Практическое задание №1.
«Игра означает такую деятельность, где нет стеснения, но нет и последствий для реальной жизни. Она противостоит серьезности этой жизни и оттого считается чем-то легкомысленным. Она противостоит также и труду, как потерянное время – времени разумно используемому. В самом деле, игра ничего не производит: ни материальных благ, ни духовных творений. Она по сути своей бесплодна… то есть каждый изначально понимает, что игра – это всего лишь приятная прихоть и пустая забава…» Роже Кайуа «Игры и люди».
Проанализируйте предлагаемый тезис, подберите аргументы, подтверждающие или опровергающие его.
Практическое задание №2.
Игра всегда проводится по определенным правилам. Й.Хейзинги считал, что предлагаемые играми образцы – это попытки предвидеть тот упорядоченный мир, которым следует заменить природную анархию. Исследователь из духа игры выводит большинство институтов общества, которые регулируют жизнь общества.
Определите роль игры в развитии цивилизации.
|
|
Практическое задание №3.
Институтами социализации человека выступают:
1.Семья как первичная социально-демографическая ячейка общества.
2. Детский сад-школа-ВУЗ как первичная социальная образовательно-воспитательная ячейка общества.
2.Трудовой коллектив как первичная социальная ячейка производственно-экономической жизни общества.
3.Общественные организации как первичные социальные ячейки гражданского общества.
4.Микросоциум личности как социальное пространство человека, в котором обеспечивается воспроизводство его общественной и личной жизни.
Докажите их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Практическое задание №4.
Разработайте мини-программу для формирования у студентов социально-правовой компетенции «Мы и наше общество», опираясь на антропологический подход. Обоснуйте структуру программы и выделите наиболее важные, на ваш взгляд, компоненты.
Практическое задание №5.
Разработайте мини-программу для формирования у студентов социально-медицинской компетенции «Мы и наше здоровье», опираясь на антропологический подход. Обоснуйте структуру программы и выделите наиболее важные, на ваш взгляд, компоненты.
Практическое задание №6.
Разработайте мини-программу для формирования у студентов социально-досуговой компетенции «Мы и наш отдых», опираясь на антропологический подход. Обоснуйте структуру программы и выделите наиболее важные, на ваш взгляд, компоненты.
Практическое задание №7.
Разработайте мини-программу для формирования у студентов социально-бытовой компетенции «Мы и наш дом», опираясь на антропологический подход. Обоснуйте структуру программы и выделите наиболее важные, на ваш взгляд, компоненты.
|
|
Практическое задание №8.
Современная наука выделяет шесть типов мировоззренческого отношения к миру в гносеологическом (познавательном) аспекте:
- Народный опыт – традиционалистское мировоззрение, система традиций.
- Мифология – символическое мировоззрение, система символов.
- Религия – догматическое мировоззрение, система догм.
- Искусство – образное мировоззрение, система образов.
- Наука – номологическое мировоззрение, система законов.
- Философия – концептуальное мировоззрение, система концепций.
В каждом индивиде представлен весь спектр мировоззренческих отношений к миру, что может приводить к серьезным внутриличностным конфликтам.
Объясните почему возникают данные конфликты, определите их типы.
Практическое задание №9.
Потребность – это одна из родовых сущностных сил человека, поскольку определяет то главное, глубинное в человеке, что получает разные формы, разные проявления, модификации. Биологические и социальные потребности – есть побудительная сила человека, его «пусковой механизм».
В чем различие и как связаны биологические и социальные потребности человека. Каким образом они способствуют становлению и развитию основных институтов общества (на примере одного-двух).
Практическое задание №10.
Обоснуйте влияние на социальные потребности человека его этнических особенностей. Как это должно учитываться при формировании социальных институтов. Какова роль антрополога в данном процессе.
Практическое задание №11.
В системе города как правило выделяют три градообразующих подсистемы:
1. Демографическую подсистему – население с его функциями и отношениями.
2. Техническую подсистему – все искусственные материальные образования, создающие инфраструктуру города.
3. Экологическую подсистему – естественную среду, включенную в систему города (сады, парки, водоемы и пр.).
Как вы считаете, насколько целесообразно выделение антропологической подсистемы и что она должна включать? Каким процессам в развитии города будет способствовать данная система?
Практическое задание №12.
Объясните с точки зрения антропологического анализа, почему в творческих, созидательных сферах женщин представлены в меньшей степени, чем мужчины (архитектура, дизайн, музыка, скульптура, живопись, наука…)?
Практическое задание №13.
Появившийся на свет ребенок – это всего лишь «потенциальный человек», «кандидат в человека» (А.Пьерон). Он превращается в реального человека за счет освоения социального опыта человечества. Педагогическая деятельность является основным инструментом социализации личности, поскольку именно в этом процессе происходит передача и освоение социального опыта:
1.Потенциальный человек: идентификация.
2.Человек: индивидуализация.
3.Индивидуальность: персонализация.
4.Личность.
Какую специфику в развитии ребенка должен учитывать педагог в процессе воздействия на него, основываясь на антропологическом подходе?
Практическое задание №14.
Русский философ Михаил Гершензон (1869-1925) в работе «Гольфстрем» писал, что «Первобытная мудрость содержала в себе все религии и всю науку. Она была как мутный комок протоплазмы, кишащий жизнями, как кудель, откуда человек до скончания времен будет прясть нити своего раздельного знания» (Гершензон М. Гольфстрем // Лики культуры. Альманах. Т.1. М., 1995. С.7)
Проанализируйте данный тезис, докажите или опровергните его состоятельность.