С чего следует начинать работу с текстом
О чём может рассказать любой текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Чему можно научить ребёнка на одном тексте? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации.
В предыдущих лекциях мы сконцентрировали внимание на методике формирования общеучебных и предметных навыков, а также на организации контроля за освоением и применением навыков учащимися во время уроков. При рассмотрении этих вопросов основные теоретические положения сопровождались примерами, представляющими собой не что иное, как определённую текстовую информацию. Как с ней работать? Тому, как организовать работу с текстом, будут, посвящены наши следующие лекции — 4 и 5.
Хорошо известно, что историкам по роду своей деятельности приходится часто использовать на уроках различные тексты и к этому сложно добавить что-либо новое. Однако я рассчитываю, что определённую новизну вы сможете увидеть в системном подходе к организации работы с текстами и в предлагаемых принципах работы с ними.
Для начала определим, что такое текстовая информация, и какие при работе с ней существуют трудности и проблемы.
Текст — понятие многоплановое. Поэтому сразу оговорюсь, что мы будем использовать его в самом широком смысле, имея в виду любую текстовую информацию: объявление, рекламу, учебник, схему, график, слайдовую презентацию, книгу.
То, что в настоящее время существует ряд проблем, имеющих прямое отношение к тексту, проиллюстрирую лишь двумя примерами — это создание и деятельность Русской Ассоциации Чтения, реализующей проект «Школа, где процветает грамотность», основная задача которого — привлечь интерес учащихся к книге и научить их работать с текстовой информацией, а также результаты проведения международного тестирования российских школьников PISA, выявившие проблему «грамотности чтения», которая означает, прежде всего, неумение наших учеников работать с информацией. Вот основные выводы по результатам тестирования.
Анализ результатов тестирования российских школьников
Дефициты, выявленные у школьников при работе с текстами
Не умеют:
• составлять развёрнутый ответ в виде текста;
• выделять и анализировать детали;
• сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину;
• использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;
• формулировать качественный, а не точный (количественный) ответ.
Дефициты, связанные с анализом всей совокупности заданий
Не могут:
• привлечь информацию, не содержащуюся непосредственно в заданных условиях;
• уточнить и переформулировать вопрос, содержащий дополнительную информацию к заданию;
• ответить на вопросы, предполагающие многократное возвращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;
• учесть точку зрения или знания адресата;
• определить замысел и цели автора текста.
Общие результаты
Неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; неумение самостоятельно анализировать описанную ситуацию; отсутствие навыка целостного анализа информации.
Выявленные проблемы и трудности, возникающие у школьников при работе с текстом, обусловлены целым рядом причин, которые можно свести к нескольким позициям, представленным для наглядности в виде схемы.
Схема 1
Согласитесь, что суть обозначенных причин сводится к следующему: учащиеся не умеют понять прочитанное — мало думают сами, что, на мой взгляд, является двумя сторонами одной медали. Соответственно, для разрешения сложившейся ситуации необходимо уделить внимание этим двум составляющим: во-первых, научить школьников работать с текстом, во-вторых — заинтересовать их в изучении информации, что, в итоге, и должно обеспечить «грамотность чтения».
Остановимся на первом направлении и постараемся выяснить, почему учащимся бывает сложно работать с текстовой информацией.
Текст — это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.
Чаще всего при работе с текстом обращают внимание на освоение уровней понимания текста и прохождение нескольких фаз чтения текста.
Мне бы хотелось показать определённую зависимость успешности выполнения одних этапов ученической деятельности (фазы чтения) от качества освоения других этапов (уровни понимания).
Схема 2
Так, выявление информации предполагает выбор определённых элементов информации, отделение главного от второстепенного, нахождение доводов автора в подтверждение выдвинутых тезисов, что позволяет раскрыть содержание текста.
Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции — всё это позволяет интерпретировать текст.
Наконец, преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит присвоение текста.
Как видим, работа с информацией неизбежно требует от учащихся владения определёнными навыками, что, в свою очередь, позволяет им последовательно выполнять все указанные операции с текстом.
Рассмотрим возможность организации подобной работы с текстом при изучении темы «Покорение Новгорода Иваном III». Учитель предлагает два текста: «Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород» и «Московская повесть о походе Ивана III на Новгород», а также фрагмент произведения Карамзина «Марфа-посадница».
Задания учащимся
1. Выделить основные позиции, характеризующие присоединение Новгорода к Московской Руси в описании Новгородской и Московской летописей, а затем сравнить их.
2. Оценить описание присоединения Новгорода в каждой из летописей с точки зрения исторической достоверности, сформулировать причины различного изображения одного и того же события в указанных источниках.
3. Определить позицию Карамзина в отношении присоединения Новгорода.
4. Сформулировать собственное мнение о данном событии и обосновать его.
Задания составлены таким образом, чтобы ученик последовательно осуществлял этапы работы с текстом. Изучение фактического материала в летописях подводит к пониманию причин разной трактовки события летописцами, это помогает лучше понять позицию Карамзина, что, в свою очередь, позволяет аргументированно высказать собственное мнение.
Марфа-посадница, или покорение Новгорода
Мудрый Иоанн должен был для славы и силы отечества присоединить область Новгородскую к своей державе: хвала ему! Однако ж сопротивление новгородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев, они сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителем их вольности. Они поступили только безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новгороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы.
Фрагмент ответа учащегося (задания № 3, 4)
Карамзин оценивает присоединение Новгорода к Москве объективно. Он приводит аргументы в пользу Новгорода — наличие прав, установленных ещё Ярославом, но в то же время он поддерживает Ивана III по поводу присоединения Новгорода, поскольку противоборство князей наносит вред единому правлению. Следовательно, автор является сторонником создания сильного государства.
Ясно, что, по мнению Карамзина, Новгород находится в безвыходном положении — его присоединение неизбежно. Москва слишком сильный соперник для Новгорода, поэтому его сопротивление «только безрассудно» (хотя автор и проявляет к нему сочувствие).
Я согласен с точкой зрения Карамзина, так как невозможно при создании централизованного государства и единой системы правления наличие двух центров власти. Присоединение Новгорода — исправление этой ошибки, и это должно было произойти в связи с усилением Московской власти.
Для успешного определения авторской позиции учащемуся необходимо определить: почему и чему именно автор уделяет наибольшее внимание, почему и каким образом он описывает события, почему и чьи позиции он защищает, — то есть, осуществить интерпретацию исторического источника.
В обобщённом виде выполненную учащимися работу можно представить следующим образом.
Таблица 1
№ задания | Уровни понимания текста | Применяемые общеучебные и предметные навыки | Фазы чтения текста |
1 | Выявление информации | – отделение главного от второстепенного – выявление необходимых элементов информации – сравнение содержащейся в двух текстах информации | Раскрытие содержания текста |
2 | Осмысление | – сопоставительный анализ источников – оценивание источника, события с определённой позиции – установление причинно-следственных связей | Интерпретация |
3 | Осмысление | – определение позиции автора – соотнесение новой информации с имеющимися знаниями | Интерпретация |
4 | Преобразование | – определение собственной точки зрения – аргументация собственного мнения | Присвоение |
В результате мы видим, что ученик при выполнении заданий последовательно осуществил все этапы работы с текстом:
• выявил необходимую информацию;
• осмыслил текстовую и подтекстовую информацию;
• определил собственное отношение к информации.
Однако успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом на уроке. Таким образом, мы подошли ко второй составляющей «грамотности чтения» — созданию условий для заинтересованной работы школьников с информацией.
В связи с этим следует отметить, что тексты на уроках истории изучаются достаточно часто, однако проблема заключается в том, что они являются, как правило, приложением к параграфу учебника. При таком использовании тексты не несут самостоятельной смысловой нагрузки и воспринимаются учащимися как нечто обязательно-безусловное, требующее уже заложенного кем-то ответа. Подобный подход к работе с текстом не оставляет простора для творчества, поиска ответов, рассуждений, то есть не вызывает желания погружаться в текст и анализировать его.
Поэтому особо хочется подчеркнуть важность использования текста как самостоятельного объекта познания, а также как основы для изучения той или иной темы (вопроса). В такой ситуации ученики проявляют заинтересованность в работе с информацией, выдвигают и обосновывают свои предположения, вспоминают пройденный материал, самостоятельно получают новые знания.
Рассмотрим возможность организации такой деятельности на примере изучения темы «Великая греческая колонизация» при работе с документом: