Технологическая карта урока

Ф.И.О: Татарникова Мария Викторовна

Тема урока: Изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам

Тип урока: закрепление полученных знаний

Класс:

Цель урока: закрепить умение изменять имена существительные и мена прилагательные по падежам

  Задачи урока:

Образовательные: способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именем существительным

 

Развивающие: развивать умение сравнивать и делать выводы

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, через урок русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные и существительные по падежам

Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

 

 

Этап урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации (Ф,И,П,Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные Метапредметные (П,Р,К) Личностные
I. Мотивационно-целевой умение определять цель деятельности на уроке; Словесный Наглядный   Здравствуйте, ребята!Звонок прозвенел, встаньте около своих парт. Меня зовут Мария Викторовна.Сегодня урок русского языка у вас проведу я.   На слайде представлен текст. Жила-была желтоглазая ромашка. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и ее постоянным  угощением. Мотылек  часто вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. - Какое слово встречается в каждом предложении? (ромашка) - Какой частью речи является повторяющееся слово? (Имя существительное) Выпишите в столбик слово «ромашка» - Поставьте к данным словам вопросы. Какие изменения со словами вы наблюдаете при изменении вопроса? Что заметили? Какая часть слова изменяется? (Изменяется окончание.)  - Это однокоренные слова? (Нет, это формы одного и того же слова.)  Кто из вас знает, как называется по другому такое изменение формы имени существительного(изменение по падежам) Всего в русском языке 6 падежей: - Кто знает их и может назвать? Укажите падеж у данных слов. Придумайте прилагательное к существительному «ромашка» Просклоняйте его по падежам.   Ребята,тема нашего урока: «Изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам.» Какую цель на уроке мы с вами поставим?(закрепить знания о том как изменяются имена существительные и имена прилагательные по падежам)       Демонстрируют готовность к уроку.     Читают текст, отвечают на вопросы     Выписывают слова, отвечают на вопросы,делают выводы     Определяют цель урока       Ф   Ф Презентация,раздаточный материал     Осознавать познавательную задачу.       Регулятивные: прогнозирование своей работы; Познавательные: умение строить высказывание; Коммуникативные: умение выражать свои мысли   Формирование желания приобретать новые знания; положительное отношение к процессу
II. Проектировочный - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение оформлять свои мысли в устной форме. Словесный   Ребята,что нам нужно будет сделать,чтобы достичь нашу цель? Давайте составим план наших действий   1.  Повторить что такое имя существительное и как оно изменяется по падежам? 2. Повторить что такое имя прилагательное и как оно изменяется по падежам? 3.Научиться определять падежи частей речи и правильно употреблять их в речи.   Планируют совместную деятельность на уроке   Ф         прогнозирование результатов своей деятельности; осуществление взаимного контроля;     Регулятивные-Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;       Работать по плану,сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность  
III. Процессуальный Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся Наглядный Словесный     ПрактическийСловесный Наглядный     Словесный   Практический Наглядный   Словесный   Ребята, посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столах. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?(Найдите слово, которое повторяется и поставьте к нему вопрос. Укажите падеж существительных. Спишите словосочетания по образцу.) Но перед тем как приступить к выполнению работы давайте вспомним алгоритм определения падежа существительного: 1. Найти слово,от которого ставится вопрос 2. Поставьте от этого слова вопрос 3. По вопросу определяем падеж Образец: шкаф (с кем? с чем?) с зеркалом 1.1. Соус к говядине. Суп с говядиной. Купили говядину. Молодая говядина. Котлеты из говядины. 1.2. Полотенце висит. Вытирает полотенцем. Принеси полотенце. Ходил по полотенцу. Ушёл без полотенца. 1.3. Посидим в беседке. Беседка в парке. Встретимся у беседки. Рядом с зелёной беседкой. Подошли к беседке. Ребята, прочитайте что у вас получилось? Какой вывод из этого упражнения мы можем сделать? (имена существительные изменяются по падежам)   Физминутка      Послушайте сказку и ответьте на вопрос в чем особенность рода числа и падежа имен прилагательных? Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными. Да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа. –А что если нам попросить их у существительных, ну хотя бы на время, -мечтали прилагательные и решили поговорить об этом с существительными. Тем пришлось по душе скромные просители, и они одолжили прилагательным свои формы. Существительные были рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор прилагательные. Чтобы согласовываться с существительными, берут напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.   В чем же особенность изменений имен прилагательных? От чего зависит их род, число и падеж?(от имени существительного)  Да ребята, вы правы, род число и падеж прилагательных зависят от имен существительных. Прежде чем нам в этом убедиться, откройте свои учебники на стр 85 и прочитайте упражнение 121. Что вам нужно сделать?(записать текст,употребляя прилагательные,данные в скобках в таком же числе, роде, падеже, что и сущ-е от которых они зависят.) Ребята, кто из вас может сказать алгоритм написания падежных окончаний прилагательных?( 1. Найти существительное,от которого ставится вопрос к прилагательному 2. Поставить вопрос 3. По окончанию вопроса определить окончание прилагательного. На выполнение упражнения вам отводится 10 минут. Ребята, все ли справились с заданием? Сейчас мы это и узнаем. Прочитайте,что у вас получилось?   Какова же тема и основная мысль текста? (весенние изменения в жизни растений и животных)   Подчеркните волнистой линией предложение, в котором выражено отношение автора к описываемому в тексте («Стоишь и любуешься этой красотой»)   Ребята,посмотрите на словосочетания в упр 122 «Вера в победу, но уверенность в победе» Часто люди делают ошибки при написании падежных окончаний существительных.  Определите падеж словосочетания «вера в победу «(В.п) Определите падеж словосочетания «уверенность в победе»(Т.п) Определите падеж слов-й «Удивляюсь приезду брата» (дат. пад.) — «удивлен приездом брата»(тв. пад.). Какой вывод мы можем сделать?(чтобы правильно написать окончания у существительных,нужно сначала определить падеж) Придумайте в парах по два словосочетания.   Ребята,наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работы     Наблюдают, логически рассуждают, вспоминают алгоритм определения падежа существительных     Самостоятельно выполняют задание, проверяют вместе с учителем,делают выводы       Выполняют движения за учителем         Слушают сказку,отвечают на вопросы, доказывают свои ответы на вопросы с помощью текста   Отвечают на вопросы,аргументируют свою точку зрения   Вспоминают алгоритм написания падежных окончаний прилагательных     .   выполняют задания данные учителем; объясняют.   Определяют главную мысль текста, доказывают свою точку зрения,приводят аргументы     Определяют падеж, делают вывод     составляют в парах свои словосочетания   Подводят итоги работы   Ф   И     Ф   Ф     Ф   П     Презентация, видео фрагмент, учебник     Раздаточный материал     Презентация     Раздаточный материал     Умение применять алгоритм в ходе работы; Определять падеж имени существительного и прилагательного; Научатся: высказывать оценочные суждения о прочитанном,определять главную мысль текста      П: ставить и формулировать проблемы,делать обобщения,выводы; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме К: Формировать навыки речевых действий,участвовать в общей беседе; Оценивать и аргументировать свою точку зрения в процессе работы. ;   Р: Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; контролировать процесс и результат деятельности   Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осуществлять совместную деятельность в паре   .     Формирование положительного отношения к процессу познания,проявление внимания,желания больше узнать,полноценного восприятия художественного текста, эмоциональной отзывчивости на прочитанное.    
IV. Рефлексивно-оценочный -умение точно выражать свои мысли; - умение определять цель деятельности на уроке;   Словесный - Чему вы научились на уроке? Какую мы ставили цель перед собой? Достигли ли мы ее? - Какое задание вам показалось интересным? Что нового вы узнали?   У каждого из вас на столе лежат солнечные лучики разных цветов -Если вы довольны свой работой, то возьмите жёлтый лучик -Если вы считаете, что вам не была интересна тема нашего урока, то возьмите лучик оранжевого цвета -Если вы испытывали большие затруднения, то возьмите красный лучик -Прикрепите эти лучики вокруг солнышка (дети прикрепляют лучики вокруг солнышка). -Посмотрите, какое получилось у нас яркое солнышко, оно способно растопить не только снег в природе, но и лёд в душе, ведь мы его создали сами -Спасибо всем за работу в классе. Все молодцы! До свидания! Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Определяют свое состояние эмоциональное на уроке Ф   Построение речевого высказывания в устной и письменной форме,анализ; установление причинно-следственных связей Р- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. К-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результатов

 

 




double arrow
Сейчас читают про: