Закон полагания отрицанием (15)

 

Известно, что отрицание истинности какого-нибудь положения, т.е. его ложность, полагает истинность противоречащего ему положения и наоборот. Если частноотрицательное суждение ложно, то истинно общеположительное и наоборот. Несомненно, возможно и применяется такое отрицание, которое не полагает иного, но для логической связи является существенным и более основным утверждение другого (или самого себя) посредством отрицания чего-либо.

Нечто есть это, а не другое вследствие того, что оно именно не есть другое; что нечто не есть другое, именно вследствие этого оно есть это. Роза имеет красный цвет вследствие того, что она не имеет другого цвета; если роза не имеет никакого цвета, кроме красного, то, ясно, она красного цвета. Формально-логическое бесконечное суждение, т.е. отрицание предикатов, полагает нечто положительное; это полагание осуществится, если предикаты конечны; если имеется бесконечное множество Предикатов, тогда положительное приписывание предиката остается целью, но такое приписывание и придает смысл отрицательному предикату. Но в определенной сфере достаточно и одного отрицательного предиката для приписывания положительного; например, если нечто не есть общее, то оно частное; если нечто, не конечно, то оно бесконечно, и наоборот. В таком случае вопрос по существу решается. Таким случаям подчиняется смысл бесконечного суждения с бесконечным множеством отрицательных предикатов, поскольку множество отрицательных в сущности есть одна отрицательность.

А есть А вследствие того, что оно не есть не-А; вследствие не-А есть А именно А. Понятие А с необходимостью подразумевает признак противоречащего ему, как определенного отрицания. Также, не-А с необходимостью подразумевает А, оно ведь есть именно не-А. Это обстоятельство полностью реализуется в противоположных категориях: нечастное есть общее, необщее есть частное и т.д.

Как известно, для материалистической диалектики вполне приемлемо положение, что каждое определение есть отрицание (omnis determinatio est negatio). Определение или определенность нечто создается содержащимся в нем отрицанием. Это есть это вследствие того, что оно не есть другое, и это другое содержится в нем. Это есть это вследствие того, что в нем есть отрицание, которое определяет его; в жизни есть момент смерти, в капитализме находится его могильщик, в относительном — неотносительное (относительная истина содержит абсолютную) и т.д.

Полагание отрицанием полностью осуществляется в категориях, именно во взаимосвязи противоположных категорий. Как было сказано, если нечто не есть конечное, то оно бесконечное; если нечто не является частным, то оно общее и т.д. Но конечное таково именно тем, что содержит бесконечное как свое отрицание; понятие конечного с необходимостью подразумевает понятие бесконечного. Понятие частного содержит и признак понятия общего в том смысле, что частное есть частное именно вследствие общности. Если бы в частном не подразумевалось общее, то оно не было бы частным; частное имеет смысл его противоположным, его отрицающим; частное полагается его отрицанием — общим, а общее его отрицанием — частным. Относительное есть относительное именно через абсолютное. Относительная истина не будет истиной, если она только относительна и вместе с тем не является и абсолютной — отрицающей относительную.

Таким образом, если полагание отрицает, то отрицание полагает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: