Задание для студентов

Тема: Роль детско-родительских отношений в воспитании ребенка с нарушениями интеллектуального развития

(2 часа)

1. Дайте содержательную характеристику понятий: «детско-родительские отношения», «родитель», «ребенок», «социальная адаптация».

 

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему

отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как

непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями

ребенка и родителя отношения.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и

указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка.

Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное,

сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет

особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком,

характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре

родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и

поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но

отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее

связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами,

намерениями; установка — менее однозначна.

 

Родители — ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи.

Также в русской народной традиции — вообще предки. Родители воспитывают ребёнка с самого рождения, заботятся о его материальном и духовном благополучии до достижения им совершеннолетия, что накладывает ряд этических и общественных обязательств взрослого сына или дочери по отношению к своим родителям.

Роль родителей в отношении ребёнка имеет сложный и глубокий характер и колеблется в зависимости от культуры, религии и народа. Родители как воспитатели несут тоже ответственность за поведение своего ребёнка в обществе. Таким образом, этические нормы родительской опеки и воспитания ребёнка лежат в основе благополучия и поведения как каждого человека, так и общества в целом. Ребёнок лишённый родителей определяется как сирота.

Родителем считается предок в первом поколении. Биологические родители — родители зачавшие и родившие ребёнка, приёмные родители — родители, воспитывающие ребёнка, но не являющиеся его биологическими родителями.

Ребёнок — в основном значении, человек в период детства. В общем случае ребёнком называют человека от рождения до окончания пубертатного периода.

По мнению А.П. Солдатова указанный термин состоит из двух понятий: «малолетний» и «подросток». При этом понятие «малолетний» употребляется к детям с момента рождения и до 10 лет, подростком же является ребенок от 10 до 14 лет. Другого подхода придерживается          О.В. Cадина, которая дает определение понятий «маཾ лоཾ леཾ тний» и «подросток»: малолетний – несовершеннолетний в возрасте до 14 лет; подросток – несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет.

 

Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адаптации в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации.

 Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

 

2. Перечислите проблемы, с которыми могут столкнуться родители, имеющие ребенка с нарушениями интеллекта.

 

Семья, к которой принадлежит человек с ограниченными возможностями, как правило, относится к так называемым проблемным семьям. Для таких семей характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к нарушениям внутрисемейных отношений, к семейному кризису, к распаду семьи.

Рождение в семье ребенка с нарушениями в развитии – проблема, затрагивающая все стороны жизни, вызывающая сильные эмоциональные переживания родителей и близких родственников. Затруднения в достижении психологически значимой цели в таких семьях приводят к ухудшению у родителей общего самочувствия, появлению различных нервно-психических расстройств (реактивные состояния, депрессии, суицидальные высказывания, истерические реакции и т.д.), что в свою очередь приводит, как правило, к нарушениям внутрисемейных отношений. Особенно трудно бывает родителям, когда кроме отклонений в психическом либо физическом развитии ребенка наблюдаются внешние дефекты.

Рождение больного ребенка всегда является трагедией для всей семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали появление на свет малыша. Рождение больного ребенка всегда является семейной катастрофой, трагизм которой можно сравнить лишь со скоропостижной, неожиданной смертью самого близкого человека. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Проблемы, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с нарушением психического развития, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

Считается общепризнанным, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Усилия специалистов направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и на психическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Тем не менее, опыт подобных ситуаций показывает, что первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют, являясь постоянно частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой и новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие детей с умственной отсталостью, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке.

Сложности в контакте с ребенком, проблемы ухода за ним и воспитания, невозможность самореализации в нем - все это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Особые нужды такого ребенка требуют дополнительных материальных затрат. Ситуация «особого» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на плечи отца.

Нарушаются и отношения внутри семьи: между родителями и детьми и особенно между супругами. Возникает страх рождения другого больного ребенка. Часто мать возлагает на себя ответственность за нарушения в развитии ребенка или переносит вину на других членов семьи, стараясь ослабить чувство вины перед ребенком, чрезмерно опекает его, ограничивая его контакты со здоровыми детьми. Как правило, в этом случае отец, также тяжело переживающий болезнь ребенка, чувствует себя “заброшенным”, и часто это приводит к распаду семьи.

В связи с состоянием ребенка искажается поведение взрослых, в семье возникают проблемы, с которыми родители не могут справиться самостоятельно: нарушается взаимодействие с социальным окружением, круг общения составляют близкие родственники, знакомые, врачи, дефектологи и учителя. При этом семья замыкается, выдавая неадекватные реакции на рекомендации специалистов, вступая в конфронтацию с образовательными учреждениями. Складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания. Наблюдается отрицание диагнозов, игнорирование назначений, консультации у широкого круга специалистов в надежде, что диагноз не подтвердится или найдутся лекарства и методы, способные помочь ребенку. Возникают вопросы о целесообразности развития, воспитания, обучения ребенка в домашних условиях или помещения его в специализированные учреждения для детей с нарушениями.

 

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Нарышкина, Е. Ю. Ситуация семейного воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием / Е. Ю. Нарышкина. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1401/ (дата обращения: 15.06.2020).

 

3. Заполните таблицу:

 

Стили воспитания ребенка с интеллектуальными нарушениями Характеристика стиля воспитания
   
   

 

4. Составьте распорядок дня ребенка с интеллектуальным нарушением

- дошкольного возраста;

- младше школьного возраста;

- старше школьного возраста.

5. Перечислите центры, которые могут помочь семье, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями.

6. Заполните таблицу «Особенности работы педагога-психолога с материями различных типов поведения»:

 

Тип поведения матери Характеристика типа Помощь матери
Невротический тип    
Авторитарный тип    
Психосоматический тип    

 




double arrow
Сейчас читают про: