Основное содержание занятий лечебным плаванием при нарушениях осанки

Место проведения Часть занятия Время, мин Упражнения  
На суше (зал) Подготовительная — 10 5 Приветствие общеразвивающие  
    3 Специальные, корригирующие  
    2 Имитационные  
В воде (бассейн) Основная — 15 5 Специальные, имитационные  
    10 Изучение, совершенствование спортивных и индивидуально рекомендуемых способов плавания  
  Заключительная — 5 5 Игры  
Домашнее задание

Специальные и корригирующие, имитационные

 

туловища в разгрузочных для позвоночника исходных положениях (лежа, на четвереньках), коррекция имеющихся нарушений. Специальные и имитационные упражнения: для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях, на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику способов плавания, освоение каждого элемента (ограничивается разучивание работы рук в и. п. — стоя в наклоне вперед).

Лечебно-оздоровительное плавание является основной частью занятия. Для достижения наибольшего эффекта температура воды должна быть комфортной, не ниже 28 — 30 °С.

Примерные специальные упражнения, выполняемые в начале занятия при нарушениях осанки:

1. И. п. — стоя на глубине — вода до плеч, руки впереди ладонями кнаружи. Описать круг руками назад, прогнуться — вдох, вернуться в и. п. — выдох. 3—5 раз.

2. И. п. — лежа на воде на спине, держаться руками за бортик, руки за головой, между стопами зажать резиновый круг (мяч). Утопить круг ногами, удерживать в этом положении несколько секунд. 3—4 раза.

3. И.п. — стоя спиной к бортику на глубине — вода до плеч, держаться за него разведенными в стороны руками. Сделать шаг вперед одной ногой, не отпуская рук (можно скользить руками по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в и.п. По 3—4 раза каждой ногой. Затем выполняются подготовительные упражнения по освоению с водой; изучается и совершенствуется техника спортивных и рекомендуемых при нарушениях осанки способов плавания (табл. 2).

Большое внимание уделяется длительным скольжениям и работе ног, постановке правильного дыхания. Главное упражнение — проплывание до 10 бассейнов в медленном темпе без остановок индивидуально рекомендуемым способом в полной координации, чередуя с брассом на груди с удлиненной паузой скольжения. Другие плавательные упражнения применяются согласно таблице 3. В зависимости от поставленных задач в занятиях используются упражнения той или иной группы, например, для освоения с водой, упражнения в плавании при помощи движений руками, ногами (2 бассейна), в полной координации, дифференцированно для каждого вида нарушения осанки. При асимметричной осанке в сочетании с нарушениями в сагиттальной плоскости применяются упражнения для асимметричной осанки, не противоречащие разрешенным упражнениям при данном нарушении в сагиттальной плоскости. Задания чередуются с дыхательными упражнениями, на расслабление, лежанием на воде.

Для улучшения эмоционального состояния детей, снятия усталости, закрепления и совершенствования плавательных умений и навыков применяются различные игры типа «Спрячься», «Водолазы», «Охотники и утки», «Авария», «Пятнашки», «Кто сильнее?» и др. Используются также эстафеты, игры с элементами водного поло, с нырянием в длину и глубину.

Из способов прикладного плавания изучаются способы плавания на спине и на груди, ныряния в длину до 7—14 м, ныряния с помощью движений ногами кролем в ластах. Из прыжков в воду используются спады из положения в группировке с низкого бортика при плоской спине и шагом вперед из положения стоя («солдатиком») при круглой спине.

Домашние задания состоят из небольших комплексов упражнений (5 — 6), которые обязательны для выполнения не менее двух раз в день в качестве утренней гимнастики и физкультпауз, проводятся под контролем родителей. Обязательно включаются по 1 — 2 упражнения на выработку навыка правильной осанки, на укрепление мышц туловища, а также индивидуальные корригирующие и имитационные упражнения. Периодически часть упражнений меняется.

 

Таблица 2

Рекомендуемые способы плавания при основных видах нарушения осанки

Вид нарушения осанки Условные обозначения Рекомендуемый способ плавания
Сутулость, круглая спина С, К Брассом на спине с удлиненной паузой скольжения (УПС)
Кругловогнутая спина KB Кролем на спине с гребком двумя руками одновременно
Плоская спина П Баттерфляем (ноги брассом) без выноса рук из воды
Плоско-вогнугая спина ПВ Брассом на груди с движением руками с узким гребком, ногами — кролем
Асимметричная осанка Ас Чередование брассом на спине с УПС и кролем на спине с гребком двумя руками одновременно

Таблица 3

Применение специальных упражнений в плавании для коррекции основных видов нарушений осанки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плавание в полной

координа­ции

Группа упражнений Содержание упражнений С, К KB П ПВ Ас

Освоение с водой

«Поплавок», «Медуза» - - ++ ++ +
«Звездочка» на спине ++ ++ - - ++
«Звездочка» на груди + + + + ++
Скольжение на спине, руки впереди ++ ++ - - ++
Скольжение на спине, руки вдоль туловища + + + + +
Скольжение на груди, руки впереди ++ ++ - - ++
Скольжение на груди, руки вдоль туловища - - ++ ++ +

Ноги кролем или брассом

На спине, руки впереди ++ ++ - - ++
На спине, руки вдоль туловища - - + + +
На груди, руки впереди ++ ++ - - ++
На груди, руки вдоль туловища - - ++ ++ +

Плавание при помощи движений руками

На спине, в ногах — колобашка, кролем двумя руками одновременно ++ ++ - +
На груди, в ногах — колобашка, руки брассом ++ - - - +
На груди, в ногах — колобашка, руки брассом с узким гребком - - ++ + -
На груди, под животом — доска, руки брассом - ++ - - -
На груди, под животом — доска, руки брассом с узким гребком _ - - ++ -
Кролем на спине двумя руками одновременно + ++ - - ++
Брассом на спине с УПС ++ + - - ++
Баттерфляем (ноги брассом) без выноса рук из воды - ++ + +
Брассом на груди с УПС ++ + - - ++
Брассом на груди с УПС, с узким гребком руками - - ++ + -
На груди, руки брассом, ноги кролем + ++ - - +
На груди, руки брассом с узким гребком, ноги кролем - + ++ -

 

Примечание: условные обозначения см. в таблице 3; «-» — не рекомендуется, «+» — можно применять, «++» — обязательно применять.

По окончании курса занятий проводится этапное обследование осанки и по его результатам курс продлевается или назначается перевод в спортивную группу.

 

Профилактические рекомендации для укрепления спины

Советы родителям

Очень часто проблемы с позвоночником зарождаются в начальной школе. Во время учебы ребенку приходится большую часть времени проводить в сидячем положении. Неокрепшие мышцы быстро устают, в них накапливается напряжение, появляется чувство дискомфорта и болевые ощущения.

Чтобы избежать формирования неправильной осанки, необходимо учитывать следующие рекомендации:

1.Позаботьтесь об ортопедическом матрасе и подушке для организации правильного сна ребенка.

2.Приобщайте растущий организм ребенка к активному образу жизни: пусть он больше времени проводит на свежем воздухе, занимается плаванием, спортом и подвижными играми. Особенно для формирования осанки полезны баскетбол и волейбол.

3.Выбор правильной обуви. Она обязательно должна быть с супинатором. Это поможет в формировании правильной походки, предотвратит развитие плоскостопия.

4.Следите за тем, чтобы нагрузка на позвоночник ребенка была равномерной. Не следует приобретать сумки через плечо или портфели, которые нужно носить в руках, так как это акцентирует нагрузку на одной стороне тела. Желательно отдавать предпочтение специальным рюкзакам с ортопедической спинкой и широкими лямками. Также контролируйте вес рюкзака.

5.Особое внимание уделяйте мебели для занятий. Стул должен обязательно иметь ровную спинку. Расстояние между рабочей поверхностью стола и глазами ребенка должно быть не меньше 30 см


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: