Симфония как жанр оркестровой музыки.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
· Композиторы венской классической школы как создатели жанра симфонии;
· Жанровое разнообразие симфонической музыки Бетховена;
· Разбор симфонии №6 фа-мажор Бетховена.
Дополнительные материалы и электронные ресурсы.
1. https://beethoven.ru/node/68
2. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран (глава о биографии Бетховена и его симфоническом творчестве – стр. 45-49).
Дорогие ребята, наш разговор о симфоническом творчестве Бетховена был бы не полон, если бы мы обошли вниманием такое нововведение в симфонический жанр, как программность. Вы уже знаете, что инструментальные произведения в самом широком смысле можно разделить на программные и непрограммные.
Программа в музыкальном произведении – это его СОДЕРЖАНИЕ, предъявленное композитором публике, своему слушателю. Чаще всего ПРОГРАММА музыкального произведения раскрывается через его заголовок, название. Программными мы будем считать только те сочинения, названия которых принадлежат самому автору. Я специально подчеркиваю этот момент, потому что в творчестве Бетховена есть широко известные произведения с заголовками, не принадлежащими автору (например, «Лунная соната» - это НЕ АВТОРСКОЕ НАЗВАНИЕ; Симфония №3 «Героическая» – тоже не авторский вариант заголовка).
|
|
До музыки в симфонии программность практически не использовалась. Названия некоторых гайдновских симфоний вроде «Кукушка», «Сюрприз», «Медведь» тоже не описывают содержание произведения, а скорее, дают отсылку к некоему «спецэффекту», который используется в оркестре.
Совсем не так дело обстоит у Бетховена в симфонии №6 фа-мажор. Это произведение, которое имеет не только авторский заголовок «Пасторальная», но и содержание каждой части раскрывается композитором через название. Вот заголовки всех частей симфонического цикла:
1. «Пробуждение от радостных чувств по прибытии в деревню»
2. «Сцена у ручья»
3. «Веселое сборище крестьян»
4. «Гроза. Буря»
5. «Пастушья песнь»
Еще важный момент – выход за рамки классического симфонического цикла, состоящего из четырех частей – вы видите, что в «Пасторальной» симфонии их пять.
Слово «пастораль» вам уже знакомо – это жанр в искусстве, который описывает сельские сцены; его дословный перевод на русский язык – «пастушеский». Очень часто пасторальные сцены носят идиллический характер, напоминают о сельской жизни как райском краю без проблем и печалей. Пастораль в живописи и в литературе чаще всего носит именно такой характер.
|
|
Бетховен, оставаясь приверженцем классической традиции, тем не менее, постоянно вносил нечто авторское в жанр симфонии. В «Пасторальной» кроме программного содержания, есть и еще ряд новых моментов, которые достойны внимания, а именно:
o Используется знакомый вам по Пятой симфонии прием attaca, когда одна часть переходит в другую без перерыва. Так, третья часть непосредственно переходит в четвертую, а та – в пятую;
o В этой симфонии в состав оркестра автор вводит флейту-пикколо (в 4 части симфонии);
o Рамки цикла, как было сказано ранее, расширяются, и симфония включает в себя 5 частей.
Для разнообразия предлагаю вам не слушать в аудиозаписи «Пасторальную» симфонию, а посмотреть ее. Музыка этого сочинения Бетховена стала частью полнометражного мультфильма «Фантазия», снятого в студии известного американского мультипликатора Уолта Диснея.
Домашнее задание – записать в тетради название симфонии и программные заголовки всех частей. Это задание на проверку присылать не надо! Следите за новостями в группе и в нашей беседе, всю свежую информацию, как обычно, буду публиковать там.