Тем не менее наиболее дальновидные политики стремились к федеративной республике с сильным центром и общенациональной конституцией

Правительство конфедерации не имело полномочий собирать налоги и пошлины или вводить единую денежную единицу. Штаты отгородились друг от друга таможенными барьерами, в стране ходили разные денежные знаки, в том числе бумажные ассигнации. Отставные ветераны армии тщетно ожидали от властей штатов выплаты обещанного им в годы войны жалованья. В части штатов разрешалось платить налоги и погашать личные долги обесценившимися бумажными деньгами, но это только увеличивало хаос. Применялось и тюремное заключение за неуплату долга. Выправить ситуацию могла лишь реформа власти.

 

Нужна Централизация власти и Конституция это подгоняли экономический упадок и хаос. Американские купцы и плантаторы должны были вести расчеты с иностранными торговыми домами и банкирами в звонкой монете, а в стране ее не хватало. Правительство конфедерации не имело полномочий собирать налоги и пошлины или вводить единую денежную единицу.

 

Так же рост внутренней нестабильности, угроза народных волнений. В 1786—1787 гг. в Массачусетсе и соседних штатах происходили волнения фермерской бедноты, вызванные нежеланием местных властей пойти на уступки должникам. Должники во главе с Даниэлом Шейсом фактически контролировали положение в западных и центральных графствах Массачусетса. Против них было послано ополчение, набранное в штате.

 

1787 г.Конституция США! призвана устранить недостатки конфедеративного устройства власти.

Была выработана процедура принятия поправок к Конституции, дополнявших, а не отменявших ее; сама Конституция действует и поныне. Вводились прямые выборы палаты представителей Конгресса пропорционально числу жителей штатов (рабовладельческих — с учетом 3/5 рабов), а число сенаторов было сделано равным от каждого штата (по два человека), чтобы не ущемлять интересы малых штатов. Учреждались выборная должность президента США с довольно широкими полномочиями и независимая судебная система во главе с Верховным судом США, которому предстояло следить за нерушимостью Конституции и за соответствием ей принимаемых законов. Конституция была разработана на основе целого ряда компромиссов, поскольку интересы северных и южных штатов часто не совпадали. Последним сделали существенную уступку, разрешив ввозить рабов до 1808 г. принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти - все это требовало создания единого государства.

Конституцию принял Конституционный конвент, который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов. Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли Гамильтон, Вашингтон, Мэдисон, Рандольф, Уилсон. Конституция США построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного суда США,

Законодательная власть в США принадлежит парламенту - Конгрессу, который состоит из двух палат:

· сената - избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первоначально избирался законодательными собраниями штатов - легислатурами;

· палаты представителей - избирается на два года. Председатель этой палаты именуется спикером.

Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет исключительное право ратифицировать международные договоры и утверждать назначения президента на должности. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат. К основным функциям Конгресса относятся следующие:

· первоочередная - принятие законов и утверждение бюджета;

· регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами;

· осуществление внешней и внутренней политики - он имеет право объявлять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д.

Исполнительная власть в США принадлежит президенту, который наделен правомочиями главы государства и главы правительства.

Первоначально президент избирался косвенным путем - коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в прямые. Как глава государства и правительства президент:

· имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых парламентом;

· направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу;

· разрабатывает проект бюджета;

· является верховным главнокомандующим вооруженными силами;

· заключает международные договоры и исполнительные соглашения (со-глащения - без согласия и одобрения парламента);

· принимает решение о начале фактических военных действий;

· руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавая административные распоряжения;

· назначает на высшие должности;

· имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д.

Судебная власть в США принадлежит Верховному суду.

Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одобрения сената.

По наиболее важным делам введен суд присяжных. Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора. В федеральной системе существуют также специальные суды - таможенный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и т. д.

 

 

Федеральной Конституции предстояло вступить в силу после ее утверждения девятью штатами из тринадцати. Эта процедура вызвала напряженную политическую борьбу в стране. Противники Конституции — антифедералисты критиковали ее в основном по двум причинам: они не желали ограничения суверенитета штатов, опасаясь узурпации власти центром, и указывали на отсутствие билля о правах. Ее сторонники — федералисты имели лишь небольшой перевес, и ратификация происходила с большим трудом. При этом решительными сторонниками сильной центральной власти показали себя ремесленники и рабочие в крупных городах. В июне 1788 г. новая Конституция вступила в силу, а в ноябре 1791 г. начал действовать принятый конгрессом

 

1791г - Билль о правах, составивший первые десять поправок к ней: В США Биллем о правах называются первые десять поправок к Конституции 1787 г.:

· 1 поправка - о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями;

· 2 поправка - о праве народа хранить и носить оружие;

· 3 поправка - о запрете принудительного расквартирования солдат в мирное время;

· 4 поправка - о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества;

· 5 поправка - о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности;

· 6, седьмая и восьмая поправки посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещают чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания;

· 9 поправка устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией.

10 поправка не касалась гражданских прав.

Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.

ИТОГИ:

· Ликвидац феодализма

· Обретение и признание независимости США

· Формируется Американск нация

· Провозглашен демократич свобод

· Земельные преобразов

· Развитие промышл США

США в I половине XIX в. (политика, экономика, общество)

Экономика.

Основные тенденции развития. После получения независимости и принятия федеральной Конституции развитию Соединенных Штатов практически ничто уже не мешало. При первом президенте США Джордже Вашингтоне (1789—1797) укрепились финансы страны, был создан национальный банк, введена единая денежная система и начата оплата государственного долга. Отдельные предприятия фабричного типа появились в США в 90-е годы XVIII в., а во втором десятилетии XIX в. начала внедряться фабричная система — вначале в текстильной, затем в других отраслях.

Огромное значение имело создание транспортной сети.. К середине столетия по американским рекам плавали сотни пароходов. Железные дороги появились в начале 30-х годов, а к 1860 г. США вышли на первое место в мире по их протяженности —30 626 миль (1 миля — 1,6 км). При примитивной технике железнодорож­ного строительства такие темпы были беспрецедентными. В 1869 г. начала действовать трансконтинентальная магистраль.

Соединенные Штаты росли в западном направлении. На свободных землях одна за другой заселялись территории, принимавшиеся затем в союз в качестве равноправных штатов. В 1861 г. на карте США насчитывалось уже 40 штатов, включая и на Востоке, и на Западе

Непрерывное освоение новых земель обусловливало преимущест­венно аграрный характер экономики США. Для государства продажа зе­мель являлась важным источником доходов.

Покупка земли и устройство на ней фермы были довольно доро­гостоящим делом, но существовала возможность начать с работы по найму или с аренды земли. Продолжалось скваттерство, т. е. само­вольное занятие земель, и с 1841 г. поселенец мог оформить покупку уже занятого им участка (закон о заимке.

Развитию сельского хозяйства способствовал начавшийся в 40-е го­ды массовый выпуск превосходных плугов, механических косилок, сно­повязалок и другой техники, вытеснявшей ручной труд.

В США формировался промышленный рабочий класс. Приезжавшая в незнакомую страну беднота нанималась на тяжелые и неквалифицированные работы, давая возможность уро­женцам США продвинуться «вверх».

Рабовладельческие штаты Юга представляли собой особый мир, в котором главенствовали плантаторы-рабовладельцы. Выращивание та­бака не обеспечило бы им такого богатства, могущества и влияния на всю жизнь страны, какое они получили, начав в конце XVIII в. разведение хлопка. В 1793 г. была решена важная техническая проб­лема очистки хлопка от семян с помощью несложного станка — «джина». Благодаря этому изобретению производительность плантаций выросла в сотни и тысячи раз.

Американский плантатор использовал самую архаическую форму эксплуатации, имел неограниченную власть над рабами, жил жизнью помещика-аристократа, именовал себя «джентльменом», но в осталь­ном являлся капиталистическим предпринимателем. Собственность на землю и рабов была частной, в нее вкладывался капитал. Все, что производилось рабом, за вычетом издержек на его содержание, присваивалось хозяином в виде прибавочного продукта. Парадоксальность ситуации в США заключалась в том, что система рабства, с одной стороны, сдерживала развитие «нор­мального» капитализма, с другой — обеспечивала фабрики сырьем и не только не приходила в упадок, но и давала прибыль.

Территориальная экспансия. Внешняя политика США заметно активизировалась в начале XIX в. и велась по двум направлениям — в интересах торговой буржуазии Севера и плантаторов Юга. Первые добивались международного признания права свободной морской тор­говли под флагом нейтральной страны, вторые — территориальной экс пансии, преимущественно в юго-западном направлении.

Защищая американских судовладельцев от посягательств Англии, которая, участвуя в войне с Францией, захватывала корабли США и их экипажи, правительство США в 1812 г. объявило ей войну. На­мереваясь «проучить» еще раз бывшую метрополию, правящие круги Соединенных Штатов вынашивали планы отторжения Канады, которая охранялась небольшими силами. Однако попытка взять Монреаль не увенчалась успехом, и военные действия переместились на американ скую территорию. Англичанам, в свою очередь, не удавалось разг­ромить американские войска, сопротивление которых с каждым месяцем усиливалось.

Мир, заключенный в конце декабря 1814 г. в Генте (Бельгия), не принес США ни потерь, ни приобретений, хотя в январе 1815 г американская армия до получения известий о подписании мирного до говора разбила крупные силы англичан на юге, под Новым Орлеаном. Война хотя и окончилась с нулевым результатом, упрочила не­зависимость США, сплотила американскую нацию, а перерыв в гор говле с Англией дал возможность стать на ноги американской промышленности.

Несколько раньше, в 1803 г., правительство США ловким дипло­матическим ходом добилось почти двойного приращения своей территории. За весьма умеренную плату —15 млн. долл.— Франция уступила Соединенным Штатам свои владения в Северной Америке собирательно называвшиеся Луизианой (в 1800 г. Наполеон Бонапарт отобрал ее у Испании).

Со слабой Испанией, владевшей полуостровом Флорида, США не церемонились и на протяжении 1810—1818 гг. оккупировали его по частям. В 1819 г. Испания отдала Флориду Соединенным Штатам без всякого выкупа, а кроме того — всю западную часть материка выше 42-йпараллели. Когда Испания лишилась почти всех своих колоний в Южно/. Америке, которые восстали за независимость, США взяли на себя миссию вершителя судеб всего Западного полушария, провозгласив в 1823 г. знаменитую доктрину Монро. Суть этой доктрины (заявления главы государства) заключалась в том, что США выступили протки возможного вмешательства европейских держав в латиноамерикански: события и в дела Американского континента в целом. Правительство США призвало страны Европы воздержаться и от новых попыток его колонизации. Выступив с такой инициативой, оно претендовало на политическое лидерство в этой части планеты, хотя никакой реальной угрозы военного вторжения Испании или стран Священного союза в Латинскую Америку не существовало.

Приветствуя в целом борьбу Латинской Америки за независимость, США через двадцать лет с небольшим развязали войну против своего ближайшего соседа — Мексики. Выходцы из южных штатов, по­лучившие от мексиканского правительства разрешение покупать в ее провинции Техас земли по самой низкой цене, фактически оккупировали ее и в. 1836 г. объявили там независимую республику. Это и привело к войне (1846—1848).

Она закончилась полной победой армии США. Мексика лишилась не только Техаса, но и Калифорнии, Аризоны и Новой Мексики, т. е. половины своей территории, получив в виде компенсации 15 млн. долл. Европейские державы, в первую очередь Англия, возмущались действиями Соединенных Штатов, но, занятые колониальной политикой на Востоке, уделяли событиям в Америке мало внимания. Последним крупным приобретением США стала Русская Америка (Алеутские остро­ва и Аляска), купленная в 1867 г. всего за 7,2 млн. долл.

Становление двухпартийной системы. Политическая жизнь в американской республике ознаменовалась складыванием двух­партийной системы, позволявшей проводить тех или иных кандидатов в выборные органы власти от определенных политических группировок, по платформам. Президенты США выдвигались от тех или иных партий.

Первое, еще слабо оформленное размежевание федералистов с антифедералистами возникло в период борьбы за и против принятия федеральной конституции (1787—1788). Став оппозицией, антифеде­ралисты выступали в 90-е годы под именем «джефферсоновских рес­публиканцев», идейный лидер которых Томас Джефферсон пришел к власти в 1801 г. Его президентство принесло усиление демок­ратических начал в жизни страны и в стиле управления, тогда как былое влияние федералистов, освященное авторитетом «отца страны» Джорджа Вашингтона, к 1815 г. сошло на нет. До 1828 г. в политиче­ской жизни США фактически господствовала одна партия — национальных республиканцев, представлявшая собой блок плантато­ров Юга с частью буржуазии Севера при известной поддержке фер­меров Запада.

Президент США Эндрю Джексон (1829—1837) сумел сплотить большинство избирателей, вы­ступив в качестве борца за демократию и выразителя воли народа. Джексон фактически возглавил новую, Демократическую партию (она положила начало современной). В ней более заметную роль стали играть землевладельцы Юга и быстро растущего Запада, предпринима­тели, средние слои и даже «низы» северо-восточных штатов.

Безраздельное правление демократов продолжалось до 1841 г., ког­да к власти пришел президент Уильям Гаррисон от новой партии вигов, ставшей преемницей национальных республиканцев. Сформировалась так называемая вторая двухпартийная система, и президенты от обеих партий сменяли друг друга вплоть до 1860 г. В Демократической партии, имевшей сторонников во всех основных регионах США, пос­тепенно усиливалось влияние рабовладельческого Юга. Партия вигов, в которой задавали тон бывшие национальные республиканцы Дэниел Вебстер и Генри Клей, также имела опору среди южан и склонялась к компромиссу с рабовладельцами. В обстановке нарастания непримиримых противоречий между Севером и Югом виги не выражали интересы демократических кругов и противников рабства на Се­вере, число которых множилось.

Новой политической силой, решительно противостоявшей Югу, стала Республиканская партия, образованная в 1854 г. в Чикаго и су­ществующая по сей день. Ее лидеру Аврааму Линкольну предстояло существенно расширить основу американской демократии путем осво­бождения негров-рабов и радикального решения аграрного вопроса. Республиканское правление продолжалось с 1861 г. по 1885 г., когда в Белом доме вновь появился президент-демократ и полностью вос­становилась двухпартийная система (третья по счету).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: