Ф.И.О: Татарникова Мария Викторовна
Тема урока: Изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам
Тип урока: закрепление полученных знаний
Класс: 3Г
Цель урока: закрепить умение изменять имена существительные и мена прилагательные по падежам
Задачи урока:
Образовательные: способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именем существительным
Развивающие: развивать умение сравнивать и делать выводы
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, через урок русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные и существительные по падежам
Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
| Этап урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации (Ф,И,П,Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
| Предметные | Метапредметные (П,Р,К) | Личностные | |||||||
| I. Мотивационно-целевой | умение определять цель деятельности на уроке; | Словесный Наглядный | Здравствуйте, ребята!Звонок прозвенел, встаньте около своих парт. Меня зовут Мария Викторовна.Сегодня урок русского языка у вас проведу я. На слайде представлен текст. Жила-была желтоглазая ромашка. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и ее постоянным угощением. Мотылек часто вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. - Какое слово встречается в каждом предложении? (ромашка) - Какой частью речи является повторяющееся слово? (Имя существительное) Выпишите в столбик слово «ромашка» - Поставьте к данным словам вопросы. Какие изменения со словами вы наблюдаете при изменении вопроса? Что заметили? Какая часть слова изменяется? (Изменяется окончание.) - Это однокоренные слова? (Нет, это формы одного и того же слова.) Кто из вас знает, как называется по другому такое изменение формы имени существительного(изменение по падежам) Всего в русском языке 6 падежей: - Кто знает их и может назвать? Укажите падеж у данных слов. Придумайте прилагательное к существительному «ромашка» Просклоняйте его по падежам. Ребята,тема нашего урока: «Изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам.» Какую цель на уроке мы с вами поставим?(закрепить знания о том как изменяются имена существительные и имена прилагательные по падежам) | Демонстрируют готовность к уроку. Читают текст, отвечают на вопросы Выписывают слова, отвечают на вопросы,делают выводы Определяют цель урока | Ф Ф | Презентация,раздаточный материал | Осознавать познавательную задачу. | Регулятивные: прогнозирование своей работы; Познавательные: умение строить высказывание; Коммуникативные: умение выражать свои мысли | Формирование желания приобретать новые знания; положительное отношение к процессу |
| II. Проектировочный | - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение оформлять свои мысли в устной форме. | Словесный | Ребята,что нам нужно будет сделать,чтобы достичь нашу цель? Давайте составим план наших действий 1. Повторить что такое имя существительное и как оно изменяется по падежам? 2. Повторить что такое имя прилагательное и как оно изменяется по падежам? 3.Научиться определять падежи частей речи и правильно употреблять их в речи. | Планируют совместную деятельность на уроке | Ф | прогнозирование результатов своей деятельности; осуществление взаимного контроля; | Регулятивные-Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; | Работать по плану,сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | |
| III. Процессуальный | Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся | Наглядный Словесный ПрактическийСловесный Наглядный Словесный Практический Наглядный Словесный | Ребята, посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столах. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?(Найдите слово, которое повторяется и поставьте к нему вопрос. Укажите падеж существительных. Спишите словосочетания по образцу.) Но перед тем как приступить к выполнению работы давайте вспомним алгоритм определения падежа существительного: 1. Найти слово,от которого ставится вопрос 2. Поставьте от этого слова вопрос 3. По вопросу определяем падеж Образец: шкаф (с кем? с чем?) с зеркалом 1.1. Соус к говядине. Суп с говядиной. Купили говядину. Молодая говядина. Котлеты из говядины. 1.2. Полотенце висит. Вытирает полотенцем. Принеси полотенце. Ходил по полотенцу. Ушёл без полотенца. 1.3. Посидим в беседке. Беседка в парке. Встретимся у беседки. Рядом с зелёной беседкой. Подошли к беседке. Ребята, прочитайте что у вас получилось? Какой вывод из этого упражнения мы можем сделать? (имена существительные изменяются по падежам) Физминутка Послушайте сказку и ответьте на вопрос в чем особенность рода числа и падежа имен прилагательных? Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными. Да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа. –А что если нам попросить их у существительных, ну хотя бы на время, -мечтали прилагательные и решили поговорить об этом с существительными. Тем пришлось по душе скромные просители, и они одолжили прилагательным свои формы. Существительные были рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор прилагательные. Чтобы согласовываться с существительными, берут напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба. В чем же особенность изменений имен прилагательных? От чего зависит их род, число и падеж?(от имени существительного) Да ребята, вы правы, род число и падеж прилагательных зависят от имен существительных. Прежде чем нам в этом убедиться, откройте свои учебники на стр 85 и прочитайте упражнение 121. Что вам нужно сделать?(записать текст,употребляя прилагательные,данные в скобках в таком же числе, роде, падеже, что и сущ-е от которых они зависят.) Ребята, кто из вас может сказать алгоритм написания падежных окончаний прилагательных?( 1. Найти существительное,от которого ставится вопрос к прилагательному 2. Поставить вопрос 3. По окончанию вопроса определить окончание прилагательного. На выполнение упражнения вам отводится 10 минут. Ребята, все ли справились с заданием? Сейчас мы это и узнаем. Прочитайте,что у вас получилось? Какова же тема и основная мысль текста? (весенние изменения в жизни растений и животных) Подчеркните волнистой линией предложение, в котором выражено отношение автора к описываемому в тексте («Стоишь и любуешься этой красотой») Ребята,посмотрите на словосочетания в упр 122 «Вера в победу, но уверенность в победе» Часто люди делают ошибки при написании падежных окончаний существительных. Определите падеж словосочетания «вера в победу «(В.п) Определите падеж словосочетания «уверенность в победе»(Т.п) Определите падеж слов-й «Удивляюсь приезду брата» (дат. пад.) — «удивлен приездом брата»(тв. пад.). Какой вывод мы можем сделать?(чтобы правильно написать окончания у существительных,нужно сначала определить падеж) Придумайте в парах по два словосочетания. Ребята,наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работы | Наблюдают, логически рассуждают, вспоминают алгоритм определения падежа существительных Самостоятельно выполняют задание, проверяют вместе с учителем,делают выводы Выполняют движения за учителем Слушают сказку,отвечают на вопросы, доказывают свои ответы на вопросы с помощью текста Отвечают на вопросы,аргументируют свою точку зрения Вспоминают алгоритм написания падежных окончаний прилагательных . выполняют задания данные учителем; объясняют. Определяют главную мысль текста, доказывают свою точку зрения,приводят аргументы Определяют падеж, делают вывод составляют в парах свои словосочетания Подводят итоги работы | Ф И Ф Ф Ф П | Презентация, видео фрагмент, учебник Раздаточный материал Презентация Раздаточный материал | Умение применять алгоритм в ходе работы; Определять падеж имени существительного и прилагательного; Научатся: высказывать оценочные суждения о прочитанном,определять главную мысль текста | П: ставить и формулировать проблемы,делать обобщения,выводы; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме К: Формировать навыки речевых действий,участвовать в общей беседе; Оценивать и аргументировать свою точку зрения в процессе работы. ; Р: Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; контролировать процесс и результат деятельности Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осуществлять совместную деятельность в паре . | Формирование положительного отношения к процессу познания,проявление внимания,желания больше узнать,полноценного восприятия художественного текста, эмоциональной отзывчивости на прочитанное. |
| IV. Рефлексивно-оценочный | -умение точно выражать свои мысли; - умение определять цель деятельности на уроке; | Словесный | - Чему вы научились на уроке? Какую мы ставили цель перед собой? Достигли ли мы ее? - Какое задание вам показалось интересным? Что нового вы узнали? У каждого из вас на столе лежат солнечные лучики разных цветов -Если вы довольны свой работой, то возьмите жёлтый лучик -Если вы считаете, что вам не была интересна тема нашего урока, то возьмите лучик оранжевого цвета -Если вы испытывали большие затруднения, то возьмите красный лучик -Прикрепите эти лучики вокруг солнышка (дети прикрепляют лучики вокруг солнышка). -Посмотрите, какое получилось у нас яркое солнышко, оно способно растопить не только снег в природе, но и лёд в душе, ведь мы его создали сами -Спасибо всем за работу в классе. Все молодцы! До свидания! | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Определяют свое состояние эмоциональное на уроке | Ф | Построение речевого высказывания в устной и письменной форме,анализ; установление причинно-следственных связей | Р- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. К-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результатов | |






