Место проведения | Часть занятия | Время, мин | Упражнения | |
На суше (зал) | Подготовительная — 10 | 5 | Приветствие общеразвивающие | |
3 | Специальные, корригирующие | |||
2 | Имитационные | |||
В воде (бассейн) | Основная — 15 | 5 | Специальные, имитационные | |
10 | Изучение, совершенствование спортивных и индивидуально рекомендуемых способов плавания | |||
Заключительная — 5 | 5 | Игры | ||
Домашнее задание | Специальные и корригирующие, имитационные |
туловища в разгрузочных для позвоночника исходных положениях (лежа, на четвереньках), коррекция имеющихся нарушений. Специальные и имитационные упражнения: для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях, на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику способов плавания, освоение каждого элемента (ограничивается разучивание работы рук в и. п. — стоя в наклоне вперед).
Лечебно-оздоровительное плавание является основной частью занятия. Для достижения наибольшего эффекта температура воды должна быть комфортной, не ниже 28 — 30 °С.
|
|
Примерные специальные упражнения, выполняемые в начале занятия при нарушениях осанки:
1. И. п. — стоя на глубине — вода до плеч, руки впереди ладонями кнаружи. Описать круг руками назад, прогнуться — вдох, вернуться в и. п. — выдох. 3—5 раз.
2. И. п. — лежа на воде на спине, держаться руками за бортик, руки за головой, между стопами зажать резиновый круг (мяч). Утопить круг ногами, удерживать в этом положении несколько секунд. 3—4 раза.
3. И.п. — стоя спиной к бортику на глубине — вода до плеч, держаться за него разведенными в стороны руками. Сделать шаг вперед одной ногой, не отпуская рук (можно скользить руками по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в и.п. По 3—4 раза каждой ногой. Затем выполняются подготовительные упражнения по освоению с водой; изучается и совершенствуется техника спортивных и рекомендуемых при нарушениях осанки способов плавания (табл. 2).
Большое внимание уделяется длительным скольжениям и работе ног, постановке правильного дыхания. Главное упражнение — проплывание до 10 бассейнов в медленном темпе без остановок индивидуально рекомендуемым способом в полной координации, чередуя с брассом на груди с удлиненной паузой скольжения. Другие плавательные упражнения применяются согласно таблице 3. В зависимости от поставленных задач в занятиях используются упражнения той или иной группы, например, для освоения с водой, упражнения в плавании при помощи движений руками, ногами (2 бассейна), в полной координации, дифференцированно для каждого вида нарушения осанки. При асимметричной осанке в сочетании с нарушениями в сагиттальной плоскости применяются упражнения для асимметричной осанки, не противоречащие разрешенным упражнениям при данном нарушении в сагиттальной плоскости. Задания чередуются с дыхательными упражнениями, на расслабление, лежанием на воде.
|
|
Для улучшения эмоционального состояния детей, снятия усталости, закрепления и совершенствования плавательных умений и навыков применяются различные игры типа «Спрячься», «Водолазы», «Охотники и утки», «Авария», «Пятнашки», «Кто сильнее?» и др. Используются также эстафеты, игры с элементами водного поло, с нырянием в длину и глубину.
Из способов прикладного плавания изучаются способы плавания на спине и на груди, ныряния в длину до 7—14 м, ныряния с помощью движений ногами кролем в ластах. Из прыжков в воду используются спады из положения в группировке с низкого бортика при плоской спине и шагом вперед из положения стоя («солдатиком») при круглой спине.
Домашние задания состоят из небольших комплексов упражнений (5 — 6), которые обязательны для выполнения не менее двух раз в день в качестве утренней гимнастики и физкультпауз, проводятся под контролем родителей. Обязательно включаются по 1 — 2 упражнения на выработку навыка правильной осанки, на укрепление мышц туловища, а также индивидуальные корригирующие и имитационные упражнения. Периодически часть упражнений меняется.
Таблица 2
Рекомендуемые способы плавания при основных видах нарушения осанки
Вид нарушения осанки | Условные обозначения | Рекомендуемый способ плавания |
Сутулость, круглая спина | С, К | Брассом на спине с удлиненной паузой скольжения (УПС) |
Кругловогнутая спина | KB | Кролем на спине с гребком двумя руками одновременно |
Плоская спина | П | Баттерфляем (ноги брассом) без выноса рук из воды |
Плоско-вогнугая спина | ПВ | Брассом на груди с движением руками с узким гребком, ногами — кролем |
Асимметричная осанка | Ас | Чередование брассом на спине с УПС и кролем на спине с гребком двумя руками одновременно |
Таблица 3
Применение специальных упражнений в плавании для коррекции основных видов нарушений осанки
Группа упражнений | Содержание упражнений | С, К | KB | П | ПВ | Ас |
Освоение с водой | «Поплавок», «Медуза» | - | - | ++ | ++ | + |
«Звездочка» на спине | ++ | ++ | - | - | ++ | |
«Звездочка» на груди | + | + | + | + | ++ | |
Скольжение на спине, руки впереди | ++ | ++ | - | - | ++ | |
Скольжение на спине, руки вдоль туловища | + | + | + | + | + | |
Скольжение на груди, руки впереди | ++ | ++ | - | - | ++ | |
Скольжение на груди, руки вдоль туловища | - | - | ++ | ++ | + | |
Ноги кролем или брассом | На спине, руки впереди | ++ | ++ | - | - | ++ |
На спине, руки вдоль туловища | - | - | + | + | + | |
На груди, руки впереди | ++ | ++ | - | - | ++ | |
На груди, руки вдоль туловища | - | - | ++ | ++ | + | |
Плавание при помощи движений руками | На спине, в ногах — колобашка, кролем двумя руками одновременно | ++ | ++ | - | — | + |
На груди, в ногах — колобашка, руки брассом | ++ | - | - | - | + | |
На груди, в ногах — колобашка, руки брассом с узким гребком | - | - | ++ | + | - | |
На груди, под животом — доска, руки брассом | - | ++ | - | - | - | |
На груди, под животом — доска, руки брассом с узким гребком | _ | - | - | ++ | - | |
Кролем на спине двумя руками одновременно | + | ++ | - | - | ++ | |
Брассом на спине с УПС | ++ | + | - | - | ++ | |
Баттерфляем (ноги брассом) без выноса рук из воды | — | - | ++ | + | + | |
Брассом на груди с УПС | ++ | + | - | - | ++ | |
Брассом на груди с УПС, с узким гребком руками | - | - | ++ | + | - | |
На груди, руки брассом, ноги кролем | + | ++ | - | - | + | |
На груди, руки брассом с узким гребком, ноги кролем | — | - | + | ++ | - |
Примечание: условные обозначения см. в таблице 3; «-» — не рекомендуется, «+» — можно применять, «++» — обязательно применять.
|
|
По окончании курса занятий проводится этапное обследование осанки и по его результатам курс продлевается или назначается перевод в спортивную группу.
Профилактические рекомендации для укрепления спины
Советы родителям
Очень часто проблемы с позвоночником зарождаются в начальной школе. Во время учебы ребенку приходится большую часть времени проводить в сидячем положении. Неокрепшие мышцы быстро устают, в них накапливается напряжение, появляется чувство дискомфорта и болевые ощущения.
Чтобы избежать формирования неправильной осанки, необходимо учитывать следующие рекомендации:
1.Позаботьтесь об ортопедическом матрасе и подушке для организации правильного сна ребенка.
2.Приобщайте растущий организм ребенка к активному образу жизни: пусть он больше времени проводит на свежем воздухе, занимается плаванием, спортом и подвижными играми. Особенно для формирования осанки полезны баскетбол и волейбол.
3.Выбор правильной обуви. Она обязательно должна быть с супинатором. Это поможет в формировании правильной походки, предотвратит развитие плоскостопия.
4.Следите за тем, чтобы нагрузка на позвоночник ребенка была равномерной. Не следует приобретать сумки через плечо или портфели, которые нужно носить в руках, так как это акцентирует нагрузку на одной стороне тела. Желательно отдавать предпочтение специальным рюкзакам с ортопедической спинкой и широкими лямками. Также контролируйте вес рюкзака.
5.Особое внимание уделяйте мебели для занятий. Стул должен обязательно иметь ровную спинку. Расстояние между рабочей поверхностью стола и глазами ребенка должно быть не меньше 30 см