Из капитулярия Карла Великого «Об областях Саксонии»

3. Кто ворвётся в церковь силою, или возьмёт оттуда что-либо силою или тайком, или сожжёт саму церковь,— да будет казнён смертью...

5. Подобным образом подлежит епископа, пресвитера или дьякона...

7. Кто сожжёт по языческому обряду тело умершего и обратит в пепел его кости,— да будет казнён смертью...

8. Кто из племени саксонского будет впредь уклоняться от крещения, не явится для совершения над ним этого таинства, желая оставаться в языческой вере,— будет казнён смертью...

11. Подлежит смертной казни всякий, кто нарушит верность государю королю...

12. Так же будет и тот, кто убьёт своего господина или госпожу...

Если к капитулярию Карла Великого «Об областях Саксонии» (между 775 и 790 гг.) добавить историческую карту соответствующего периода, получим текст в сочетании с иллюстративным материалом.

При такой подаче информации вариант задания может быть следующим:

1. Определить направления завоеваний Карла Великого.

2. Объяснить особое упорство в завоевании Карлом областей Саксонии.

3. Сделать вывод об успешности завоеваний Карла Великого.

Из приведённых примеров видно, что задачи использования текстов, а также направления изучения темы непосредственно связаны с тем, какие виды информации и варианты её компоновки предлагаются учащимся.

Таким образом, мы убедились, что текст на уроках истории может играть вполне самостоятельную роль. Для этого учителю следует учесть ряд аспектов: какие тексты использовать на уроке, в ходе изучения каких тем и с какой целью (подразумевая конкретную пользу для учащихся). Только при соблюдении этих условий можно утверждать, что изучение текстовой информации превратится для учащихся в интеллектуально-творческий процесс и станет основой для решения проблемы «грамотности чтения».

Вопросы к лекции №4

Перечислите и охарактеризуйте виды текстовой информации, которые следует использовать на уроках. С какими текстами можно работать на уроке?

Как соотносятся уровни понимания и освоения текстов с овладением основными учебными навыками учащихся?

Какими способами, по вашему мнению, можно разнообразить деятельность учащихся на уроке при работе с историческими текстами? Предложите свои варианты.

Сформулируйте, что такое исторический источник и чем он отличается от исторических остатков (историографии). Как, по вашему мнению, следует знакомить учащихся с элементарными сведениями по источниковедению?

Список литературы к лекциям № 4, 5 будет опубликован в №21/2009.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: