Объекты промышленной собственности

 

Изобретение. Данный вид собственности, как правило, охраняется патентами на изобретение (документами, выдаваемыми уполномоченным правительственным учреждением, в которых должно быть изложено, что представляет собой изобретение, и указано, какое конкретно лицо является владельцем патента).

В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к материальному продукту (в частности, к устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений и животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

Не все изобретения являются патентоспособными. Как правило, по закону, для того чтобы изобретение было патентоспособным, оно должно быть новым, содержать определенный уровень изобретательского творчества (иными словами, оно должно быть очевидным) и быть применимым в производстве. Патентовладелец защищен от использования изобретения без его разрешения. Такая защита ограничена во времени, в большинстве стран срок ее составляет около 20 лет. Права на защиту собственности и соответствующий механизм ее защиты не оговариваются в патенте. Эти права и механизм защиты отражены в патентном праве страны, выдавшей патент на изобретение.

Права, обычно называемые исключительными правами на использование, как правило, включают:

а) право на изготовление, использование, продажу и экспорт продукта, в котором реализовано изобретение (в случае патента на изобретение продукта);

б) право на использование способа, который основан на изобретении, а также право на изготовление, использование, продажу и экспорт продуктов, изготовленных данным способом.

Патентное законодательство предусматривает случаи, когда запатентованное изобретение может использоваться без разрешения патентовладельца, например правительством страны, где было создано изобретение или от имени правительства в интересах общества, либо на основе принудительной лицензии. Принудительная лицензия ‑ это разрешение использовать изобретение, даваемое правительством, обычно только в особых случаях, определенных законом, и только когда лицо (организация), желающее использовать запатентованное изобретение, не имеет возможности получить разрешение от владельца патента. Условия выдачи принудительных лицензий также детально регулируются законодательством. В частности, решение о выдаче принудительной лицензии обычно должно предусматривать вознаграждение патентовладельцу, и, кроме того, данное решение может быть обжаловано судебным порядком.

Полезные модели. В сущности, это просто название, применяемое к некоторым изобретениям, а именно (согласно законодательствам большинства стран, которые содержат положения о полезных моделях), к изобретениям в области механики. Поэтому объекты полезных моделей и описываются как устройства.

Полезные модели отличаются от изобретений, на которые можно получить патент, главным образом двумя аспектами:

1) в случае изобретения, называемого полезной моделью, требуемый уровень технологического прогресса («уровень изобретения») ниже, чем соответствующий уровень в случае изобретения, на которое можно получить патент;

2) максимальный срок охраны, предусмотренный по закону о полезных моделях, гораздо короче, чем максимальный срок охраны, предусмотренный по закону об изобретениях, на которые можно получить патент.

Документ, выдаваемый изобретателю в случае признания заявки на полезную модель, тоже может быть назван (а в некоторых странах и называется) патентом. Но тогда, чтобы отличать его от патента на изобретение, всегда нужно указывать, что это патент на полезную модель.

Промышленные образцы (напомним, речь идет о формулировке, приведенной в Парижской конвенции) относятся к сфере дизайна, но в то же время служат в качестве моделей в промышленном или кустарном производстве.

Промышленный образец представляет собой решение эстетической или декоративной стороны полезного изделия. Декоративная сторона может быть выражена в форме, структуре, цвете изделия, и она должна воздействовать на зрительное восприятие. Изделие должно быть воспроизводимо промышленными средствами ‑ вот почему образец называется промышленным. Для того чтобы получить охрану, промышленный образец должен быть, согласно некоторым законодательствам, новым, а согласно другим ‑ оригинальным.

Фирменные наименования обычно служат для распознавания предприятий и выделения их среди других. Если товарный знак позволяет отличать товары или услуги предприятия, то фирменное наименование указывает на предприятие без какой-либо ссылки на поставляемые им на рынок товары или услуги и характеризует репутацию и положение предприятия в целом. Следовательно, фирменное наименование является ценным и исключительным достоянием того предприятия, которому оно принадлежит.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и наименование юридического лица.

Товарные знаки и знаки обслуживания ‑ это символы, указывающие, кто несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров или услуг. Одинаковые товары могут изготавливаться разными производителями и распространяться разными продавцами, и все они могут использовать свои товарные знаки.

Товарный знак и знак обслуживания это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридическими или физическими лицами;это обозначение (графический символ), предназначенное для того, чтобы отличить соответствующие товары одних производителей от однородных товаров других производителей. Поэтому необходимым условием его охраны является новизна.Товарный знак в виде слова, рисунка проставляется на изделии.

Знак обслуживания– аналогичное товарному знаку обозначение (символ), предназначенное для того, чтобы отличить услуги одного юридического или физического лица от однородных услуг других юридических и физических лиц. Поэтому необходимым условием его охраны также является новизна. Так какзнак обслуживания – это товарный знак, связанный с представлением услуг, то ониспользуется отелями, ресторанами, туристическими бюро, магазинами, химчистками, авиакомпаниями.

Бренд – заявленный широко и неоднократно разрекламированный на рынке товарный знак (знак обслуживания), известный потребителю и конкурентам, знак, вызывающий определённые устойчивые ассоциации у значительной части потребителей (клиентов), конкурентов, партнёров по бизнесу.

Указания на источник и наименование места происхождения представляют собой какое-либо наименование, выражение или знак, показывающие, что продукт или услуга произведены в той или иной стране, регионе или конкретном месте (например, «Сделано в...»). Общее правило состоит в том, что использование ложных или вводящих в заблуждение указаний на источник происхождения является незаконным.

Наименование места происхождения товаров (НМПТ) уникальный объект интеллектуальной собственности, позволяющий в установленном законом порядке закрепить за производителями региона (обеспечивающими определенные качества продукции благодаря природным и/или людским ресурсам) права на данное наименование.

По наименованию места нахождения товара можно судить о специфических свойствах и качестве товара, которые определяются географическими условиями района, где этот продукт произвели. Использовать место происхождения правомочны только предприятия, расположенные в данной географической зоне, и только применительно к конкретным продуктам, произведённым в этих зонах. Например, названия минеральной воды («Боржоми», «Ессентуки», «Нарзан»), вин («Вина Фанагории», «Мадера»), продуктов питания (икра «Камчатская», пряники «Тульские», сыр «Калачеевский», масло «Вологодское»).

Основным отличием от товарного знака является именно связь качества товара с регионом, где выпускается товар. Кроме того, в отличие от товарных знаков правом на одно и то же НМПТ могут обладать несколько предприятий данного географического региона, выпускающих одну и ту же продукцию, а не строго одно конкретное предприятие как в случае с товарными знаками.

Наиболее известными в мире НМПТ являются шампанские и бургундские вина, коньяк, пармская ветчина.

Свидетельство на НМПТ действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в соответствующий орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия свидетельства может быть продлен неоднократно и каждый раз на десять лет.

Пресечение недобросовестной конкуренции, препятствие таким актам конкуренции, которые противоречат добросовестной промышленной или торговой практике. В качестве недобросовестной конкуренции в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран определен целый ряд видов подобной деятельности.

На сегодня установлены следующие виды недобросовестной конкуренции:

1. Бойкотирование торговли другой фирмы.

2. Все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную и коммерческую деятельность одного производства за аналогичную деятельность, товары и услуги конкурента.

3. Выпуск рекламы, в которой приводится прямое сравнение с товарами или услугами конкурентов.

4. Выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента в результате шпионажа или подкупа его служащих.

5. Демпинг с целью противодействия конкурентам.

6. Злоумышленные нарушения контрактов, заключенных с конкурентами.

7. Использование указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы и способа изготовления, характеристик и пригодности для определения целей или количества товаров.

8. Ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, фирму, товары, промышленную и коммерческую деятельность конкурента.

9. Намеренное копирование в своих интересах товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента.

10.Нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, то когда такое нарушение дает неоправданные преимущества перед конкурентом.

11.Неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента.

12.Обещания потребителю более выгодных условий при реализации, чем у конкурента, тогда как фактически этого нет.

13.Подкуп покупателей товаров или услуг конкурентов с целью привлечения их на свою сторону.

Защита прав и законных интересов авторов, обладателей патентов и других владельцев объектов интеллектуальной собственности осуществляется в судебном и административном порядке. Общим является судебный порядок, так как защита прав в административном порядке производится лишь в случаях, прямо указанных в законе.

Судебные санкции против нарушителей прав на объекты интеллектуальной собственности могут быть гражданско-правовыми (возмещение причиненных убытков, возврат незаконно полученной технической документации, запрещение нарушителю ее использовать и т. д.) и уголовно-правовыми (штрафы, лишение свободы).

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: