документов по обеспечению энергосбережения 
1) Федеральный закон № 41-ФЗ от 14.04.1995 «О государственном
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Определена необходимость включения в себестоимость электриче
ской и тепловой энергии затрат на энергосбережение. 
2) Федеральный закон № 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных мо
нополиях»
. Определяет правовые основы федеральной политики в отношении
естественных монополий. Законом регулируется, в частности, деятель
ность на услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Использу
ется ценовое регулирование естественных монополий, определение потре
бителей или установление минимального уровня их обеспечения.
3) Основополагающим документом в области энергосбережения явля
ется Федеральный закон «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от
03.04.1996. Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе
деятельности в области энергосбережения. Для создания экономических и
организационных условий в целях эффективного использования в области
энергосбережения основными являются отношения, возникающие в про
цессе деятельности, направленной:
- на эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
- осуществление государственного надзора за эффективным ис
пользованием энергетических ресурсов; 
- развитие добычи и производства альтернативных видов топлива,
способных заменить энергетические ресурсы более дорогих дефицитных
видов; 
- создание и использование энергоэффективных технологий, то
пливо- и энергопотребляющего и диагностического оборудования, кон
струкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхо
да энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, сис
тем автоматизированного управления энергопотреблением; 
- обеспечение точности, достоверности и единства измерения
в части учета отпускаемых и потребляемых энергоресурсов. 
Законом определены основные принципы энергосберегающей поли
тики государства, положения о стандартизации, сертификации и метроло
гии и основы государственного управления энергосбережением. 
Для практической деятельности хозяйствующих объектов большое
значение имеют ст. 10, 11 и 12 Закона, регламентирующие проведение
энергетических обследований организаций, учет энергетических ресур
сов и государственное статистическое наблюдение за потреблением
энергетических ресурсов и их эффективным использованием. 
Предусмотрены экономические и финансовые механизмы энергосбе
режения, образование и подготовка кадров и информационное обеспечение
энергосбережения. 
4) Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом ре
гулировании»
. Введено требование подтверждения соответствия производимой
продукции, в том числе энергопотребляющего оборудования и процессов производства, положениям технических регламентов, национальных стан
дартов и стандартов организаций: 
- в части рационального использования ресурсов; 
- обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции. 
5) Указ Президента РФ № 472 от 07.05.1995 «Об основных направ
лениях энергетической политики и структурной перестройке ТЭК РФ
на период до 2010 года»
. Определены необходимость разработки федеральной целевой про
граммы «Энергосбережение России» и важнейшая роль энергосбережения
при формировании энергетической политики. 
6) Постановление Правительства РФ № 998 от 12.10.1995
«О государственной поддержке создания в РФ энергоэффективных
демонстрационных зон»
. Определен порядок государственной поддержки демонстрационных
зон высокой энергетической эффективности. 
7) Постановление Правительства РФ № 1087 от 02.11.1995
«О неотложных мерах по энергосбережению»
. Предусмотрен комплекс мер по энергосбережению, включая осна
щение предприятий до 2000 г. средствами приборного учета и регулирова
ния расхода энергоносителей. 
8) Постановление Правительства РФ №793 от 12.07.1996 «О феде
ральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии
(мощности)»
. Утверждены основные принципы функционирования и развития фе
дерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии
(мощности), а также перечень коммерческих организаций - субъектов фе
дерального рынка. Тарифы на электрическую энергию и размер платы за
услуги, предоставляемые на ФОРЭМ, устанавливаются ФЭК. 
9) Постановление Правительства РФ № 832 от 08.07.1997 «О по
вышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной
сферы». Устанавливается обязательность оснащения приборами учета расхо
да энергоресурсов и воды предприятий бюджетной сферы в 1998 г. 
10) Указ Президента РФ № 1010 от 11.09.1997 «О государственном
надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ»
. Минтопэнерго приданы функции государственного надзора за эф
фективным использованием энергии в РФ. 
11) Постановление Правительства РФ № 1619 от 27.12.1997 «О реви
зии средств учета электрической энергии и маркировании их специ
альными знаками визуального контроля»
. Предусматривает назначение ответственными за установку специ
альных знаков сбытовых организаций и органов энергонадзора; поручение
Минтопэнерго разработать в 3-месячный срок порядок ревизии. 
12) Постановление Правительства РФ № 1 от 05.01.1998 «О порядке
прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой
энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных
им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов»
. Утверждается порядок прекращения или ограничения подачи энер
гии при неоплате ТЭР. 
13) Постановление Правительства РФ № 5 от 05.01.1998 «О снабже
нии топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируе
мых в 1998 г. за счет средств федерального бюджета». Предусмотрено выделение средств для закупки ТЭР в пределах ли
митов, заключение договоров в пределах установленных лимитов. Расчеты
за потребленные ТЭР осуществлять только в денежной форме. 
14) Постановление Правительства РФ № 166 от 12.02.1998 «О возложении на Министерство топлива и энергетики РФ функций государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ». Дополнено Положение о Министерстве топлива и энергетики РФ
словами об осуществлении государственного надзора за эффективным ис
пользованием энергетических ресурсов в РФ. 
15) Постановление Правительства РФ № 588 от 15.06.1998
«О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в
России»
. Приведены разработка программ энергосбережения, установка по
рядка формирования и использования средств для финансирования меро
приятий по энергосбережению, разработка программы энергетических об
следований. 
16) Постановление Правительства РФ № 938 от 12.08.1998
«О государственном энергетическом надзоре в РФ»
. Утверждено положение о государственном энергетическом надзоре,
в том числе надзоре за проведением мероприятий по сбережению топлив
но-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продук
ции. 
17) Постановление Правительства РФ №777 от 12.10.2000
«Об утверждении положения о Министерстве энергетики Российской
Федерации»
. Утверждено положение о Министерстве энергетики РФ. Определены
задачи министерства, в том числе государственный надзор за эффектив
ным использованием энергетических ресурсов, разработка государствен
ной политики в области энергосбережения и обеспечения экологической
безопасности при развитии ТЭК, координация работ по повышению эф
фективности энергопользования в экономике России. 
18) Основные положения энергетической стратегии России на пери
од до 2020 года. Одобрены Правительством РФ (протокол № 39 от
23.10.2000)
. Сформулированы основные принципы и условия энергетической
безопасности страны (региона), ее граждан. Для обеспечения безопасности определены цели и задачи энергетической стратегии и государственной
энергетической политики. Предложена программа разработки первооче
редных нормативно-правовых и организационных документов, форми
рующих механизмов реализации «Энергетической стратегии России на пе
риод до 2020г.». 
19) Постановление Правительства РФ № 526 от 11.07.2001 «О реформировании электроэнергетики РФ». Одобрены основные направления реформирования электроэнергетики России. Сформулированы основные условия перехода на нерегулируемые
государством тарифы на производимую электроэнергию с использованием
механизма коммерческой диспетчеризации. 
20) Распоряжение Правительства РФ № 1040-Р от 03.08.2001 «Об утверждении плана мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики РФ». Изложен план мероприятий по IV кварталу 2002 г., включающий в
себя разработку проектов федеральных законов «Об электроэнергетике», о
внесении изменений и дополнений в существующие федеральные законы и
Указы Президента. 
21) Постановление Правительства РФ № 796 от 17.11.2001 «О феде
ральной целевой программе “Энергоэффективная экономика на 2002 –
2005 годы и на перспективу до 2010 года” (с изменениями от 29.12.01)»
. Основная цель программы - перевод экономики России на энерго
сберегающий путь развития за счет всемерного использования энергосбе
регающих технологий и оборудования, надежное обеспечение энергоноси
телями отраслей экономики. 
22) Постановление Правительства РФ № 797 от 17.11.2001 «О подпрограмме “Реформирование и модернизация коммунального комплекса Российской Федерации” федеральной целевой программы “Жилище” на 2002 – 2010 годы». Цель программы – повышение эффективности, устойчивости и на
дежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобес
печения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный
комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновре
менным снижением нерациональных затрат и др. 
23) Постановление Правительства РФ № 135 от 11.02.2002
«О лицензировании отдельных видов деятельности»
. Утвержден перечень видов деятельности, лицензирование которых
осуществляется органом исполнительной власти. В области энергетики лицензируются:
- деятельность по эксплуатации электрических сетей; 
- деятельность по эксплуатации тепловых сетей;
- ряд видов деятельности по переработке, транспортировке, хранению и реализации нефти, газа и продуктов их переработки. 
24) Постановление Правительства РФ № 226 от 02.04.2002 «Основы
ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Изложены нормативно-методическая основа регулирования тарифов
(цен) и общие принципы и методы их формирования.
25 марта 1998 г. Министерством топлива и энергетики РФ введены в действие «Правила проведения энергетических
обследований организаций». В правилах определены: область их приме
нения, цели и порядок проведения энергетических обследований (энерго
аудита), а также подробно изложены организация энергетических обследо
ваний, виды энергетических обследований, методы проведения энергети
ческих обследований, требования к обследуемым потребителям топливно-
энергетических ресурсов (ТЭР), оформление результатов энергетических
обследований, финансирование энергоаудита, права и ответственность об
следуемых потребителей ТЭР. 
25) Значительным ведомственным актом, регламентирующим одно из
важнейших мероприятий в комплексе мер по энергосбережению, является Приказ № 10 от 16.02.2001 г. Департамента государственного энерге
тического надзора и энергосбережения Министерства энергетики РФ «О проведении обязательных энергетических об
следований на предприятиях и в организациях». Данным Приказом, из
данным во исполнение закона «Об энергосбережении» и Постановления
Правительства № 588 от 15.06.1998 г., вводится в действие «Положение об
аккредитации энергоаудиторов в органах Госэнергонадзора Мини
стерства энергетики РФ». В приказе определены
критерии аккредитации, порядок ее проведения и требования к аккреди
туемым. Установлены также порядок контроля за деятельностью аккреди
тованных энергоаудиторов, установлены случаи приостановления или от
менены действия свидетельства об аккредитации. 
26) В связи с тем что значительная часть энергопотерь в зданиях и со
оружениях происходит через наружные ограждающие конструкции зданий
и сооружений, большое практическое значение имеет Государственный
стандарт СССР ГОСТ 26254-84, введенный в действие Постановлени
ем Государственного комитета СССР по делам строительства с
01.01.1985 г. «Здания и сооружения. Методы определения сопротивле
ния теплопередаче ограждающих конструкций».
Данный стандарт распространяется на ограждающие конструкции
жилых, общественных, производственных и сельскохозяйственных зданий
и сооружений: наружные стены, покрытия, чердачные перекрытия, пере
крытия над проездами, холодными подпольями и подвалами, ворота и две
ри в наружных стенах, другие ограждающие конструкции, разделяющие
помещения с различными температурно-влажностными условиями – и ус
танавливает методы определения сопротивления их теплопередаче в лабо
раторных и натурных (эксплуатационных) зимних условиях. ГОСТ 26254-
84 устанавливает, что определение сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций позволяет количественно оценить теплотехнические
качества ограждающих конструкций зданий и сооружений и их соответст
вие нормативным требованиям, установить реальные потери тепла через
наружные ограждающие конструкции, проверить расчетные и конструк
тивные решения. ГОСТ сохранил свое значение как базовый документ, од
нако часть положений, касающихся методики и аппаратных средств, не
учитывает современных технических и технологических возможностей. 
27) Государственный стандарт СССР ГОСТ 26629-85 «Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций». Распространяется на ограждающие конструкции жилых, обществен
ных, промышленных и сельскохозяйственных зданий с нормируемой тем
пературой внутреннего воздуха помещений. Метод основан на дистанци
онном измерении тепловизором полей температур поверхностей ограж
дающих конструкций, между внутренними и наружными поверхностями
которых создан перепад температур, и вычисления относительных сопро
тивлений теплопередаче участков конструкции. 
К сожалению, данный стандарт практически как не использовался в
СССР, так и не используется в России. А именно с учетом результатов те
пловизионного контроля должны приниматься в эксплуатацию все вновь
вводимые и капитально реконструированные здания и сооружения. 
28) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51379-99 «Энергосбере
жение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топлив
но-энергетических ресурсов»
. Настоящий стандарт, введенный (впервые) Постановлением Гос
стандарта России № 471-ст от 30.11.1999 г., подготовлен Госэнергонадзо
ром РФ в сотрудничестве с Московским агентством энергосбережения. Он
регламентирует основные положения энергетической паспортизации, ус
танавливает формы документов – составных частей паспорта промышлен
ного потребителя топливно-энергетических ресурсов, отражает накопленный опыт в области энергетической паспортизации и предлагает единый
унифицированный подход к его составу и структуре. Документ необходим
в работе энергоаудиторов и энергопотребителей, так как в Приложениях к
нему приведены формы Паспорта и его составных частей. 
29) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51380-99 «Энергосбере
жение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетиче
ской эффективности энергопотребляющей продукции их норматив
ным значениям»
. Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 472-ст от
30.11.99. Данный стандарт распространяется на энергопотребляющую
продукцию производственно-технического назначения и бытового потреб
ления на стадиях ее жизненного цикла и устанавливает требования к мето
дам подтверждения соответствия показателей ее энергетической эффек
тивности их нормативным значениям. 
Нормативные значения показателей энергетической эффективности
энергопотребляющей продукции устанавливаются в нормативных доку
ментах – государственных, отраслевых стандартах, технических регламен
тах, стандартах научно-технических обществ и ассоциаций, стандартах предприятий. 
30) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбере
жение. Нормативно-методическое обеспечение»
. Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 485-ст от
30.11.1999 г. Данный стандарт устанавливает основные понятия, принци
пы, цели и субъекты деятельности в области нормативно-методического
обеспечения энергосбережения, состав и назначение основополагающих
нормативных методических документов и распространяется на деятель
ность, связанную с эффективным использованием топливно-
энергетических ресурсов (ТЭР), на энергопотребляющие объекты (уста
новки, оборудование, продукцию производственно-технического и быто
вого назначения), технологические процессы, работы, услуги.
Положения, установленные в стандарте ГОСТ Р 51387-99, обяза
тельны для применения расположенными по территории РФ предприятия
ми, организациями, региональными и другими объединениями, независимо
от форм собственности и подчинения, а также органами управления РФ,
имеющими прямое отношение к использованию ТЭР и энергосбережению. 
Положения, установленные в настоящем стандарте, применяются в
научно-технической, учебной и справочной литературе, при планировании
разработок и разработке нормативных, методических документов по энер
госбережению и обеспечению эффективного использования ТЭР. 
31) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51388-99 «Энергосбере
жение. Информирование потребителей об энергоэффективности изде
лий бытового и коммунального назначения»
. Принят и введен действие Постановлением Госстандарта России №
186-ст от 30.11.1999 г. В данном стандарте реализованы нормы и требова
ния Закона РФ «Об энергосбережении», Закона РФ «О лицензировании от
дельных видов деятельности». Стандарт устанавливает общие требования
к информированию потребителей об энергоэффективности изделий быто
вого и коммунального назначения, перечень видов изделий, информация
об эффективности энергопотребления которых должен быть предоставлена
потребителю (в перечень включены: оборудование и материалы электро
технические, изделия автомобильной промышленности, тракторы и сель
скохозяйственные машины, продукция строительного, дорожного и ком
мунального машиностроения, оборудование санитарно-техническое, обо
рудование технологическое для легкой и пищевой промышленности и бы
товые приборы, материалы строительные, конструкции и детали сборные
железобетонные, изделия из стекла, фарфора). Стандартом установлены
способы и формы информирования потребителей об энергоэффективности
энергопотребляющих изделий, общие требования, правила и объем ин
формации по энергоэффективности, которую необходимо доводить до све
дения потребителей. Стандарт предназначен для использования юридическими и физическими лицами (независимо от формы собственности) в их
деятельности по энергосбережению, при изготовлении и реализации на
рынке энергопотребляющих изделий и оборудования, проведении энерге
тической экспертизы, энергообследований и паспортизации потребителе
й ТЭР. 
32) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбере
жение. Энергетическая эффективность. Состав показателей» 
Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 882-ст от
29.12.1999 г. Данный стандарт устанавливает основные виды показателей
энергосбережения и энергетической эффективности, вносимых в норма
тивные (технические, методические) документы, техническую (проектную,
конструкторскую, технологическую, эксплуатационную) документацию на
энергопотребляющую продукцию, технологические процессы, работы и
услуги. 
Распространяется на все виды продукции, включая топливно
-энергетические ресурсы, материалы и изделия, использование которых по
назначению связано с расходованием (потерями) ТЭР, на технологические
процессы, сопровождающиеся потреблением (потерями) ТЭР, а также на
все виды деятельности, направленные на рациональное использование и
экономию ТЭР. 
Стандарт предназначен для использования юридическими и физиче
скими лицами в их деятельности по энергосбережению, при разработке
новых и пересмотре действующих нормативных документов в части, ка
сающейся нормирования показателей энергетической эффективности, раз
работке и проведении (энергетической) экспертизы проектной документа
ции, проведении энергетических обследований (энергетического аудита) и
энергетической паспортизации потребителей ТЭР, разработке норматив
ных и методических документов в обеспечение программ энергосбереже
ния и статистической отчетности в области энергосбережения. 
33) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51750-2001 «Энергосбе
режение. Методика определения энергоемкости при производстве и
оказании услуг в технологических энергетических системах. Общие
положения» (введен впервые) 
Целью настоящего стандарта является установление методологии
комплексного определения энергоемкости в технологических энергетиче
ских системах (ТЭС) различного назначения при производстве продукции
и оказании услуг с учетом энергосбережения и экологической безопасно
сти. 
Настоящий стандарт применяют для определения, описания, анализа
и сравнения технологической энергоемкости при производстве продукции
и оказании услуг в ТЭС в целях обеспечения единой методической основы
энергетического выбора при принятии решений любого уровня. Техноло
гия, обеспечивающая наименьшую полную энергоемкость конечных видов
продукции и услуг при нормированных удельных энергозатратах на про
изводство продукции, является более эффективной. 
34) Межгосударственный стандарт ГОСТ 31168-2003 «Здания жи
лые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии
на отопление» ( введен впервые). 
Стандарт разработан с целью подтверждения соответствия показате
ля нормализованного удельного потребления тепловой энергии на отопле
ние за отопительный период эксплуатируемого здания нормативным зна
чениям согласно СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» с учетом
требований ГОСТ Р 51380 и ГОСТ Р 51387. Дополнительно в результате
обработки данных измерений стандарт позволяет рассчитывать общий ко
эффициент теплопередачи здания. Стандарт является базовым докумен
том, обеспечивающим параметрами энергетический паспорт и энергоаудит
эксплуатируемых зданий. 
35) Строительные нормы и правила СНиП 23-02-2003. Тепловая за
щита зданий (взамен СНиП II-3-79*)
Данный СНиП устанавливает требования к тепловой защите зданий в целях экономии энергии при обеспечении санитарно-гигиенических и ото
пительных параметров микроклимата помещений и долговечности ограж
дающих конструкций зданий и сооружений. 
Настоящие нормы предусматривают введение новых показателей
энергетической эффективности зданий – удельных расходов тепловой
энергии на отопление за отопительный период с учетом воздухообмена,
теплопоступлений и ориентации зданий, устанавливают их классификацию
и правила оценки по показателям энергетической эффективности как пр
и проектировании и строительстве, так и в дальнейшем при эксплуатации. 
36) Методика диагностики и энергетических обследований наруж
ных ограждающих конструкций строительных сооружений теплови
зионным бесконтактным методом 
Аттестована Госстандартом Российской Федерации в 2000 г., новая
редакция аттестована в 2001 г. Используется Мосгосэнергонадзором при
определении энергоэффективности наружных ограждающих конструкций
строительных сооружений.
Закон "Об энергосбережении в Тюменской области" разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных направлениях энергетической политики Российской Федерации" от 07.05.95 N 472, в развитие постановления Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по энергосбережению" от 02.11.95 N 1087, Соглашения между Министерством топлива и энергетики Российской Федерации и Администрацией Тюменской области о сотрудничестве в сфере энергосбережения и развития топливно - энергетического комплекса региона от 25.09.95 и Федерального закона "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ.
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы государственной политики в Тюменской области в сфере энергосбережения и повышения эффективности использования топлива и энергии. Закон направлен на регулирование отношений и создание условий для эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, улучшения социально - экономических условий жизни населения Тюменской области.
Закон "Об энергосбережении в Тюменской области" действует на территории Тюменской области, обязателен для исполнения организациями и предприятиями всех форм собственности.






