Сущность романского стиля

Тема 4. Романское искусство, XI—XII вв.

Романский стиль и синтез искусств.

Сущность романского стиля

Романский синтез искусств в церквях Франции,

   Германии, Италии, Испании, Португалии, Дании

2. Церкви как энциклопедии средневекового 

   знания

Повествовательные капители

Фрески

Станковые формы, миниатюра

Романский стиль и синтез искусств.

Сущность романского стиля

Термин «романский стиль» был введен в начале XIX в. Арсиссом де Комоном, который установил связь между стилистически отчетливой общностью культовых и гражданских построек XI—XII вв. и конструкциями римских базилик, арок, сводов. Эстетически, все, что было ранее, носило локальный характер. Романский стиль стал первым целостным западно-христианским стилем, впитавшим элементы античного, раннехристианского, раннесредневекового, византийского, ближневосточного искусства и распространившимся по всей католической Европе, от Португалии до Дании.

Суть романского стиля в его нарочитой условности. Весь образный строй скульптурных и живописных композиций: экспрессивные отношения между разномасштабными элементами, минимально обозначенные среды, диспропорциональные, деформированные фигуры, — тяготеет к иерархически-декоративной, почти орнаментальной завершенности, закольцованности.

За редким исключением романская культовая архитектура развивает тип осевой

базилики, что подразумевает:

    — план в виде латинского креста: на продольной оси, с запада на

          восток, расположены нартекс, большой неф с малыми нефами по

         бокам, средокрестье, алтарь; на поперечной оси — трансепт; 

    — общий компактный объем, собранный из простых геометрических

         тел (трех-, четырех-, шести-, восьмигранных призм, цилиндров,  

         конусов);

    — динамичный силуэт объема с резкими перепадами высот между 

        ним и вертикальными башнеобразными доминантами;                 

    — главный западный фасад, имеющий трехчастную (и по вертикали,

         и по горизонтали) композицию, в которой доминирует входная

         группа с перспективным порталом;  

    — несущая конструкция — массивная стена с минимумом оконных и   

         дверных проемов;

    — несомая конструкция — свод, преимущественно на основе

         полуциркульной арки.

Понимание романского стиля соотносится, прежде всего, с культовыми сооружениями и тождественно пониманию синтеза искусств.

                   Романский синтез = архитектура + скульптура + живопись.

                   Монументальная живопись — фреска.

 Скульптура — высокий рельеф и круглые, отдельно стоящие статуи (если в раннем средневековье скульптура эволюционировала от круглых форм к низкому рельефу, то в романике началось обратное движение).

 

Благодаря повышенному вниманию к читабельности объема и силуэта, романская архитектура обрела качества скульптурной выразительности, а посредством союза со скульптурой и живописью она заговорила.

 

Конструктивная основа культовых романских построек способствовала претворению синтеза и снаружи, и внутри. Почти монолитные несущие стены декорировались, во-первых, скульптурой с обеих сторон, во-вторых, живописью внутри.

Как правило, в композицию западных фасадов с полуциркульными перспективными порталами вводились полуциркульные сдвоенные окна, аркатурно-колончатые пояса, тимпаны.

Самым распространенным сюжетом, разворачиваемом на тимпанах в несколько ярусов, был Страшный суд.

 

 

                1.2. Романский синтез искусств в церквях Франции,

                   Германии, Италии, Испании, Португалии, Дании

Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе. Более всего их во Франции, особенно к югу от Луары, где проходили основные маршруты паломников. Визуально и замки, и монастыри, и церкви работали как ориентиры, маяки. Что касается их вклада в развитие мировой цивилизации и культуры, то они, например, бенедиктинское аббатство Клюни в Бургундии, выполняли градоформирующую функцию и становились центрами образования, науки, искусства, ремесел.

 

Франция

Аббатство Клюни, X—XII вв.

Приорат Серрабоны,XI—XII вв.

Капелла кающихся грешников в Больё-сюр-Дордонь, XI—XII вв

Собор Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, XI в.

Собор Сен-Лазар в Отене, XII в.

 

      Германия

Лаахское аббатство Святой Марии, XI в.

Лимбургский собор, 1206—1235 гг.

       Италия

Собор Успения Пресвятой Девы Марии в Пизе, 1063—1092 гг.

 

       Испания

       Базилика Сан-Исидоро-де-Леон, 1063 г.

       9 церквей в долине Валь-де-Бои, XI—XII вв.

 

      Португалия

       Собор Се Велья в Коимбре, XII в.

 

       Дания

       Церковь Богородицы в Калуннборге, XII в

 

       Романскому синтезу пришлось продолжить миссию глобальной перезагрузки миропонимания, систематизации множества пластов средневековых представлений. Соборы стали моделями монотеистического мира в его бесконечном многообразии и гармонической архитектонике, устремленной к высшему идеалу, и энциклопедиями средневекового знания в целом.

   Иллюстрации к Библии, мотивирующие человека спасать душу каждую минуту жизни, делать правильный выбор между ангелами и сатаной, соседствовали с историческими, литературными, фольклорными, фантастическими персонажами, сценами на самые волнующие и даже болезненные темы.

   Чаще всего изображались:

   ― из Нового завета сцены Вознесения, Преображения, Пятидесятницы, Страстей Христовых, житий мучеников, Апокалипсиса.

   ― из Ветхого завета ― Сотворение мира, Грехопадение Адама и Евы, Изгнание из рая.

   ― из актуальной информации — портреты и сцены из жизни сюзеренов, церковнослужителей, исторических, мифических, безымянных героев, свидетельствующие об острой наблюдательности и юморе создателей.

 

2. Церкви как энциклопедии средневекового 

   знания

       2.1. Повествовательные капители

Фрески

Фрески аббатства Сен-Савен-сюр-Гартамп во Вьенне. XII в.

Фреска в монастыре Ламбах близ Зальцбурга,1089 г.

Фрески капеллы Сан-Сильвестро в Риме, XIII в.

Фрески Сант-Анджело-ин-Формис в Капуе, ок.1087 г.

Фрески церкви св. Климента в Тауле. ок.1123 г.

Фрески церкви св. Марии в Тауле. XII в.

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: