Практическое задание №15

 

«Человек привнес в мир некий элемент, чуждый животному миру, но в чем заключается этот элемент, все еще не вполне ясно. С соматической точки зрения человек – это один из видов животных; и тем не менее даже тело его уникально – причем не только благодаря способности к прямохождению и некоторым другим свойствам, но и благодаря особой конституции, отличающей человека от остальных животных и предоставляющей ему больше возможностей за счет менее развитой специализации» (Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997, с.32)

 

Проанализируйте данный тезис, покажите, что объединяет человека с животным миром и, что выделяет его из мира животных.

 

Практическое задание №16.

Известный философ П.С.Гуревич отмечает, что важнейшим феноменом общественного сознания современности является антропологический ренессанс (Гуревич П.С. Философия. – М., 2005, с. 128.).

 

Как вы считаете, в чем проявляется антропологический ренессанс в современных науках, искусстве, политике? Почему антропологический ренессанс получил распространение именно на современном этапе развития человечества?

 

Практическое задание №17.

 

Отечественный философ П.С.Гуревич отмечает, что начало нового тысячелетия сопряжено с неотвязными апокалипсическими предчувствиями, а человек наших дней, вооруженный знанием, находится в потоке монстриальных видений (Гуревич П.С. Философия. – М., 2005, с. 129.).

 

На ваш взгляд, почему это происходит? Какова роль антропологии в преодолении кризиса традиционной рациональности?

 

Практическое задание №18.

Русский мыслитель К.Н.Леонтьев (1831-1891) рассматривает культуру как системное единство онтологической, метафизической, социокультурной и социально-антропологической проблематики. Методологической основой такого подхода является признание объективности законов социокультурного развития. В то же время основная идея философии культуры К.Н.Леонтьева – концепция кризиса культуры. Он считал, что культура постепенно трансформируется в цивилизацию. Проявлением этого кризиса он считал либерализацию и демократизацию социальной действительности, вызывающие феномен «упрощения» культуры.

 

Как вы считаете, позволит ли сохранение и развитие антропологических функций культуры преодолеть ее кризис? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Практическое задание №19.

Формирование идентичности – главная задача юности. Основными составляющими чувства идентичности, по Э.Эриксону, являются:

- способность видеть свою жизнь в определенной перспективе;

- уверенность в себе;

- предвосхищение успеха;

- готовность принять лидерство и подчиненность власти;

- половая идентичность;

- экспериментирование с широким набором ролей.

 

На ваш взгляд, с какими трудностями идентификации встречаются молодые люди в современном российском обществе? Почему так происходит?

 

Практическое задание №20.

Согласно Э.Эриксону, в юности и молодости происходит становление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми.

 

Заканчивается ли процесс идентичности при вступлении во взрослую жизнь? Обоснуйте свою позицию.

 

Практическое задание №21.

Особенности жизненного пути юношей, взрослеющих в годы Великой отечественной войны, точно выразил поэт Юрий Воронов:

           

       В блокадных днях мы так и не узнали:

       Меж юностью и детством где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом – паспорта.

 

В какие периоды развития человечества возрастные границы проступали неотчетливо, почему? Проявляется ли процесс «стирания» возрастных границ сегодня? Обоснуйте свою позицию.

Практическое задание №22.

Психолог Н.И.Козлов в «Философских сказках» писал: «Тем, кто хочет быть достопримечательностью, надо поработать и сделать то, что надо Улице. Улица же хочет видеть ваш Фасад – вашего Человека – снаружи-и-издалека – чем-то ярким, может быть, где-то блестящим, энергичным и можно даже светящимся. По праздникам же надо устраивать фейерверк. У каждого человека есть его «Человек снаружи-и-издалека» – его представительский фасад для предъявления разнообразной публике. Дайте людям то, что им нужно, – выбрав из того, что устраивает вас».

 

Когда зародилось стремление человека формировать свой имидж, приведите примеры. Каким образом имидж человека влияет на его общение с окружающими? Что дает распознавание имиджа человека антропологу как исследователю?

 

Практическое задание №23.

Основная гипотеза Р.Мертона гласит: «С социологической точки зрения отклоняющееся поведение можно считать симптомом расхождения между целями, предписываемыми культурой, и социально заданными способами их достижения» (Merton R. Social Theory and Social Structure. New York, 1968. P.188). Следовательно, возможны два противоположных состояния социальной системы: первое, когда между целями и средствами их достижения имеется соответствие, и второе, когда между ними имеются противоречия.

 

Используйте данный подход Р.Мертона для объяснения причин конфликтов в России в постсоветский период.

 

Практическое задание №24.

Как вы понимаете высказывание А.Маслоу «Вера прекрасно служит двум господам одновременно: наилучшему пониманию мира и наилучшей от него защиты». Подтвердите данную позицию, анализируя роль религии в социально-исторической ретроспективе.

Практическое задание №25.

Подтвердите или опровергните точку зрения А.Маслоу, который утверждал, что «Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения».

Практическое задание №26.

Проанализируйте следующие высказывания классиков социологии:

«Человеческое сознание…есть не что иное, как коллективное сознание группы, к которой мы принадлежим». (Э.Дюркгейм);

«Не существует чувства Я…без соответствующего ему чувства Мы». (Ч.Кули).

 

Изменяется  ли чувство принадлежности к этнической или другой социальной группе  с течением времени? Обоснуйте свою позицию.

 

Практическое задание №27.

Антропологу для анализа действительности необходимы эмпирические факты, социальные факты и научные факты. Чем они различаются между собой. Приведите примеры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: