Таким образом, основными формами вербальной коммуникации является диалог и монолог

Диалогом называется форма общения, состоящая из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон или партнеров. Монолог является речевой формой общения, рассчитанной па пассивное и опосредованное восприятие, поскольку произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям.

Принято выделять три группы стилей вербальной коммуникации:

Прямой и непрямой. Благодаря этим двум стилям выражаются или скрываются глубинные побуждения и намерения человека в процессе общения или, иными словами, выявляется степень открытости человека.

Искусный (вычурный) и краткий (сжатый). Данные стили вербальной коммуникации основываются на различной использовании экспрессивных средств языка, пауз, молчания и т.д.

Инструментальный и аффективный. Данные стили различаются ориентацией (направленностью) процесса вербальной коммуникации на того или иного его участника.

 

Сущность невербальной коммуникации, её функции.

Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.

Невербальная коммуникация выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения; является дополнительным источником информации к собственно вербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

Невербальная коммуникация – общение при помощи мимики, жестов и пантомимики (позы), через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Таким образом, любая коммуникация, которая осуществляется без слов, считается невербальной. Чувства так же, как и информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов.

Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Средства невербального общения способствуют ориентации людей в различных социальных ситуациях, а также регулировать свое поведение, понимать друг друга, воспринимать социальные нормы. При помощи невербальной коммуникации передается информация о признаках расовой и социальной принадлежности человека, о его психическом, физическом и эмоциональном состоянии, об отношении к определенной ситуации или определенному лицу, предмету, а также о психологическом климате в коллективе.

Важная функция невербальной коммуникации состоит в обмене информацией об индивидуальных свойствах между субъектами общения, например, самооценка, темперамент, общительность и т.д.

 

Основными функциями невербалики являются:

· Получение информации о личности собеседника – его темперамент, эмоциональное состояние, самооценка, социальный статус, принадлежность к определенной группе.

· Сведения о взаимоотношениях участников коммуникации – уровень общения, характер и тип отношений, динамика взаимоотношений.

· Сведения об отношении коммуникаторов к ситуации общения – включенность в ситуацию, стремление выйти из нее.

 

· Невербальные средства в сочетании с вербальными выполняют следующие функции: Регулирование – невербальные средства используются для координации взаимодействия между собеседниками, снятие напряжения во время общения.

· Дополнение – невербальные средства дополняют речь, делают ее выразительной.

· Замещение – невербальное сообщение используется вместо вербальных средств (например, взгляд может сообщить о желании, мнении).

· Опровержение – невербальное общение может противоречить вербальному.

 

Таким образом, невербальная коммуникация - общение при помощи мимики, жестов и пантомимики (позы), через прямые сенсорные или телесные контакты.

Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Основными функциями невербальной коммуникации являются получение информации о личности собеседника, о взаимоотношениях участников коммуникации, об отношении участников к ситуации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: