Тема 3. Ассортимент товаров, его конкурентоспособность и организация товароснабжения розничной торговой сети
Понятие о спросе и предложении, их взаимосвязь. Факторы, формирующие спрос населения.
Виды спроса, методы изучения покупательского спроса в магазине, их краткая характеристика.
Понятие об ассортименте. Классификация торгового ассортимента: класс товаров, группа, вид, разновидности. Показатели конкурентоспособности ассортимента товаров.
Значение и содержание ассортиментных перечней, порядок их разработки и утверждения; соблюдение ассортиментных перечней товаров.
Понятие о товароснабжении торговых объектов. Основные требования к рациональной организации товародвижения торговой сети. Источники снабжения товарами розничной торговой сети.
Формы и методы товароснабжения торговой сети.
Централизованная доставка товаров. Графики и маршруты централизованной доставки товаров. Организация децентрализованной доставки товаров.
Порядок составления и представления заявок на текущий завоз товаров в магазин, их экономическое обоснование. Материальная ответственность при доставке товаров.
|
|
Методические рекомендации
При изучении темы рекомендуется ознакомиться с видами спроса, методами изучения покупательского спроса в магазине, их краткая характеристика.
Изучение темы следует начать с основных понятий таких, как «товароснабжение торговых объектов», «ассортимент», «спрос» и «предложение».
Практические занятия
Анализ ассортиментных перечней товаров. Расчёт коэффициентов полноты и стабильности ассортимента товаров в магазине.
Методические рекомендации
Практическое занятие представляет собой изучение ассортиментного перечня товаров магазина. Прежде чем приступить к выполнению задания изучите Указ Президента РБ от 20 сентября 1994г. №114 «О мерах по насыщению рынка республики товарами и пересечения необоснованного роста цен на них». Рекомендации по разработке и утверждению обязательных ассортиментных перечней товаров для предприятий розничной и оптовой торговли Приказ Министерства торговли РБ от 29.09.1994г. №64. Методические рекомендации по обеспечении устойчивого ассортимента товаров в магазинах в потребкооперации.
Ознакомиться с Рекомендациями по разработке и утверждению обязательных ассортиментных перечней товаров для предприятий розничной торговли и Методическими рекомендациями по обеспечению устойчивого ассортимента товаров в магазинах потребительской кооперации.
Изучить особенности разработки и формирования ассортиментных перечней применительно к отдельным типам магазинов.
|
|
Научиться составлять заявки на завоз товаров в магазине.
Образец оформления ассортиментного перечня
|
| ||||
Обязательный
Ассортиментный перечень товаров магазина №_____
д. __________
Наименование товаров, товарных групп, подгрупп | Количество разновидностей (видов) |
| ||||
|
Коэффициент полноты ассортимента рассчитывается как отношение количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина, он рассчитывается по формуле (1):
, (1)
где: Кп – коэффициент полноты обязательного ассортимента товаров в магазине;
Нф– фактическое количество разновидностей товаров согласно ассортиментномуперечню;
Нн – нормативное количество разновидностей товаров по ассортиментному перечню.
Числовые значения коэффициента полноты обязательного ассортимента находятся в пределе от 0 до 1. Чем ближе данный показатель к единице, тем выше уровень формирования ассортимента товаров в магазине и тем полнее ассортимент;
Наряду с этим в магазинах потребительской кооперации могут быть товары, не предусмотренные ассортиментным перечнем, но пользующиеся спросом у населения. В данном случае коэффициенты полноты могут принимать значение более единицы.
Литература
[1, с. 11-13]
[2, с. 366-381]