Обзор основных нормативных правовых и методических

документов по обеспечению энергосбережения

1) Федеральный закон № 41-ФЗ от 14.04.1995 «О государственном  регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Определена необходимость включения в себестоимость электриче ской и тепловой энергии затрат на энергосбережение.

2) Федеральный закон № 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных мо нополиях» . Определяет правовые основы федеральной политики в отношении  естественных монополий. Законом регулируется, в частности, деятель ность на услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Использу ется ценовое регулирование естественных монополий, определение потре бителей или установление минимального уровня их обеспечения.

3) Основополагающим документом в области энергосбережения явля ется Федеральный закон «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от   03.04.1996. Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе  деятельности в области энергосбережения. Для создания экономических и  организационных условий в целях эффективного использования в области  энергосбережения основными являются отношения, возникающие в про цессе деятельности, направленной:

- на эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;

- осуществление государственного надзора за эффективным ис пользованием энергетических ресурсов;

- развитие добычи и производства альтернативных видов топлива,  способных заменить энергетические ресурсы более дорогих дефицитных  видов;

- создание и использование энергоэффективных технологий, то пливо- и энергопотребляющего и диагностического оборудования, кон струкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхо да энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, сис тем автоматизированного управления энергопотреблением;

- обеспечение точности, достоверности и единства измерения   в части учета отпускаемых и потребляемых энергоресурсов.

Законом определены основные принципы энергосберегающей поли тики государства, положения о стандартизации, сертификации и метроло гии и основы государственного управления энергосбережением.

Для практической деятельности хозяйствующих объектов большое   значение имеют ст. 10, 11 и 12 Закона, регламентирующие проведение   энергетических обследований организаций, учет энергетических ресур сов и государственное статистическое наблюдение за потреблением   энергетических ресурсов и их эффективным использованием.

Предусмотрены экономические и финансовые механизмы энергосбе режения, образование и подготовка кадров и информационное обеспечение  энергосбережения.

4) Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом ре гулировании» . Введено требование подтверждения соответствия производимой  продукции, в том числе энергопотребляющего оборудования и процессов производства, положениям технических регламентов, национальных стан дартов и стандартов организаций:

- в части рационального использования ресурсов;

- обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

5) Указ Президента РФ № 472 от 07.05.1995 «Об основных направ лениях энергетической политики и структурной перестройке ТЭК РФ  на период до 2010 года» . Определены необходимость разработки федеральной целевой про граммы «Энергосбережение России» и важнейшая роль энергосбережения  при формировании энергетической политики.

6) Постановление Правительства РФ № 998 от 12.10.1995 «О государственной поддержке создания в РФ энергоэффективных  демонстрационных зон» . Определен порядок государственной поддержки демонстрационных  зон высокой энергетической эффективности.

7) Постановление Правительства РФ № 1087 от 02.11.1995 «О неотложных мерах по энергосбережению» . Предусмотрен комплекс мер по энергосбережению, включая осна щение предприятий до 2000 г. средствами приборного учета и регулирова ния расхода энергоносителей.

8) Постановление Правительства РФ №793 от 12.07.1996 «О феде ральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии  (мощности)» . Утверждены основные принципы функционирования и развития фе дерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии  (мощности), а также перечень коммерческих организаций - субъектов фе дерального рынка. Тарифы на электрическую энергию и размер платы за  услуги, предоставляемые на ФОРЭМ, устанавливаются ФЭК.

9) Постановление Правительства РФ № 832 от 08.07.1997 «О по вышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной  сферы». Устанавливается обязательность оснащения приборами учета расхо да энергоресурсов и воды предприятий бюджетной сферы в 1998 г.

10) Указ Президента РФ № 1010 от 11.09.1997 «О государственном  надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ» . Минтопэнерго приданы функции государственного надзора за эф фективным использованием энергии в РФ.

11) Постановление Правительства РФ № 1619 от 27.12.1997 «О реви зии средств учета электрической энергии и маркировании их специ альными знаками визуального контроля» . Предусматривает назначение ответственными за установку специ альных знаков сбытовых организаций и органов энергонадзора; поручение  Минтопэнерго разработать в 3-месячный срок порядок ревизии.

12) Постановление Правительства РФ № 1 от 05.01.1998 «О порядке  прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой  энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных  им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» . Утверждается порядок прекращения или ограничения подачи энер гии при неоплате ТЭР.

13) Постановление Правительства РФ № 5 от 05.01.1998 «О снабже нии топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируе мых в 1998 г. за счет средств федерального бюджета». Предусмотрено выделение средств для закупки ТЭР в пределах ли митов, заключение договоров в пределах установленных лимитов. Расчеты  за потребленные ТЭР осуществлять только в денежной форме.

14) Постановление Правительства РФ № 166 от 12.02.1998 «О возложении на Министерство топлива и энергетики РФ функций государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ». Дополнено Положение о Министерстве топлива и энергетики РФ  словами об осуществлении государственного надзора за эффективным ис пользованием энергетических ресурсов в РФ.

15) Постановление Правительства РФ № 588 от 15.06.1998 «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в  России» . Приведены разработка программ энергосбережения, установка по рядка формирования и использования средств для финансирования меро приятий по энергосбережению, разработка программы энергетических об следований.

16) Постановление Правительства РФ № 938 от 12.08.1998 «О государственном энергетическом надзоре в РФ» . Утверждено положение о государственном энергетическом надзоре, в том числе надзоре за проведением мероприятий по сбережению топлив но-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продук ции.

17) Постановление Правительства РФ №777 от 12.10.2000 «Об утверждении положения о Министерстве энергетики Российской  Федерации» . Утверждено положение о Министерстве энергетики РФ. Определены  задачи министерства, в том числе государственный надзор за эффектив ным использованием энергетических ресурсов, разработка государствен ной политики в области энергосбережения и обеспечения экологической  безопасности при развитии ТЭК, координация работ по повышению эф фективности энергопользования в экономике России.

18) Основные положения энергетической стратегии России на пери од до 2020 года. Одобрены Правительством РФ (протокол № 39 от  23.10.2000) . Сформулированы основные принципы и условия энергетической  безопасности страны (региона), ее граждан. Для обеспечения безопасности определены цели и задачи энергетической стратегии и государственной  энергетической политики. Предложена программа разработки первооче редных нормативно-правовых и организационных документов, форми рующих механизмов реализации «Энергетической стратегии России на пе риод до 2020г.».

19) Постановление Правительства РФ № 526 от 11.07.2001 «О реформировании электроэнергетики РФ». Одобрены основные направления реформирования электроэнергетики России. Сформулированы основные условия перехода на нерегулируемые  государством тарифы на производимую электроэнергию с использованием  механизма коммерческой диспетчеризации.

20) Распоряжение Правительства РФ № 1040-Р от 03.08.2001 «Об утверждении плана мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики РФ». Изложен план мероприятий по IV кварталу 2002 г., включающий в  себя разработку проектов федеральных законов «Об электроэнергетике», о  внесении изменений и дополнений в существующие федеральные законы и  Указы Президента.

21) Постановление Правительства РФ № 796 от 17.11.2001 «О феде ральной целевой программе “Энергоэффективная экономика на 2002 –  2005 годы и на перспективу до 2010 года” (с изменениями от 29.12.01)» . Основная цель программы - перевод экономики России на энерго сберегающий путь развития за счет всемерного использования энергосбе регающих технологий и оборудования, надежное обеспечение энергоноси телями отраслей экономики.

22) Постановление Правительства РФ № 797 от 17.11.2001 «О подпрограмме “Реформирование и модернизация коммунального комплекса Российской Федерации” федеральной целевой программы “Жилище” на 2002 – 2010 годы». Цель программы – повышение эффективности, устойчивости и на дежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобес печения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный  комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновре менным снижением нерациональных затрат и др.

23) Постановление Правительства РФ № 135 от 11.02.2002 «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Утвержден перечень видов деятельности, лицензирование которых  осуществляется органом исполнительной власти. В области энергетики лицензируются:

- деятельность по эксплуатации электрических сетей;

- деятельность по эксплуатации тепловых сетей;

- ряд видов деятельности по переработке, транспортировке, хранению и реализации нефти, газа и продуктов их переработки.

24) Постановление Правительства РФ № 226 от 02.04.2002 «Основы  ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Изложены нормативно-методическая основа регулирования тарифов  (цен) и общие принципы и методы их формирования. 25 марта 1998 г. Министерством топлива и энергетики РФ введены в действие «Правила проведения энергетических   обследований организаций». В правилах определены: область их приме нения, цели и порядок проведения энергетических обследований (энерго аудита), а также подробно изложены организация энергетических обследо ваний, виды энергетических обследований, методы проведения энергети ческих обследований, требования к обследуемым потребителям топливно- энергетических ресурсов (ТЭР), оформление результатов энергетических  обследований, финансирование энергоаудита, права и ответственность об следуемых потребителей ТЭР.

25) Значительным ведомственным актом, регламентирующим одно из  важнейших мероприятий в комплексе мер по энергосбережению, является Приказ № 10 от 16.02.2001 г. Департамента государственного энерге тического надзора и энергосбережения Министерства энергетики РФ «О проведении обязательных энергетических об следований на предприятиях и в организациях». Данным Приказом, из данным во исполнение закона «Об энергосбережении» и Постановления   Правительства № 588 от 15.06.1998 г., вводится в действие «Положение об  аккредитации энергоаудиторов в органах Госэнергонадзора Мини стерства энергетики РФ». В приказе определены   критерии аккредитации, порядок ее проведения и требования к аккреди туемым. Установлены также порядок контроля за деятельностью аккреди тованных энергоаудиторов, установлены случаи приостановления или от менены действия свидетельства об аккредитации.

26) В связи с тем что значительная часть энергопотерь в зданиях и со оружениях происходит через наружные ограждающие конструкции зданий  и сооружений, большое практическое значение имеет Государственный   стандарт СССР ГОСТ 26254-84, введенный в действие Постановлени ем Государственного комитета СССР по делам строительства с   01.01.1985 г. «Здания и сооружения. Методы определения сопротивле ния теплопередаче ограждающих конструкций».  Данный стандарт распространяется на ограждающие конструкции  жилых, общественных, производственных и сельскохозяйственных зданий  и сооружений: наружные стены, покрытия, чердачные перекрытия, пере крытия над проездами, холодными подпольями и подвалами, ворота и две ри в наружных стенах, другие ограждающие конструкции, разделяющие  помещения с различными температурно-влажностными условиями – и ус танавливает методы определения сопротивления их теплопередаче в лабо раторных и натурных (эксплуатационных) зимних условиях. ГОСТ 26254- 84 устанавливает, что определение сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций позволяет количественно оценить теплотехнические  качества ограждающих конструкций зданий и сооружений и их соответст вие нормативным требованиям, установить реальные потери тепла через  наружные ограждающие конструкции, проверить расчетные и конструк тивные решения. ГОСТ сохранил свое значение как базовый документ, од нако часть положений, касающихся методики и аппаратных средств, не  учитывает современных технических и технологических возможностей.

27) Государственный стандарт СССР ГОСТ 26629-85 «Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций». Распространяется на ограждающие конструкции жилых, обществен ных, промышленных и сельскохозяйственных зданий с нормируемой тем пературой внутреннего воздуха помещений. Метод основан на дистанци онном измерении тепловизором полей температур поверхностей ограж дающих конструкций, между внутренними и наружными поверхностями  которых создан перепад температур, и вычисления относительных сопро тивлений теплопередаче участков конструкции.

К сожалению, данный стандарт практически как не использовался в  СССР, так и не используется в России. А именно с учетом результатов те пловизионного контроля должны приниматься в эксплуатацию все вновь  вводимые и капитально реконструированные здания и сооружения.

28) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51379-99 «Энергосбере жение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топлив но-энергетических ресурсов» . Настоящий стандарт, введенный (впервые) Постановлением Гос стандарта России № 471-ст от 30.11.1999 г., подготовлен Госэнергонадзо ром РФ в сотрудничестве с Московским агентством энергосбережения. Он  регламентирует основные положения энергетической паспортизации, ус танавливает формы документов – составных частей паспорта промышлен ного потребителя топливно-энергетических ресурсов, отражает накопленный опыт в области энергетической паспортизации и предлагает единый  унифицированный подход к его составу и структуре. Документ необходим  в работе энергоаудиторов и энергопотребителей, так как в Приложениях к  нему приведены формы Паспорта и его составных частей.

29) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51380-99 «Энергосбере жение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетиче ской эффективности энергопотребляющей продукции их норматив ным значениям» . Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 472-ст от  30.11.99. Данный стандарт распространяется на энергопотребляющую  продукцию производственно-технического назначения и бытового потреб ления на стадиях ее жизненного цикла и устанавливает требования к мето дам подтверждения соответствия показателей ее энергетической эффек тивности их нормативным значениям.

Нормативные значения показателей энергетической эффективности  энергопотребляющей продукции устанавливаются в нормативных доку ментах – государственных, отраслевых стандартах, технических регламен тах, стандартах научно-технических обществ и ассоциаций, стандартах предприятий.

30) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбере жение. Нормативно-методическое обеспечение» . Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 485-ст от  30.11.1999 г. Данный стандарт устанавливает основные понятия, принци пы, цели и субъекты деятельности в области нормативно-методического  обеспечения энергосбережения, состав и назначение основополагающих  нормативных методических документов и распространяется на деятель ность, связанную с эффективным использованием топливно- энергетических ресурсов (ТЭР), на энергопотребляющие объекты (уста новки, оборудование, продукцию производственно-технического и быто вого назначения), технологические процессы, работы, услуги.

Положения, установленные в стандарте ГОСТ Р 51387-99, обяза тельны для применения расположенными по территории РФ предприятия ми, организациями, региональными и другими объединениями, независимо  от форм собственности и подчинения, а также органами управления РФ, имеющими прямое отношение к использованию ТЭР и энергосбережению.

Положения, установленные в настоящем стандарте, применяются в  научно-технической, учебной и справочной литературе, при планировании  разработок и разработке нормативных, методических документов по энер госбережению и обеспечению эффективного использования ТЭР.

31) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51388-99 «Энергосбере жение. Информирование потребителей об энергоэффективности изде лий бытового и коммунального назначения» . Принят и введен действие Постановлением Госстандарта России №  186-ст от 30.11.1999 г. В данном стандарте реализованы нормы и требова ния Закона РФ «Об энергосбережении», Закона РФ «О лицензировании от дельных видов деятельности». Стандарт устанавливает общие требования  к информированию потребителей об энергоэффективности изделий быто вого и коммунального назначения, перечень видов изделий, информация  об эффективности энергопотребления которых должен быть предоставлена  потребителю (в перечень включены: оборудование и материалы электро технические, изделия автомобильной промышленности, тракторы и сель скохозяйственные машины, продукция строительного, дорожного и ком мунального машиностроения, оборудование санитарно-техническое, обо рудование технологическое для легкой и пищевой промышленности и бы товые приборы, материалы строительные, конструкции и детали сборные  железобетонные, изделия из стекла, фарфора). Стандартом установлены  способы и формы информирования потребителей об энергоэффективности  энергопотребляющих изделий, общие требования, правила и объем ин формации по энергоэффективности, которую необходимо доводить до све дения потребителей. Стандарт предназначен для использования юридическими и физическими лицами (независимо от формы собственности) в их  деятельности по энергосбережению, при изготовлении и реализации на  рынке энергопотребляющих изделий и оборудования, проведении энерге тической экспертизы, энергообследований и паспортизации потребителе й ТЭР.

32) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбере жение. Энергетическая эффективность. Состав показателей»

Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 882-ст от  29.12.1999 г. Данный стандарт устанавливает основные виды показателей  энергосбережения и энергетической эффективности, вносимых в норма тивные (технические, методические) документы, техническую (проектную,  конструкторскую, технологическую, эксплуатационную) документацию на  энергопотребляющую продукцию, технологические процессы, работы и  услуги.

Распространяется на все виды продукции, включая топливно -энергетические ресурсы, материалы и изделия, использование которых по  назначению связано с расходованием (потерями) ТЭР, на технологические  процессы, сопровождающиеся потреблением (потерями) ТЭР, а также на  все виды деятельности, направленные на рациональное использование и  экономию ТЭР.

Стандарт предназначен для использования юридическими и физиче скими лицами в их деятельности по энергосбережению, при разработке  новых и пересмотре действующих нормативных документов в части, ка сающейся нормирования показателей энергетической эффективности, раз работке и проведении (энергетической) экспертизы проектной документа ции, проведении энергетических обследований (энергетического аудита) и  энергетической паспортизации потребителей ТЭР, разработке норматив ных и методических документов в обеспечение программ энергосбереже ния и статистической отчетности в области энергосбережения.

33) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51750-2001 «Энергосбе режение. Методика определения энергоемкости при производстве и   оказании услуг в технологических энергетических системах. Общие   положения» (введен впервые)

Целью настоящего стандарта является установление методологии  комплексного определения энергоемкости в технологических энергетиче ских системах (ТЭС) различного назначения при производстве продукции  и оказании услуг с учетом энергосбережения и экологической безопасно сти.

Настоящий стандарт применяют для определения, описания, анализа и сравнения технологической энергоемкости при производстве продукции  и оказании услуг в ТЭС в целях обеспечения единой методической основы  энергетического выбора при принятии решений любого уровня. Техноло гия, обеспечивающая наименьшую полную энергоемкость конечных видов  продукции и услуг при нормированных удельных энергозатратах на про изводство продукции, является более эффективной.

34) Межгосударственный стандарт ГОСТ 31168-2003 «Здания жи лые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии  на отопление» ( введен впервые).

Стандарт разработан с целью подтверждения соответствия показате ля нормализованного удельного потребления тепловой энергии на отопле ние за отопительный период эксплуатируемого здания нормативным зна чениям согласно СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» с учетом  требований ГОСТ Р 51380 и ГОСТ Р 51387. Дополнительно в результате  обработки данных измерений стандарт позволяет рассчитывать общий ко эффициент теплопередачи здания. Стандарт является базовым докумен том, обеспечивающим параметрами энергетический паспорт и энергоаудит эксплуатируемых зданий.

35) Строительные нормы и правила СНиП 23-02-2003. Тепловая за щита зданий (взамен СНиП II-3-79*)

Данный СНиП устанавливает требования к тепловой защите зданий в целях экономии энергии при обеспечении санитарно-гигиенических и ото пительных параметров микроклимата помещений и долговечности ограж дающих конструкций зданий и сооружений.

Настоящие нормы предусматривают введение новых показателей  энергетической эффективности зданий – удельных расходов тепловой  энергии на отопление за отопительный период с учетом воздухообмена,  теплопоступлений и ориентации зданий, устанавливают их классификацию  и правила оценки по показателям энергетической эффективности как пр и проектировании и строительстве, так и в дальнейшем при эксплуатации.

36) Методика диагностики и энергетических обследований наруж ных ограждающих конструкций строительных сооружений теплови зионным бесконтактным методом

Аттестована Госстандартом Российской Федерации в 2000 г., новая  редакция аттестована в 2001 г. Используется Мосгосэнергонадзором при  определении энергоэффективности наружных ограждающих конструкций  строительных сооружений.

Закон "Об энергосбережении в Тюменской области" разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных направлениях энергетической политики Российской Федерации" от 07.05.95 N 472, в развитие постановления Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по энергосбережению" от 02.11.95 N 1087, Соглашения между Министерством топлива и энергетики Российской Федерации и Администрацией Тюменской области о сотрудничестве в сфере энергосбережения и развития топливно - энергетического комплекса региона от 25.09.95 и Федерального закона "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ.

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы государственной политики в Тюменской области в сфере энергосбережения и повышения эффективности использования топлива и энергии. Закон направлен на регулирование отношений и создание условий для эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, улучшения социально - экономических условий жизни населения Тюменской области.

Закон "Об энергосбережении в Тюменской области" действует на территории Тюменской области, обязателен для исполнения организациями и предприятиями всех форм собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: