выполнении проверок прочности и устойчивости несущих элементов конструкций по первой группе предельных состояний на основные сочетания нагрузок стадии эксплуатации следует учитывать коэффициент надежности по ответственности (назначению) , который следует принимать не менее 1,1.

 

Примечания

 

1 На коэффициент следует умножать левую часть условия надежности (6.1), как множитель к усилиям или напряжениям, вызываемым нагрузками и воздействиями, входящими в расчетные сочетания (или знаменатель правой части) только в том случае, если в условии отсутствует коэффициент, учитывающий ответственность сооружения. Если такой коэффициент присутствует, то его значение следует принимать не ниже приведенного в 6.1.6.

 

2 При выполнении проверок надежности элементов пути, конструкций сопряжения пути с пролетным строением и уравнительных приборов следует принимать коэффициент .

 

6.1.7 Коэффициент надежности по ответственности несущих элементов сооружения следует принимать равным 1,0 в следующих случаях:

 

- расчеты по первой группе предельных состояний на дополнительные сочетания нагрузок;

 

- расчеты на сочетания, включающие особые нагрузки и воздействия (сейсмика, сход поезда с рельсов, навал судов);

 

- расчеты по выносливости;

 

- проверки надежности по второй группе предельных состояний;

 

- расчеты надежности при строительных сочетаниях нагрузок.

 

6.1.8 В расчетах на особые сочетания нагрузок необходимо учитывать допустимость локальных разрушений несущих конструкций. Эти разрушения согласно ГОСТ 27751  не должны приводить к прогрессирующему обрушению сооружения.

 

6.1.9 При особых воздействиях надежность следует обеспечивать за счет проведения одного или нескольких специальных мероприятий:

 

- предотвращение или снижение возможности реализации подобных воздействий;

 

- использование конструктивных решений и материалов, которые при аварийном выходе из строя или локальном повреждении отдельных несущих элементов не приводят к прогрессирующему обрушению сооружения;

 

- использование комплекса специальных организационных мероприятий, обеспечивающих ограничение и контроль доступа к основным несущим конструкциям сооружения.

 

Долговечность

 

6.1.10 Для обеспечения требуемой долговечности на стадии проектирования необходимо учитывать:

 

- условия эксплуатации;

 

- влияние окружающей среды;

 

- свойства применяемых материалов, возможные средства их защиты от негативных воздействий среды, а также возможность деградации их свойств.

 

6.1.11 Расчетный срок службы основных конструкций мостов, труб и тоннелей на ВСМ принимается равным 100 лет.

 

Расчетный срок службы конструкций пути принимается из экономических соображений и менее сроков службы несущих конструкций.

 

Примечание - При соответствующем обосновании сроки службы других конструкций (ограждающих конструкций, смотровых приспособлений и т.п.) могут быть приняты отличными от сроков службы сооружения в целом.

 

Предельные состояния

 

6.1.12 При проектировании строительных объектов необходимо учитывать следующие предельные состояния согласно таблице 6.1.

 

Таблица 6.1 - Группы предельных состояний

   
Первая группа Вторая группа
Состояния, превышение которых ведет к потере несущей способности строительных конструкций:   - разрушение любого характера (например, пластическое, хрупкое, усталостное);   - потеря устойчивости;   - явления, при которых возникает необходимость прекращения эксплуатации (например, чрезмерные деформации в результате деградации свойств материала, пластичности, сдвига в соединениях, чрезмерные смещения в опорных частях, образование продольных трещин в бетоне);   - особые и аварийные ситуации, наступление которых может приводить к катастрофическим последствиям;   - прогрессирующее обрушение Состояния, при превышении которых нарушается нормальная эксплуатация, исчерпывается ресурс долговечности или нарушаются условия комфортности:   - достижение предельных деформаций (например, предельных прогибов, углов поворота) или предельных деформаций оснований;   - достижение предельных уровней колебаний, вызывающих вредные для здоровья людей физиологические воздействия;   - образование трещин, не нарушающих нормальную эксплуатацию;   - достижение предельной ширины раскрытия трещин;   - другие явления, при которых возникает необходимость ограничения пропускной способности или снижение расчетного срока службы

Примечание - Предельные состояния могут быть отнесены как к конструкции в целом, так и к отдельным элементам и их соединениям.

 

6.1.13 В соответствии с требованиями ГОСТ 27751  обоснование надежности элементов пути следует выполнять по второй группе предельных состояний, а критерии надежности - рассматривать как критерии эксплуатационной пригодности.

 

Примечания

 

1 Нарушение работоспособности пути прерывает нормальную эксплуатацию и не приводит к потере несущей способности сооружения и прекращению его эксплуатации.

 

2 При расчетах взаимодействия пути и сооружения рассматриваются только случаи стадии нормальной эксплуатации и этап строительства. Особые случаи (землетрясение или авария) не учитывают.

 

6.1.14 Для каждого учитываемого предельного состояния устанавливают расчетные модели сооружения, его конструктивных элементов и оснований, описывают их поведение при наиболее неблагоприятных условиях их возведения и эксплуатации с обоснованными допущениями.

 

6.1.15 Для каждого предельного состояния, которое необходимо учитывать при проектировании, должны быть установлены соответствующие расчетные значения нагрузок и воздействий, характеристик материалов и грунтов, а также геометрические параметры конструкций зданий и сооружений (с учетом их возможных наиболее неблагоприятных отклонений), коэффициенты надежности, предельно допустимые значения усилий, напряжений, прогибов, перемещений и осадки фундаментов.

 

6.1.16 Расчет искусственных сооружений по предельным состояниям должен производиться с учетом:

 

- их расчетного срока службы;

 

- прочностных и деформационных характеристик материалов, устанавливаемых в нормах, а для грунтов - по результатам инженерно-геологических изысканий;

 

- наиболее неблагоприятных вариантов распределения нагрузок, воздействий и их сочетаний;

 

- неблагоприятных последствий в случае достижения строительным объектом предельных состояний;

 

- возможной деградации свойств материалов;

 

- условий изготовления, сооружения и особенностей эксплуатации.

 

6.1.17 Условия обеспечения надежности конструкций или оснований состоят в том, чтобы расчетные значения усилий, напряжений, деформаций, перемещений, раскрытий трещин не превышали соответствующих им предельных значений, устанавливаемых нормативными документами на проектирование.

 

Условия предельного состояния принимаются в виде

 

, (6.1)

 

 

где S - действующий фактор (усилие, напряжение или деформация), вычисленный от сочетания нагрузок или воздействий по соответствующему предельному состоянию (нормативный или расчетный);

т - коэффициенты) условий работы;

 

- коэффициент надежности по ответственности (назначению) сооружения;

 

R - значение соответствующего предельного фактора с обеспеченностью, соответствующей данному предельному состоянию.

 

Компоненты действующего фактора, входящие в левую часть условия надежности, вычисляются с коэффициентами:

 

- сочетаний (таблицы 6.26-6.29);

 

- ответственности (6.1.5-6.1.7);

 

- надежности (6.4.2, 6.5.1.3);

 

- учитывающими число путей (таблица 6.25);

 

- динамики (6.3.17, 6.3.18).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: