Емтихан
жаратылыстану-гуманитарлық цикліндегі
пәндер бойынша кешенді тестілеу
(орыс тілі мен әдебиеті
Экзаменационное
Комплексное тестирование
По предметам гуманитарного цикла
(русский язык и литература)
Студенты, варианты свои узнаете в день экзамена!
г.Қостанай, 2019-2020
Костанай к., 2019-2020
Русский язык и литература
1 нұсқа
Вариант
1. Слово, являющееся существительным:
A) Двадцать;
B) Сорок;
C) Двойка;
D) Второй;
E) Четыре.
2. Слова резолюция, протокол, акт, постановление используются в стиле:
A) Публицистическом;
B) Разговорном;
C) Официально-деловом;
D) Художественном;
E) Научном.
3. Прилагательное пишется через дефис:
A) (Черно) волосый;
B) (Общественно) политический;
C) (Свето) чувствительный;
D) (Равно) бедренный;
E) (Широко) экранный.
4. Многозначное слово:
A) Вареники;
B) Кактус;
C) Насекомое;
D) Спутник;
E) Желудок.
5. Однородные члены, связанные соединительными союзами:
A) Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шелковой малиновой или синей рубахе, бархатных шароварах, длинных сапогах.
B) Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, побежишь по аллее к дому.
C) Он высок ростом, худощав, но широкоплеч, строен, а лицом - красавец цыган.
D) Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами.
E) А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды.
6. Предложение со словом, в котором пропущена буква с:
A) Людской поток бе...конечен.
B) По равнине быстро ра...ливалась тьма.
C) Бе...жалостная осень сорвала одеяния с деревьев.
D) Встреча оставила неи...гладимое впечатление.
E) С каждым днем полоса в...рыхленной земли простиралась все дальше и дальше.
7. Нераспространенное предложение:
A) Дни уплывали черной чередой.
B) Были и лето, и осень дождливы.
C) Притом же пес - животное умное.
D) Все реже был слышен голос.
E) Пусто стало и на душе.
8. Через дефис пишется слово:
A) Очерки его были столько (же) кратки, сколько и интересны.
B) Не знаю, долго (ли) я буду в библиотеке.
C) Надо уметь что (нибудь) делать.
D) Я зашел в комнату и что (же) увидел?
E) Пора (бы) уже отдохнуть.
9. Словосочетания, в которых предлоги выражают временное значение:
A) Обойти вокруг дерева, дрожать от холода;
B) Прийти через час, вернуться к ночи.
C) Не пришел из-за болезни, побледнел от страха;
D) Ехать в город, сидеть на берегу;
E) Остановились для ночлега, работать с увлечением.
10. Правильный вариант написания не:
не(прочитанная) книга, далеко (не)красавица, (не)выполненное мною задание, мне не(здоровится):
A) Слитно, раздельно, слитно, слитно;
B) Раздельно, слитно, слитно, раздельно;
C) Раздельно, слитно, раздельно, слитно;
D) Раздельно, слитно, слитно, слитно;
E) Слитно, раздельно, раздельно, слитно.
11. Основной конфликт в пьесе «Гроза»:
A) между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна);
B) внутрисемейный, между деспотической свекровью и непокорной невесткой;
C) столкновение самодуров и их жертв;
D) любовный - между Катериной, Тихоном и Борисом;
E) социальный конфликт.
12. Причина покушения Раскольникова на жизнь старухи-процентщицы:
A) хочет достать деньги и помочь страдающей матери и сестре;
B) поскорей обогатиться и поправить свое социальное положение;
C) отомстить процентщице за унизительное положение, в котором оказался;
D) проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит (к «наполеонам» или к «материалу»)
E) убить просто потому, что она мешала ему жить.
13. Главная тема рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи»:
A) революция;
B) уходящий дворянский уклад;
C) любовь;
D) Россия;
E) свобода.
14. Герой романа М. А. Булгакова, заслуживший и обретший вечный покой:
A) Иван Бездомный;
B) Степан Лиходеев;
C) Коровьев;
D) Мастер;
E) Берлиоз.
15. Лучшие черты русского национального характера в романе Л.Толстого «Война и мир» воплощены в герое:
A) Андрей Болконский;
B) Элен Курагина;
C) Николай Ростов;
D ) Наташа Ростова;
E) Пьер Безухов.
16. Проблема двух типов гуманизма в произведении М. Горького:
A) «Мать»;
B) «Старуха Изергиль»;
C) «На дне»;
D) «Челкаш»;
E) «Рождение Человека».
17. Поэту принадлежат слова:
«Ведь если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?»
A) А. А. Блоку;
B) С. А. Есенину;
C) В. В. Маяковскому;
D) Б. Л. Пастернаку;
E) А.А. Ахматовой.
18. Автор очерков «Несвоевременные мысли»:
A) А.А. Блок;
B) М. Горький;
C) В. В. Маяковский;
D) А. А. Фадеев;
E) А. И. Куприн.
19. Тема «человек и природа» в раннем творчестве С. А. Есенина как:
A) человек — преобразователь природы;
B) человек и природа антагонистичны;
C) природа враждебна человеку;
D) человек находится в гармонии с природой;
E) человек – царь природы.
20. Строку какого произведения С. А. Есенина перефразировал В. В. Маяковский в
стихотворении «Сергею Есенину»:
В этой жизни помереть не трудно,
Сделать жизнь значительно трудней.
A) «Русь советская»;
B) «Анна Снегина»:
C) «До свиданья, друг мой, до свиданья»;
D) «Письмо к матери»;
E) «Собаке Качалова».
21. Произведение, которое называют «поэтической энциклопедией Великой
Отечественной войны»:
A) «Василий Теркин» А. Т. Твардовского;
B) «Пулковский меридиан» В. М. Инбер;
C) «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц;
D) «Зоя» М. М. Алигер;
E) «Живые и мертвые» В.Симонова.
22. Писатель XX века, создавший эпическое произведение о «земле, любви и воле»:
A) М. Горький, «Жизнь Клима Самгина»;
B) А. И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича»;
C) М. А. Булгаков, «Белая гвардия»;
D) М. А. Шолохов, «Тихий Дон»;
E) И.А. Бунин, «Антоновские яблоки».
23. Поэт-футурист:
A) С. А. Есенин;
B) А. А. Блок;
C) В. В. Маяковский;
D) А. А. Ахматова;
E) Н.С. Гумилев.
24. Эпизод, являющийся кульминацией поэмы А. А. Блока «Двенадцать»:
A) убийство Катьки Петрухой;
B) появление «товарища-попа»;
C) шествие красногвардейцев по улицам Петрограда;
D) встреча «двенадцати» с буржуем и псом на перекрестке;
E) старуха на площади.
25. Персонаж пьесы М. Горького «На дне», который говорит, что странник Лука подействовал на ночлежников, «как кислота на старую и грязную монету»:
A) Барон;
B) Сатин;
C) Актер;
D) Настя;
E) Наталья.
26. Писатель, не писавший про деревню:
A) В.И. Белов;
B) В.П. Астафьев;
C) Ю.В. Трифонов;
D) В.М. Шукшин;
E) В. Распутин.
27. Строка «И вечный бой! Покой нам только снится…»
взята из произведения:
A) А.А. Блока «На поле Куликовом»;
B) А.С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»;
C) С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»;
D) В.В. Маяковского «Письмо товарищу Кострову о сущности в любви»;
E) Б. Пастернака «Февраль…».
28. Учитель Беликов из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» преподавал:
A) географию;
B) словесность;
C) древнегреческий язык;
D) Закон Божий;
E) старославянский язык.
29. Поэт – автор следующих строк:
И странной близостью закованный,
Смотрю на темную вуаль
И вижу берег очарованный
И очарованную даль…
A) Ф.И. Тютчев;
B) М.Ю. Лермонтов;
C) А.А. Фет;
D) А.А. Блок:
E) Б. Пастернак.
30. Сословие, которое писатель Шолохов М.А. изображает в своих произведениях:
A) купечество;
B) крестьянство;
C) казачество;
D) дворянство;
E) рабочий класс.
Тест успешно завершен!
Русский язык и литература
2 нұсқа
Вариант
1. К ряду слов-синонимов относятся:
A) Грубый, неучтивый, невежественный;
B) Торжественный, праздничный, праздный;
C) Радостный, счастливый, удрученный;
D) Лазурный, голубой, изумрудный;
E) Любопытный, любознательный, внимательный.
2. Предлог пишется раздельно в предложении:
A) (В) продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты.
B) (В) виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции.
C) (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось
веселым и приподнятым.
D) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в) роде серенькой.
E) Яхотел поговорить с вами (на) счет квартиры.
3. Количество пропущенных запятых в предложении:
Снег летит с сосен рассыпается мелкой пылью и весь лес густо дымит