Дополнительные материалы и электронные ресурсы

Симфония как жанр оркестровой музыки.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

· Композиторы венской классической школы как создатели жанра симфонии;

· Жанровое разнообразие симфонической музыки Бетховена;

· Разбор симфонии №6 фа-мажор Бетховена.  

 

Дополнительные материалы и электронные ресурсы.

1. https://beethoven.ru/node/68

2. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран (глава о биографии Бетховена и его симфоническом творчестве – стр. 45-49).

 

Дорогие ребята, наш разговор о симфоническом творчестве Бетховена был бы не полон, если бы мы обошли вниманием такое нововведение в симфонический жанр, как программность. Вы уже знаете, что инструментальные произведения в самом широком смысле можно разделить на программные и непрограммные.

Программа в музыкальном произведении – это его СОДЕРЖАНИЕ, предъявленное композитором публике, своему слушателю. Чаще всего ПРОГРАММА музыкального произведения раскрывается через его заголовок, название. Программными мы будем считать только те сочинения, названия которых принадлежат самому автору. Я специально подчеркиваю этот момент, потому что в творчестве Бетховена есть широко известные произведения с заголовками, не принадлежащими автору (например, «Лунная соната» - это НЕ АВТОРСКОЕ НАЗВАНИЕ; Симфония №3 «Героическая» – тоже не авторский вариант заголовка).

До музыки в симфонии программность практически не использовалась. Названия некоторых гайдновских симфоний вроде «Кукушка», «Сюрприз», «Медведь» тоже не описывают содержание произведения, а скорее, дают отсылку к некоему «спецэффекту», который используется в оркестре.  

Совсем не так дело обстоит у Бетховена в симфонии №6 фа-мажор. Это произведение, которое имеет не только авторский заголовок «Пасторальная», но и содержание каждой части раскрывается композитором через название. Вот заголовки всех частей симфонического цикла:

1. «Пробуждение от радостных чувств по прибытии в деревню»

2.  «Сцена у ручья»

3.  «Веселое сборище крестьян»

4.  «Гроза. Буря»

5.  «Пастушья песнь»

 

Еще важный момент – выход за рамки классического симфонического цикла, состоящего из четырех частей – вы видите, что в «Пасторальной» симфонии их пять.

Слово «пастораль» вам уже знакомо – это жанр в искусстве, который описывает сельские сцены; его дословный перевод на русский язык – «пастушеский». Очень часто пасторальные сцены носят идиллический характер, напоминают о сельской жизни как райском краю без проблем и печалей. Пастораль в живописи и в литературе чаще всего носит именно такой характер.

 

Бетховен, оставаясь приверженцем классической традиции, тем не менее, постоянно вносил нечто авторское в жанр симфонии. В «Пасторальной» кроме программного содержания, есть и еще ряд новых моментов, которые достойны внимания, а именно:

o Используется знакомый вам по Пятой симфонии прием attaca, когда одна часть переходит в другую без перерыва. Так, третья часть непосредственно переходит в четвертую, а та – в пятую;

o В этой симфонии в состав оркестра автор вводит флейту-пикколо (в 4 части симфонии);

o Рамки цикла, как было сказано ранее, расширяются, и симфония включает в себя 5 частей.

 

Для разнообразия предлагаю вам не слушать в аудиозаписи «Пасторальную» симфонию, а посмотреть ее. Музыка этого сочинения Бетховена стала частью полнометражного мультфильма «Фантазия», снятого в студии известного американского мультипликатора Уолта Диснея.

 

Домашнее задание – записать в тетради название симфонии и программные заголовки всех частей. Это задание на проверку присылать не надо! Следите за новостями в группе и в нашей беседе, всю свежую информацию, как обычно, буду публиковать там.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: