Задание 1. Изучить теоретический материал.
Задание 2. Письменно ответить на вопросы:
Контрольные вопросы.
1.В чем сущность КТС (контейнерной транспортной системы)
2. В чем преимущество и экономическая эффективность контейнерного и пакетного способов перевозки грузов.
Преподаватель Кримарчук Т.Л.
ЛЕКЦИЯ
ПЛАН
Контейнерные пункты
- обменные контейнерные пункты, терминалы
- преимущество и экономическая эффективность контейнерного и пакетного способов перевозки грузов
Контейнерные пункты
В развитии контейнерных перевозок перегрузочные контейнерные пункты, создаваемые в транспортной сети, выполняют важнейшую роль. Только на железнодорожном транспорте в нашей стране открыто около 1200 контейнерных пунктов, оснащенных современными средствами механизации погрузочно-разгрузочных операций с контейнерами. Значительная часть их оборудована козловыми самомонтирующимися кранами грузоподъемностью 7,5—10 т, приспособленными для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с среднетоннажными контейнерами. Контейнерные пункты в крупных городах оснащены кранами грузоподъемностью 20 и 32 т, предназначенными для работы с крупнотоннажными контейнерами.
|
|
. В связи с развитием контейнерных перевозок в системе автомобильного транспорта общего пользования создают контейнерные пункты, оснащенные комплексом технических средств и предназначенные для выполнения погрузочно-разгрузочных, складских и коммерческих операций с контейнерами, а также работ, связанных с техническим обслуживанием и мелким ремонтом контейнеров. Некоторые из них оборудованы кранами грузоподъемностью 20—25 т, что позволяет использовать их для погрузки и выгрузки крупнотоннажных контейнеров.
Контейнерные пункты устраивают с открытыми площадками с покрытием: асфальтобетонным, асфальтовым, булыжным, щебеночным или из каменной брусчатки, имеющими продольный или поперечный уклон, равный 2—5%. Контейнеры на площадке расстанавливают в несколько рядов. Между рядами устраивают проходы шириной 0,6 м для стропальщиков и весовщиков. Через каждые 25—45 м предусматривают поперечные проезды шириной 4 м, необходимые для подачи автомобилей и обеспечения противопожарной безопасности. Площадки на контейнерных пунктах разделяют на участки, специализированные по прибытию, отправлению и по назначению. Отдельные участки по назначению могут иметь постоянную специализацию. Размеры участков определяются объемом перевозок или работ.
Погрузочно-разгрузочные операции с контейнерами у грузоотправителей и грузополучателей должны выполняться только механизированным способом (со снятием контейнеров с автомобилей, прицепов или полуприцепов). Для улучшения организации контейнерных перевозок и механизации погрузочно-разгрузочных работ на крупных предприятиях, на торгово-оптовых базах с постоянными контейнеропотоками создают обменные контейнерные пункты, предназначенные для обслуживания нескольких грузовладельцев, расположенных в данном микрорайоне.
|
|
Все обменные пункты, включая кустовые, располагают определенным обменным фондом контейнеров. Они осуществляют весь комплекс работы по организации их завоза и вывоза, полное транспортно-экспедиционное обслуживание грузополучателей и грузоотправителей и механизацию погрузочно-разгрузочных операций. Удобными машинами для обменных контейнерных пунктов являются автопогрузчики с безблочной стрелой или автомобильные краны.
В связи с предварительным заполнением грузом контейнеров у грузоотправителей и освобождением контейнеров от груза у получателей в отсутствие транспортных средств, а также за счет предварительного оформления документов обменные контейнерные пункты позволяют значительно повысить производительность автомобилей путем сокращения их простоев под погрузочно-разгрузочными операциями. Количество таких контейнерных пунктов в стране может быть значительным.
При использовании тягачей с оборотными полуприцепами на контейнерных пунктах транспортный процесс может быть организован с предварительной погрузкой контейнеров на полуприцепы в отсутствие тягача. В этом случае простои тягачей в контейнерных пунктах не превышают 3—5 мин.
Крупные контейнерные пункты оборудуют современными средствами связи (радиотелефонная связь, система телевидения), позволяющей обеспечить четкое взаимодействие подвижного состава и погрузочно-разгрузочных операций с контейнерами. При наличии такой связи диспетчер, постоянно располагая сведениями об использовании каждой погрузочно-разгрузочной машины внутри пункта и подвижного состава на линии, может своевременно регулировать их работу.
Дальнейшее развитие и совершенствование контейнерных перевозок грузов в нашей стране характеризуются созданием контейнерной транспортной системы (КТС), представляющей собой (в соответствии с ГОСТ 21390—83 «Контейнерная транспортная система. Термины и определения») организационно-технический комплекс, действующий на единой основе планирования и учета, согласованных технологических и унифицированных коммерческо-правовых норм перевозок, применения стандартных контейнеров, соответствующих им технических средств и обеспечивающий эффективную поставку одним или несколькими видами транспорта от мест производства до мест потребления.
Эффективность контейнерного и пакетного способов перевозки грузов
Большое внимание к этим прогрессивным перевозочным технологиям вызвано тем, что такие перевозки обеспечивают значительный народнохозяйственный эффект, который получается в результате механизации погрузочно-разгрузочных работ, сокращения простоя подвижного состава под погрузкой и разгрузкой, экономии материалов на тару и упаковку грузов, обеспечения сохранности грузов, снижения затрат на перевозку и погрузочно-разгрузочные работы.
Важнейшим преимуществом перевозок грузов в контейнерах и в пакетированном виде является ликвидация тяжелого ручного труда на погрузочно-разгрузочных и внутрискладских операциях. Экономия за счет этого зависит от вида перевозимого груза и количества перегрузочных операций, заменяемых механизированным способом. Этот источник экономии в наиболее полной мере проявится при смешанных перевозках, где число перегрузочных операций является наибольшим. В этом отношении пакетный способ перевозки по равнению с контейнерным может обеспечить дополнительные преимущества за счет механизации не только погрузочно-разгрузочных, но и внутри-складских, внутрицеховых и внутризаводских подъемно-транспортных операций. На автомобильном транспорте затраты на погрузочно-разгрузочные работы при пакетных перевозках грузов сокращаются в среднем в 4—5 раз.
|
|
Значительная экономия обеспечивается в результате сохранности грузов при перевозке. Применение контейнеров и поддонов позволяет ликвидировать или по крайней мере значительно сократить потери груза в результате порчи и повреждений, неизбежных при погрузочно-разгрузочных работах, выполняемых вручную. Например, при доставке стекла в смешанном сообщении обычным 1'пособом потери в результате боя составляют 15— 20 % от всего выпуска, а при контейнерном способе перевозки эти потери не превышают 1,5%. При перевозке порошкообразных грузов (цемент, известь) навалом потери составляют 3—15%, а при перевозке в контейнерах не более 1,0%. При перевозке автомобилями кирпича навалом потери составляют не менее 12—15%, а при доставке в пакетированном виде 2—3 %.
Следует особенно тщательно учитывать экономию за счет сокращения расходов на тару. Известно, что многие промышленные и продовольственные грузы, сырье, запасные части упаковывают или затаривают перед отправкой потребителям. Гак, при перевозках автомобильных запасных час-гей расходы на тару и упаковку составляют в среднем 27,0 р. на 1 т, а при перевозках трикотажных изделий, игрушек расходы составляют 70— 120 р. на 1 т.
При использовании контейнеров и ящичных поддонов многие виды грузов можно перевозить либо без тары, либо в облегченной таре или цеховой упаковке. Расходы по эксплуатации контейнеров и поддонов являются незначительными (не более 1—2 % от расходов при перевозках грузов в ящичной таре), так как каждый контейнер или поддон за весь срок службы делает сотни оборотов.
|
|
Применение контейнеров уменьшает потребность в складских помещениях, поскольку краткосрочное хранение грузов можно обеспечить в самих контейнерах. Учитывая, что стоимость строительства 1 м2 площади контейнерной площадки примерно в 3 раза меньше стоимости 1 м2 площади крытых складских помещений, контейнерный способ транспортирования грузов может создать дополнительную экономию за счет сокращения капитальных вложений в строительство складских помещений. Стоимость контейнеров зависит от применяемых материалов, грузоподъемности и особенно от выпускаемого количества (размера единиц).
Амортизационный срок службы контейнеров составляет 20 лет для металлических и 12 лет для деревометаллических. Этот срок службы установим! для контейнеров, эксплуатируемых в смешанном сообщении. Для контейнеров, эксплуатируемых в прямом автомобильном сообщении, срок службы принимают в 2—3 раза меньше, поскольку на автотранспорте они эксплуатируются интенсивнее. Срок службы поддонов обычно принимают не ее 2—3 лет.
Необходимое количество поддонов или контейнеров рассчитывают после тщательного анализа работы грузоотправителей, грузополучателей и транспорта. Исходными данными для расчета являются годовой объем грузов, предъявляемых для перевозки на поддонах или в контейнерах, принятый тип поддона или контейнера (его грузоподъемность или грузовместимость, габаритные размеры), вид и характер перевозимого груза, время оборота поддона или контейнера, определяемое продолжительностью пребывания поддона (контейнера) от одной загрузки до другой.
Время оборота складывается из времени нахождения груженого поддона (контейнера) у грузоотправителя, времени на перевозку и производство погрузочно-разгрузочных работ, времени пребывания у грузополучателя (в груженом и в порожнем состоянии), времени на возврат поддона (контейнера) владельцу или доставку его другому грузовладельцуи времени в ожидании загрузки. Время оборота универсальных контейнеров мас с ойбрутто 3,0 т и 5,0 т, эксплуатируемых в смешанном автомобильно-железнодорожном сообщении, составляет в среднем 14 сут, а время оборота контейнеров, эксплуатируемых в прямом автомобильном сообщении, часто составляет 1 сут.
Для повышения эффективности контейнерных и пакетных перевозок грузов и сокращения потребных для них капиталовложений время оборота контейнеров и поддонов необходимо сокращать главным образом за счет уменьшения времени их пребывания у грузоотправителей и грузополучателей.