Третья версия Google Chrome, 2009 год

Но постепенно сторонние разработчики начали создавать плагины для Chrome, а специалисты Google встроили в сам браузер Adobe Flash и сделали интерфейс более настраиваемым. В третьем квартале 2010 года Chrome использовали около 10% посетителей statcounter.com, а к началу 2012 года – уже около 30%. В 2012 году по данным различных сайтов три браузера имели примерно одинаковые доли рынка: Firefox был основным браузером у 23-25% пользователей, Chrome – у 32-34%, доля IE снизилась с 37-40% в начале года до 31-33% к концу 2012 года. Затем популярность Internet Explorer начала снижаться еще быстрее, распространенность Firefox также уменьшалась (но значительно медленнее), а Google Chrome к 2015 году использовали уже около 50% пользователей во всем мире.

При этом популярнее становился не только Chrome, но и браузеры на его движке. Например, Яндекс.Браузер, появившийся в 2012 году, довольно быстро стал одним из самых популярных браузеров на постсоветском пространстве, по некоторым данным, в 2017 году он был установлен на каждом пятом ПК в России.

Что будет популярно завтра?

В ближайшие годы, по-видимому, ситуация на рынке браузеров изменится не слишком сильно. Google Chrome останется самым популярным веб-обозревателем, а браузеры на его основе будут появляться и далее.

Показателен здесь пример Mail.Ru – компания с 2011 года разрабатывала браузер Амиго на основе исходного кода Chromium (открытой версии Chrome). Амиго активно критиковали за выбранную компанией модель распространения браузера: веб-обозреватель от Mail.Ru добавлялся в систему самостоятельно при установке сторонних программ (часто нелицензионных). При этом не всегда установку Амиго можно было предотвратить снятием галочки в установщике – в некоторых случаях флаговые кнопки (чекбоксы) просто были неактивны, и браузер устанавливался фактически принудительно, что вызывало возмущение пользователей. С 31 июля 2018 года разработка этого веб-обозревателя прекращена, но уже сейчас известно, что ему на смену придет браузер Go, также на основе Chrome. К счастью, браузеры на основе Chrome разрабатывает не только Mail.Ru – Opera, Vivaldi, Яндекс.Браузер продолжают развиваться.

Популярность Mozilla Firefox сейчас во многом зависит от того, насколько быстро новые версии браузера «обрастут» полезными плагинами: после отказа от прежней системы расширений популярность Firefox упала. При этом многие пользователи не отказались еще от 52-ой версии веб-обозревателя, в которой привычные плагины пока работают (в июле 2018 года вышла уже 61-я версия браузера).

Популярность Edge, пришедшего на замену Internet Explorer, во многом ограничена из-за того, что веб-обозреватель не работает в предыдущих версиях Windows, хотя Windows 7 до сих пор популярна. В итоге от 3-5 до 12-15% пользователей в разных странах все еще посещают веб-страницы с помощью Internet Explorer, активная разработка которого прекратилась в 2015 году. Однако Microsoft постепенно делает свой новый браузер более настраиваемым, в Edge постепенно появляются расширения, поэтому его рыночная доля может постепенно увеличиться.

Распространенность Safari во многом коррелирует с распространенностью Mac: в США и некоторых странах Западной Европы этот браузер почти так же популярен, как Chrome, а в России у него не более 7-8% рынка – вряд ли его популярность в развивающихся странах резко возрастет.

 

Общие тенденции развития

Можно предположить, что при высокой популярности Chrome будут сохраняться некоторые тенденции, влияющие на рынок браузеров в целом.

1. Постепенная ориентация на touch-интерфейсы и управление жестами, унификация внешнего вида классических версий браузеров для ПК и их мобильных «собратьев».

2. Отказ от некоторых дополнительных элементов управления и упрощение базового интерфейса (продолжение идей, воплощаемых в Chrome). Часть специалистов (например, UX-дизайнер Сергей Лесков, бывший директор Opera Software Йон Течнер и др.) считают, что через несколько лет в браузерах может исчезнуть адресная строка и дополнительные панели управления. На смену адресной строке может прийти активный «рабочий стол», где часто посещаемые сайты отображаются как приложения, а остальные ресурсы доступны из строки поиска (с подсказками и автодополнением).

3. Стартовые экраны браузеров (виджеты, список посещаемых сайтов и т.д.) будут и далее сближаться с интерфейсами операционных систем. Вполне возможно, что через несколько лет в веб окончательно перейдут многие популярные приложения. Этот процесс уже затронул область веб-дизайна и разработки: многие специалисты используют веб-версию Avocode, онлайн-редакторы кода и т.д.

Таким образом, браузеры, скорее всего, будут постепенно превращаться в надстройку над ОС для быстрого запуска приложений, при этом интерфейс веб-обозревателей будет упрощаться, а онлайн-приложения будут становиться все более сложными и интерактивными.

Впрочем, любые прогнозы – дело неблагодарное: предугадать развитие IT даже на ближайшие 5-6 лет довольно сложно. Одно не вызывает сомнений: тысячи разработчиков во всем мире будут улучшать существующие браузеры и создавать новые, а значит, в истории веб-обозревателей будет еще немало интересных событий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: