Артикуляционная гимнастика

Скороговорки и упражнения на диафрагму должна предварять артикуляционная разминка. Вспоминаем некоторые ее упражнения:

«улыбка-трубочка». Растяните губы как можно шире (чтобы получилось подобие неестественной улыбки, но губы размыкать нельзя), а затем быстро соберите их в трубочку (как при поцелуе). Это упражнение нужно делать быстро не менее 1 минуты,

«язык-копье». Кончиком языка упритесь в одну из щек и максимально надавите на щеку изнутри. Затем – так же нужно сделать и с другой щекой. Быстро чередуйте. Длительность данного упражнения также – 1 минута,

«балаболка». Приоткройте рот и поболтайте языком вверх и вниз так, чтобы язык касался верхней и нижней губы попеременно. Получится звук, что-то типа «рла-рла-рла». Важно расслабить язык и вращать им быстро. Это упражнение стоит делать от 30 секунд до минуты.

Новички посчитают это упражнение довольно сложным: у некоторых уже на 15 секунде начинает «сводить язык». Если это Ваш случай – начните секунд с 10-15, но постепенно увеличивайте время,

«немой». Закатите губы внутрь так, чтобы на Вашем лице была видна лишь щель рта. Слегка надавите на губы, сжимая рот (но не до боли). А затем как бы «выплюньте» губы обратно. Это упражнение следует исполнять также минуту.

«гримасы». Подойдите к зеркалу и состройте себе пять самых страшных и самых смешных «рож». Постарайтесь сделать так, чтобы при гримасе были максимально задействованы все мышца лица.

Артикуляционная гимнастика:

Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. Растянуть губы.
А теперь слонёнок – я, хоботок есть у меня – Вытянуть губы вперёд
А теперь я – дудочка, дудочка- погудочка Губами “о”.

“Белочка ”. Покусывание нижней губы.

“Мышка”. Покусывание верхней губы.

“Хомячок”. Надуть щёчки и трясём ими.

“Обиделись”. Вытянуть вперёд нижнюю губу

“Обрадовались”. Показать зубы.

“Большая лошадка”. Цокать языком, широко открыв рот.

“Мама шинкует капусту”. Верхними зубами покусывание язычка, высовывая и пряча его.

“Колечко”. Дети заводят язык под верхние зубы

“Игла”. Быстрый и частый показ острого язычка.

“Лопаточка”. Язычок выкладывают на нижнюю губу, покусывая его кончик, дразнятся: “бя-бя-бя”.

“Футбол ”. Язычок “делаем уколы” вправо-влево.

“Зубная щётка”. Язычком тщательно проводим по зубам вкруговую и обратно – “чистим”.

 

Пауль и Пит.
Показываем кулачки. Это дрозды. Дрозд Пит и дроз Пауль.
Когда Пауль поет (большой палец правой руки вверх), то Пит спит (б. палец левой руки вниз)
Когда Пит поет (большой палец лев. руки вверх), Пауль спит.
Надо делать довольно в быстром темпе и проговаривать вслух.
Участвуют оба полушария.
Попробуйте сами быстро сделать.

Две черепашки. Поля и Капа. Держим сжатые кулачки, большой палец внутри.
Когда Поля ест, Капа прячется. Потом Капа ест, а Поля прячется.
По очереди вынимаем "головку" черепахи- большой палец.
Важно говорить правильно, кто ест, а кто спит.

5. Упражнения для голоса
1. Дыхание в звучащей речи.
Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием – умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).
Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.
Дыхательная гимнастика:
Первый вид дыхания
– спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”
упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш
Второй вид дыхания – волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”
“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс (силой)
Третий вид дыхания – эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе – “Пульверизатор”
“пульверизатор ” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс
“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

Голос и дикция
Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.
Голос. Атаки:
мягкая
– свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая – связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная – воздух выдыхается до смыкания связок – голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм – до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”,
Опора звука:
САМОЕВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ.

”Подлаивание
собака проснулась: ав!ав!ав!
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп!
команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!
“у зубного врача”:
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя – не стану есть!
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У
Диапазон голоса.
Понятие диапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.“Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).
“Этажи”
Крыша!
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж

Сила голоса
Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой – вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.
Упражнения:
1) “Да иди ты”:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут- ка!
Добежать одна  минутка (приказываете)
 “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)
Эй вы,  ну ли!
Что заснули?
Ну и ну! Ну и ну!
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь!
И ай да скорей гулять!
Ну же!
Эй, вы!
Хватит спать!

6. Темп и ритм речи.
Иными словами – это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь.

  Темп и ритм  тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт  пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) – Говорили про Прокоповича.
- Про какого, про Прокоповича?
- Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) – Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
- Про каких,про Прокоповича и про Проколукарпенко?
- Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Стоит воз овса, возле воза овца.
Клала Клава лук на полку.
Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка.
Клара у Вали играла на рояле.
Рыбки в аквариуме (повторить 2 раза).
Милиционер остановил велосипедиста.
Сыворотка из-под простокваши.
Полполдника проболтала.

Упражнение на стуле: (откидываемся на спинку стула, ноги вытянуты вперед, руки вытянуты над головой)

На выдохе руки опускаются под громкий счет вниз, коснувшись ног (счет до 10, 15, 20 и т.д.). На вдохе корпус и руки откидываем назад. И вновь на выдохе громко и четко считаем, опуская руки на ноги.

 

 















































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: