Продумайте систему воспитательной работы в процессе изучения какой-либо дисциплины

Основные категории теории воспитания.

Основные категории теории воспитания: формирование, социализация, воспитание, самовоспитание, педагогический процесс, педагогическая система: воспитательная и дидактическая.

Понятие об общей и индивидуальной целях воспитания.

В педагогике выделяют общие и индивидуальные цели. Общая цель предполагает формирование определенных качеств у всех людей. Она конкретизируется в индивидуальных целях и предусматривает воспитание определенных качеств у конкретного человека. В идеале должно быть сочетание общих и индивидуальных целей.

Какие существуют закономерности воспитания?

Можно выделить следующие закономерностивоспитательной работы в вузе.

Воспитание зависит от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет постановку цели воспитания, определение его содержания, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания, связи с окружающей действительностью.

Воспитание и обучение органично взаимосвязаны и определяют процесс развития личности. Всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. С другой стороны, самообучение нуждается в воспитательном подкреплении, в формировании различных отношений, в частности, таких как прилежание, упорство и т.д.

Характеристика основных групп методов воспитания.

Методы воспитания – это способы совместной деятельности педагога и воспитанников, направленные на решение задач воспитания. Успех применяемых воздействий будет зависеть от того, насколько они соответствуют личностной программе развития, а также от того, насколько продуктивно, на доверительной основе строится сотрудничество воспитателя и воспитанников.

Первая группа методов направлена на формирование знаний о нормах и правилах поведения. Поэтому вторая группа методов призвана организовать поведение и деятельность воспитанников; методы организации поведения и деятельности; методы стимулирования поведения и деятельности. Особо выделяется группа методов контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Методы формирования знаний о нормах и правилах поведения. Основная цель этой группы методов – сообщить воспитанникам знания о нормах и правилах поведения, сформировать у них определенные взгляды, суждения. К этой группе относятся следующие методы: объяснение, разъяснение, этическая беседа, рассказ, дискуссия, пример.

Методы организации поведения и деятельности. К этой группе относятся такие: упражнение, педагогическое требование, общественное мнение.

Методы стимулирования поведения и деятельности. Любая воспитательная работа требует корректировки, стимулирования. К этой группе относятся такие сильнодействующие методы, как поощрение и наказание, соревнование. Применяют вербальное или невербальное одобрение, похвалу, благодарность, предоставляют почетные права.

Поскольку поощрение является сильнодействующим методом, то при его применении обязательно нужно соблюдать определенные требования. Используя поощрение, нельзя противопоставлять одного человека другому. Похвала должна быть умеренной, не желательно постоянно хвалить одних и тех же студентов, даже если они этого заслуживают. При использовании похвалы должен учитываться индивидуальный подход, например можно поддержать неуверенного студента. Желательно учитывать мотив поступка, за который хвалят, хотя выяснить мотив бывает очень сложно. Важным требованием является объективность и справедливость применяемого поощрения.

Противоположным по воздействию является метод наказания. Наказание применяется для предупреждения нежелательных действий. Важно, чтобы применение наказания вызывало у воспитанника чувство вины, а не озлобленность, подавленность. К сожалению, в практике это не всегда происходит. Существуют различные разновидности наказаний. Это может быть осуждение как вербальное, так и невербальное, лишение или ограничение прав, наложение дополнительных обязанностей, выговор, штрафные санкции и т.п.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. К методам этой группы относят педагогическое наблюдение, разнообразные методы опроса (беседа, анкета, интервью), анализ поведения и деятельности, создание воспитывающих ситуаций.

Поручения и задания должны:

· иметь общественную ценность;

· быть конкретными и понятными;

· учитывать интересы, возможности и общественные потребности студентов;

· постепенно усложняться;

· носить не эпизодический, а последовательно-систематический характер.

 

Задание 1

Проанализируйте, насколько соблюдаются требования, предъявляемые к методам поощрения или наказания, применяемым в учебно-воспитательном процессе вуза.

Зачастую при поощрение нарушается такая рекомендация как, не хвалить постоянно одних и тех же студентов, но если не учитывать эту рекомендацию, то можно сказать что все требования выполняются.

Задание 2

Продумайте систему воспитательной работы в процессе изучения какой-либо дисциплины.    

Система воспитательной работы в процессе изучения дисциплины «Оптика»:

1. Организация самопознания и самореализации студентов. Можно дать, например, в качестве курсовой работы проведение какого-нибудь экспериментального исследования по оптике. В ходе выполнения данного задания у студентов будут развиваться навыки самостоятельной исследовательской работы, они могут раскрыть свои способности. Конечно, преподаватель должен будет при этом консультировать и направлять студентов в правильном направлении. Добытые самостоятельным путем знания закрепятся на долгое время.

2. Формирование мотивационной системы для повышения учебных достижений. Например, это может быть предложение отличных оценок студентам за экзамен по оптике за их активную учебную деятельность в течение семестра: за выполнение домашних заданий, за активную работу на семинарских занятиях.

3. Способствование развитию системы мировоззрения.

Задание 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: