Каковы особенности технологии развивающего обучения? Обоснуйте возможные условия использования развивающего обучения в образовательном процессе вуза

Развивающее обучение - новый активно-деятельностный способ обучения, развертывающийся в зоне ближайшего развития личности и направлен на ее гармоничное развитие.

Если в массовом обучении студентов доминирующее значение имеет их эмпирическое мышление, то в условиях развивающего обучения акцент смещается на формирование теоретического мышления, что достигается специальным отбором содержания обучения и системой усложняющихся учебных задач.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности каждой личности.

 В развивающем обучении педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых.

При такой форме обучения обучаемый - полноценный субъект деятельности на всех ее этапах. Каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности.

 В деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность;

При планировании – инициатива, творчество, организованность, самостоятельность, воля; при реализации целей – трудолюбие, дисциплина, активность, мастерство;

На этапе анализа формируются отношения, ответственность, критерии оценки.

В ходе решения учебной задачи студенты усваивают ряд инвариантных учебных действий:

1) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

2) моделирование выделенного отношения в предметной, практической или буквенной форме;

3) преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

4) построение системы частных задач, решаемых общим способом;

5) контроль за выполнением предыдущих действий;

6) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств. Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую студент может выполнить под руководством преподавателя.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). Из всех технологий развивающего обучения наибольший интерес для эксперимента вызывают система Л. В. Занкова, технология    Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, технология саморазвивающего обучения Г. К. Селевко и система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Г. С. Альтшуллера.

Указанные инновационные технологии, кроме последней, – это технологии школьной педагогики, но их дидактические принципы применимы к педагогике высшей школы и могут послужить базой для разработки их вузовской модификации.

Ценность концептуальных дидактических положений Л.В. Занкова в системности и целостности содержания, обучении на высоком уровне трудности, быстром темпе продвижения, осознанной мотивации, вариантности, индивидуальности, применении индуктивного метода, проблематизации содержания и во включении в процесс обучения рационального и эмоционального мышления.

 Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции.

 Акцент целей авторов указанной технологии: формировать теоретическое сознание и мышление; формировать не столько знания, умения, навыки, сколько способы умственной деятельности; воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.

Среди дидактических идей развивающего обучения следует обратить внимание на стимулирование рефлексии обучающихся в различных ситуациях учебной деятельности.

 Под рефлексией обучающегося понимается его осознание и осмысление собственных действий, приемов, способов учебной деятельности.

В. В. Давыдов выделяет два уровня рефлексии: формальную и содержательную рефлексию.

  Так, если рассмотрение производится с целью вскрыть, каким образом выполняется некоторое действие, что нужно конкретно сделать, чтобы его выполнить, то в этом случае человек осмысливает основания данного конкретного частного действия. Этот уровень рассмотрения человеком оснований своего действия называется формальной рефлексией (здесь отражается зависимость действия от частных и единичных условий его выполнения).

 Иначе осуществляется рефлексия в случае, если она направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе, что является в этом действии причиной успешного его выполнения в различных условиях. Такую рефлексию можно назвать содержательной, поскольку здесь отражается зависимость действия от общих и существенных условий его выполнения.

 Поскольку процедуры рефлексии тесно связаны с процедурами самоконтроля и самооценки, им в обучении согласно теории развивающего обучения так же придается очень большое значение.

 Развивающее обучение, ориентируясь на формирование теоретического мышления, требует определенного отбора и конструирования содержания учебных предметов, дидактических пособий, которые подчиняются некоторым логико-психологическим требованиям, соответствующим движению мысли обучающихся в процессе усвоения от общего к частному, т.е. согласно принципу восхождения мысли от абстрактного к конкретному.

 Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, признаки которой - суть познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования знаний, умений, навыков и способы умственных действий, творческая рефлексия. Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает.

Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, диалогу-полилогу, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

Акценты целей в развивающих теориях следующие:

1. По И.П. Волкову - выявить, учитывать и развивать творческие способности; приобщить обучаемых к творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

2. По Г.С. Альтшуллеру - обучить творческой деятельности; ознакомить с приемами творческого воображения; научить решать эвристические (изобретательские) задачи.

3. По И.П. Иванову - воспитать общественно активную творческую личность, способную приумножить собственную культуру, внести вклад в построение правового демократического общества.

Особенности содержания вышеуказанных методик.

Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основана на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы, предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно параллельно, во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок.

Такая реконструкция учебного материала может быть использована при разработке итогового межпредметного курса по блокам фундаментальных, гуманитарных, профессиональных дисциплин.

Основное содержание обучения, по Г. С. Альтшуллеру, представляет процесс поисковой изобретательской деятельности. Следствием модернизации изучаемого материала в рамках технологии развивающего обучения является активизация формирования системы ценностей и отношений.

В условиях развивающего обучения показана взаимосвязь уровня сформированности самооценки с уровнем нравственных суждений обучающихся.

Как показали специальные исследования, нравственное развитие обучающихся включает в себя присвоение ими нравственных норм и общественно значимых ценностей.

Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности, что связано с идеальным представлением результатов того или иного поступка.

Преподаватель не может сформировать специалиста высокой квалификации в вузе, но может повлиять на процесс достижения профессиональных вершин.

Эту проблему решает акмеология.

Акмеология – новая область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации.

Возможные условия использования развивающего обучения в образовательном процессе вуза:

1) Это условие заключается в содержании учебного материала. Оно должно быть таким, чтобы его усвоение развивало у обучаемых основы мышления. Значит, первоочередная методическая задача – это отбор теоретического материала, на котором преподаватель будет акцентировать внимание студентов, приступая к изучению очередной проблемы, темы или нового раздела. Содержание этого материала может быть изложено в лекции, или вынесено не семинарское занятие, или отработанно на практических и лабораторных занятиях. Все это возможно благодаря Интернету, который может помочь преподавателю в отборе подходящего материала.

2) Организация совместной деятельности обучающего и обучаемых, потому, что теоретические знания лучше усваиваются, когда помощь преподавателя проявляется в форме его участия в коллективной дискуссии, по выявлению теоретического вывода из обсуждения различных вариантов анализа жизненной ситуации, объективных фактов проявления психического. Значит, основными для развивающего обучения являются методы интерактивного обучения, в которые могут вноситься элементы других активных методов - проблемного и программированного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: