Эффективность контейнерного и пакетного способов перевозки грузов

Задание 1. Изучить теоретический материал.

Задание 2. Письменно ответить на вопросы:

Контрольные вопросы.

1.В чем сущность КТС (контейнерной транспортной системы)

2. В чем преимущество и экономическая эффективность контейнерного и пакетного способов перевозки грузов.

Преподаватель Кримарчук Т.Л.



ЛЕКЦИЯ

 

ПЛАН

Контейнерные пункты

 - обменные контейнерные пункты, терминалы

 - преимущество и экономическая эффективность контейнерного и пакетного способов перевозки грузов

Контейнерные пункты

 

В развитии контейнерных перевозок перегрузочные контейнерные пункты, создаваемые в тран­спортной сети, выполняют важнейшую роль. Толь­ко на железнодорожном транспорте в нашей стра­не открыто около 1200 контейнерных пунктов, ос­нащенных современными средствами механизации погрузочно-разгрузочных операций с контейнера­ми. Значительная часть их оборудована козловыми самомонтирующимися кранами грузоподъемностью 7,5—10 т, приспособленными для выполнения по­грузочно-разгрузочных работ с среднетоннажными контейнерами. Контейнерные пункты в крупных городах оснащены кранами грузоподъемностью 20 и 32 т, предназначенными для работы с крупнотон­нажными контейнерами.

. В связи с развитием контейнерных перевозок в системе автомобильного транспорта общего поль­зования создают контейнерные пункты, оснащен­ные комплексом технических средств и предназна­ченные для выполнения погрузочно-разгрузочных, складских и коммерческих операций с контейнера­ми, а также работ, связанных с техническим об­служиванием и мелким ремонтом контейнеров. Не­которые из них оборудованы кранами грузоподъ­емностью 20—25 т, что позволяет использовать их для погрузки и выгрузки крупнотоннажных кон­тейнеров.

Контейнерные пункты устраивают с открытыми площадками с покрытием: асфальтобетонным, ас­фальтовым, булыжным, щебеночным или из ка­менной брусчатки, имеющими продольный или по­перечный уклон, равный 2—5%. Контейнеры на площадке расстанавливают в несколько рядов. Между рядами устраивают проходы шириной 0,6 м для стропальщиков и весовщиков. Через каждые 25—45 м предусматривают поперечные проезды шириной 4 м, необходимые для подачи автомобилей и обеспечения противопожарной безопасности. Площадки на контейнерных пунктах разделяют на участки, специализированные по прибытию, отправ­лению и по назначению. Отдельные участки по на­значению могут иметь постоянную специализацию. Размеры участков определяются объемом перево­зок или работ.

Погрузочно-разгрузочные операции с контейне­рами у грузоотправителей и грузополучателей дол­жны выполняться только механизированным спо­собом (со снятием контейнеров с автомобилей, прицепов или полуприцепов). Для улучшения орга­низации контейнерных перевозок и механизации погрузочно-разгрузочных работ на крупных пред­приятиях, на торгово-оптовых базах с постоянны­ми контейнеропотоками создают обменные контей­нерные пункты, предназначенные для обслуживания нескольких грузовладельцев, расположенных в данном микрорайоне.

Все обменные пункты, включая кустовые, рас­полагают определенным обменным фондом контей­неров. Они осуществляют весь комплекс работы по организации их завоза и вывоза, полное транспортно-экспедиционное обслуживание грузополу­чателей и грузоотправителей и механизацию погрузочно-разгрузочных операций. Удобными маши­нами для обменных контейнерных пунктов являют­ся автопогрузчики с безблочной стрелой или авто­мобильные краны.

В связи с предварительным заполнением грузом контейнеров у грузоотправителей и освобождением контейнеров от груза у получателей в отсутствие транспортных средств, а также за счет предвари­тельного оформления документов обменные кон­тейнерные пункты позволяют значительно повы­сить производительность автомобилей путем со­кращения их простоев под погрузочно-разгрузочными операциями. Количество таких контейнерных пунктов в стране может быть значительным.

При использовании тягачей с оборотными по­луприцепами на контейнерных пунктах транспорт­ный процесс может быть организован с предвари­тельной погрузкой контейнеров на полуприцепы в отсутствие тягача. В этом случае простои тягачей в контейнерных пунктах не превышают 3—5 мин.

Крупные контейнерные пункты оборудуют со­временными средствами связи (радиотелефонная связь, система телевидения), позволяющей обеспе­чить четкое взаимодействие подвижного состава и погрузочно-разгрузочных операций с контейнера­ми. При наличии такой связи диспетчер, постоянно располагая сведениями об использовании каждой погрузочно-разгрузочной машины внутри пункта и подвижного состава на линии, может своевременно регулировать их работу.

Дальнейшее развитие и совершенствование кон­тейнерных перевозок грузов в нашей стране харак­теризуются созданием контейнерной транспортной системы (КТС), представляющей собой (в соот­ветствии с ГОСТ 21390—83 «Контейнерная транс­портная система. Термины и определения») орга­низационно-технический комплекс, действующий на единой основе планирования и учета, согласо­ванных технологических и унифицированных коммерческо-правовых норм перевозок, применения стандартных контейнеров, соответствующих им тех­нических средств и обеспечивающий эффективную поставку одним или несколькими видами транспор­та от мест производства до мест потребления.


 


Эффективность контейнерного и пакетного способов перевозки грузов

Большое внимание к этим прогрессивным пере­возочным технологиям вызвано тем, что такие пере­возки обеспечивают значительный народнохозяй­ственный эффект, который получается в результа­те механизации погрузочно-разгрузочных работ, сокращения простоя подвижного состава под по­грузкой и разгрузкой, экономии материалов на та­ру и упаковку грузов, обеспечения сохранности грузов, снижения затрат на перевозку и погрузочно-разгрузочные работы.

Важнейшим преимуществом перевозок грузов в контейнерах и в пакетированном виде является ликвидация тяжелого ручного труда на погрузоч­но-разгрузочных и внутрискладских операциях. Экономия за счет этого зависит от вида перевози­мого груза и количества перегрузочных операций, заменяемых механизированным способом. Этот ис­точник экономии в наиболее полной мере проявится при смешанных перевозках, где число пе­регрузочных операций является наибольшим. В этом отношении пакетный способ перевозки по равнению с контейнерным может обеспечить до­полнительные преимущества за счет механизации не только погрузочно-разгрузочных, но и внутри-складских, внутрицеховых и внутризаводских подъемно-транспортных операций. На автомобильном транспорте затраты на погрузочно-разгрузочные работы при пакетных перевозках грузов со­кращаются в среднем в 4—5 раз.

Значительная экономия обеспечивается в результате сохранности грузов при перевозке. При­менение контейнеров и поддонов позволяет ликви­дировать или по крайней мере значительно сокра­тить потери груза в результате порчи и поврежде­ний, неизбежных при погрузочно-разгрузочных ра­ботах, выполняемых вручную. Например, при до­ставке стекла в смешанном сообщении обычным 1'пособом потери в результате боя составляют 15— 20 % от всего выпуска, а при контейнерном спосо­бе перевозки эти потери не превышают 1,5%. При перевозке порошкообразных грузов (цемент, известь) навалом потери составляют 3—15%, а при перевозке в контейнерах не более 1,0%. При перевозке автомобилями кирпича навалом потери со­ставляют не менее 12—15%, а при доставке в па­кетированном виде 2—3 %.

Следует особенно тщательно учитывать эконо­мию за счет сокращения расходов на тару. Изве­стно, что многие промышленные и продовольствен­ные грузы, сырье, запасные части упаковывают или затаривают перед отправкой потребителям. Гак, при перевозках автомобильных запасных час-гей расходы на тару и упаковку составляют в среднем 27,0 р. на 1 т, а при перевозках трикотажных изделий, игрушек расходы составляют 70— 120 р. на 1 т.

При использовании контейнеров и ящичных поддонов многие виды грузов можно перевозить либо без тары, либо в облегченной таре или цехо­вой упаковке. Расходы по эксплуатации контейне­ров и поддонов являются незначительными (не бо­лее 1—2 % от расходов при перевозках грузов в ящичной таре), так как каждый контейнер или поддон за весь срок службы делает сотни оборо­тов.

Применение контейнеров уменьшает потреб­ность в складских помещениях, поскольку кратко­срочное хранение грузов можно обеспечить в са­мих контейнерах. Учитывая, что стоимость строи­тельства 1 м2 площади контейнерной площадки примерно в 3 раза меньше стоимости 1 м2 площади крытых складских помещений, контейнерный спо­соб транспортирования грузов может создать до­полнительную экономию за счет сокращения капи­тальных вложений в строительство складских по­мещений. Стоимость контейнеров зависит от применяе­мых материалов, грузоподъемности и особенно от выпускаемого количества (размера единиц).

Амортизационный срок службы контейнеров составляет 20 лет для металлических и 12 лет для деревометаллических. Этот срок службы установ­им! для контейнеров, эксплуатируемых в смешан­ном сообщении. Для контейнеров, эксплуатируемых в прямом автомобильном сообщении, срок службы принимают в 2—3 раза меньше, поскольку на автотранспорте они эксплуатируются интенсив­нее. Срок службы поддонов обычно принимают не ее 2—3 лет.

Необходимое количество поддонов или контей­неров рассчитывают после тщательного анализа работы грузоотправителей, грузополучателей и транспорта. Исходными данными для рас­чета являются годовой объем грузов, предъявляе­мых для перевозки на поддонах или в контейне­рах, принятый тип поддона или контейнера (его грузоподъемность или грузовместимость, габарит­ные размеры), вид и характер перевозимого груза, время оборота поддона или контейнера, определя­емое продолжительностью пребывания поддона (контейнера) от одной загрузки до другой.

Время оборота складывается из времени на­хождения груженого поддона (контейнера) у гру­зоотправителя, времени на перевозку и производ­ство погрузочно-разгрузочных работ, времени пре­бывания у грузополучателя (в груженом и в по­рожнем состоянии), времени на возврат поддона (контейнера) владельцу или доставку его другому грузовладельцуи времени в ожидании загрузки. Время оборота универсальных контейнеров мас с ойбрутто 3,0 т и 5,0 т, эксплуатируемых в сме­шанном автомобильно-железнодорожном сообщении, составляет в среднем 14 сут, а время оборота контейнеров, эксплуатируемых в прямом автомо­бильном сообщении, часто составляет 1 сут.

Для повышения эффективности контейнерных и пакетных перевозок грузов и сокращения потреб­ных для них капиталовложений время оборота контейнеров и поддонов необходимо сокращать главным образом за счет уменьшения времени их пребывания у грузоотправителей и грузополучате­лей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: