«Человек привнес в мир некий элемент, чуждый животному миру, но в чем заключается этот элемент, все еще не вполне ясно. С соматической точки зрения человек – это один из видов животных; и тем не менее даже тело его уникально – причем не только благодаря способности к прямохождению и некоторым другим свойствам, но и благодаря особой конституции, отличающей человека от остальных животных и предоставляющей ему больше возможностей за счет менее развитой специализации» (Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997, с.32)
Проанализируйте данный тезис, покажите, что объединяет человека с животным миром и, что выделяет его из мира животных.
Практическое задание №16.
Известный философ П.С.Гуревич отмечает, что важнейшим феноменом общественного сознания современности является антропологический ренессанс (Гуревич П.С. Философия. – М., 2005, с. 128.).
Как вы считаете, в чем проявляется антропологический ренессанс в современных науках, искусстве, политике? Почему антропологический ренессанс получил распространение именно на современном этапе развития человечества?
|
|
Практическое задание №17.
Отечественный философ П.С.Гуревич отмечает, что начало нового тысячелетия сопряжено с неотвязными апокалипсическими предчувствиями, а человек наших дней, вооруженный знанием, находится в потоке монстриальных видений (Гуревич П.С. Философия. – М., 2005, с. 129.).
На ваш взгляд, почему это происходит? Какова роль антропологии в преодолении кризиса традиционной рациональности?
Практическое задание №18.
Русский мыслитель К.Н.Леонтьев (1831-1891) рассматривает культуру как системное единство онтологической, метафизической, социокультурной и социально-антропологической проблематики. Методологической основой такого подхода является признание объективности законов социокультурного развития. В то же время основная идея философии культуры К.Н.Леонтьева – концепция кризиса культуры. Он считал, что культура постепенно трансформируется в цивилизацию. Проявлением этого кризиса он считал либерализацию и демократизацию социальной действительности, вызывающие феномен «упрощения» культуры.
Как вы считаете, позволит ли сохранение и развитие антропологических функций культуры преодолеть ее кризис? Обоснуйте свою точку зрения.
Практическое задание №19.
Формирование идентичности – главная задача юности. Основными составляющими чувства идентичности, по Э.Эриксону, являются:
- способность видеть свою жизнь в определенной перспективе;
- уверенность в себе;
- предвосхищение успеха;
- готовность принять лидерство и подчиненность власти;
|
|
- половая идентичность;
- экспериментирование с широким набором ролей.
На ваш взгляд, с какими трудностями идентификации встречаются молодые люди в современном российском обществе? Почему так происходит?
Практическое задание №20.
Согласно Э.Эриксону, в юности и молодости происходит становление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми.
Заканчивается ли процесс идентичности при вступлении во взрослую жизнь? Обоснуйте свою позицию.
Практическое задание №21.
Особенности жизненного пути юношей, взрослеющих в годы Великой отечественной войны, точно выразил поэт Юрий Воронов:
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом – паспорта.
В какие периоды развития человечества возрастные границы проступали неотчетливо, почему? Проявляется ли процесс «стирания» возрастных границ сегодня? Обоснуйте свою позицию.
Практическое задание №22.
Психолог Н.И.Козлов в «Философских сказках» писал: «Тем, кто хочет быть достопримечательностью, надо поработать и сделать то, что надо Улице. Улица же хочет видеть ваш Фасад – вашего Человека – снаружи-и-издалека – чем-то ярким, может быть, где-то блестящим, энергичным и можно даже светящимся. По праздникам же надо устраивать фейерверк. У каждого человека есть его «Человек снаружи-и-издалека» – его представительский фасад для предъявления разнообразной публике. Дайте людям то, что им нужно, – выбрав из того, что устраивает вас».
Когда зародилось стремление человека формировать свой имидж, приведите примеры. Каким образом имидж человека влияет на его общение с окружающими? Что дает распознавание имиджа человека антропологу как исследователю?
Практическое задание №23.
Основная гипотеза Р.Мертона гласит: «С социологической точки зрения отклоняющееся поведение можно считать симптомом расхождения между целями, предписываемыми культурой, и социально заданными способами их достижения» (Merton R. Social Theory and Social Structure. New York, 1968. P.188). Следовательно, возможны два противоположных состояния социальной системы: первое, когда между целями и средствами их достижения имеется соответствие, и второе, когда между ними имеются противоречия.
Используйте данный подход Р.Мертона для объяснения причин конфликтов в России в постсоветский период.
Практическое задание №24.
Как вы понимаете высказывание А.Маслоу «Вера прекрасно служит двум господам одновременно: наилучшему пониманию мира и наилучшей от него защиты». Подтвердите данную позицию, анализируя роль религии в социально-исторической ретроспективе.
Практическое задание №25.
Подтвердите или опровергните точку зрения А.Маслоу, который утверждал, что «Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения».
Практическое задание №26.
Проанализируйте следующие высказывания классиков социологии:
«Человеческое сознание…есть не что иное, как коллективное сознание группы, к которой мы принадлежим». (Э.Дюркгейм);
«Не существует чувства Я…без соответствующего ему чувства Мы». (Ч.Кули).
Изменяется ли чувство принадлежности к этнической или другой социальной группе с течением времени? Обоснуйте свою позицию.
Практическое задание №27.
Антропологу для анализа действительности необходимы эмпирические факты, социальные факты и научные факты. Чем они различаются между собой. Приведите примеры.