Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Рис.1. Кривая спроса
Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:[7; 130]
1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “ распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
доходы потребителей;
вкусы и предпочтения потребителей;
цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
информация о товаре;
время, затраченное на потребление.
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
Я рассматриваю спрос на примере семечек
В таблице 1 представлена гипотетическая шкала спроса для семечек. Для каждой цены мы можем установить, какое количество семечек купят потребители. Например, при цене 15 руб. за упаковку потребители купят 9 млн. упаковок в год. По более низкой цене семечек их купят больше. Так при цене 12 руб. будет куплено 10 млн. упаковок. При еще более низкой цене, равной 9 руб., величина (количество или объем) спроса (К) достигнет 12 млн., и т.д. Мы можем определить величину спроса для каждой цены, представленной в табл.1.
Таблица 1 Шкала спроса для семечек
Цена семечек за упаковку (в руб.) | Величина спроса (млн. упаковок в год) | |
1 | 2 | |
1 | 15 | 9 |
2 | 12 | 10 |
3 | 9 | 12 |
4 | 7 | 15 |
5 | 5 | 20 |
По каждой рыночной цене потребители захотят купить определенное количество семечек. С уменьшением цены на семечки будет возрастать величина спроса.