Понятие предложения, кривая предложения

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. [4; 102]

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

 

Рис. 3. Кривая предложения

 

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

· изменение цен на факторы производства;

· технический прогресс;

· сезонные изменения;

· налоги и субсидии;

· ожидания производителей;

· изменение цен на сопутствующие товары.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.[4; 104]

Табл. 2 иллюстрирует гипотетическую шкалу предложения для семечек, а рис. 3 представляет данные из таблицы в виде кривой предложения. Эти данные говорят о том, что при цене в 5 руб. за упаковку семечек, их не будет произведено совсем. По такой низкой цене производители продуктов, вероятно, захотят перевести свои предприятия на производство других продуктов, более выгодных, чем семечки. С возрастанием цены на семечки, будет все больше увеличиваться их производство. При самых высоких ценах на семечки, изготовители продуктов сочтут выгодным подключить к работе больше рабочих, оборудования для производства и упаковки семечек в пакеты, и даже вовлечь больше фабрик в их производство. Все это приведет к увеличению выпуска семечек по более высоким рыночным ценам.

 

Таблица 2 Шкала предложения для семечек

  Цена семечек за упаковку (в руб.) Ц Величина предложения (млн. упаковок в год) К
  1 2
1 15 18
2 12 16
3 9 12
4 7 7
5 5 0

 

Шкала предложения показывает зависимость между величиной предложения и ценой.

 

Рис.4. Кривая предложения

 

Рис.4 описывает типичный случай кривой предложения с положительным наклоном для отдельных товаров. Кривая предложения изображает пары количеств и цен, взятых из таблицы 2. Плавная кривая проходит через эти точки и образует кривую предложения с положительным наклоном

 

 

 

 

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.

Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

Кривая спроса показывает какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

 Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D). QD=f(P)

 

Факторы, влияющие на спрос (неценовые)

 1. Изменение доходов потребителей

 2. Изменение вкусов и предпочтений

 3. Ценовые и дефицитные ожидания

 4. Изменение расходов на рекламу

 5. Изменение цен на товары — субституты и комплементарные товары

 6. Изменение количества покупателей

 

Под влиянием неценовых факторов происходит изменение спроса. Перемещение кривой D в положение D1, при увеличении спроса, при уменьшении — в D2.

[править]

Кривая предложения

 

Функция предложения — определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов.

Законом предложения называется увеличение количества предлагаемого блага при росте его цены.

Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

 Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).

 

Факторы, влияющие на предложение (неценовые)

 1. Цены факторов (ресурсов) производства

 2. Технология производства

 3. Ценовые и дефицитные ожидания производителей

 4. Размер налогов и субсидий

 5. Количество производителей

 

 Под влиянием неценовых факторов изменяется предложение (-> S1 при увеличении предложения, в -> S2 при уменьшении предложения).

[править]

Равновесная цена

 

Равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

 PE=PD=PS, QE=QD=QS

 Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально-предлагаемой потребителями цены, величину излишка графически можно изобразить фигурой PEPmaxE. В свою очередь равновесная цена обычно выше минимальной цены которую готовы предложить производители. (PminEPE) Общая выручка — TR = PE x QE Разность между общей выручкой и затратами производителя (oPminEQE) составляет излишек (прибыль) производителя.

Паутинообразная модель

Паутинообразная модель — простейшая динамическая модель показывающая затухающие колебания, в результате которых формируется равновесие.

Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства, когда производители, приняв решение на основании существовавших в предыдущих год цен, уже не могут изменить объём производства. Например в сельском хозяйстве, когда ориентируются на урожай предыдущего года, не учитывая стихийных бедствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: