Бюджетный дефицит и его финансирование. Государственный долг

 

Дефицит бюджета – это сумма, на которую за данный период расходы правительства превышают его доходы. Дефицит может быть вызван следующими причинами:

· падение доходов в результате кризисного состояния экономики;

· уменьшение налоговых поступлений в бюджет государства;

· увеличение расходов правительства (например, в период стихийных бедствий, во время военных действий или в результате реализации чрезмерных социальных программ);

· непоследовательная финансово-экономическая политика;

· необходимость развития приоритетных отраслей экономики, науки, что требует больших финансовых средств;

· рост государственных закупок.

Различают структурный дефицит и циклический дефицит госбюджета.

Структурный – это дефицит, заложенный в структуру доходов-расходов бюджета при его формировании. Реально дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого является спад производства, что, с одной стороны, приводит к уменьшению поступлений в централизованный фонд государства (в госбюджет), а с другой стороны – к увеличению государственных расходов на стабилизацию экономики.

Разность между фактическим (реальным) дефицитом и структурным называется циклическим дефицитом бюджета. Циклический дефицит является результатом циклического падения производства, сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных трансфертов в результате экономического спада. В случае, когда общая сумма доходов больше общей суммы расходов, возникает профицит бюджета. Если же сумма доходов и расходов равны, то это будет сбалансированный бюджет.

В государствах с нормально функционирующей рыночной экономикой бюджетный дефицит в пределах 4-5 % от ВВП – нормальное явление. Существует несколько вариантов финансирования бюджетного дефицита:

· эмиссия необходимого количества денег;

· увеличение налогов;

· внутренние и внешние займы (долговое финансирование).

Использование первого варианта (печатание денег) приводит к превышению денежной массы над объемом производимых в стране товаров, что неминуемо вызывает инфляцию со всеми ее негативными последствиями. Увеличение налогов снижает деловую активность предпринимательства, гасит стимулы к труду, что, в конечном итоге, снижает налоговые поступления. В странах с рыночной экономикой, в основном, выбирают третий вариант финансирования дефицита бюджета – займы. В таком случае государство выпускает ценные бумаги (облигации, акции), продает их населению, фирмам своей страны и за счет их продажи финансирует дефицит бюджета. Формируется внутренний и внешний государственный долг.

Государственный долг – это совокупность долговых обязательств страны. Его подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг – внутренняя задолженность государства предприятиям и населению. Может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь. Внешний государственный долг – суммарные денежные обязательства страны перед внешними кредиторами на определенный момент времени.

Целями внешних государственных займов являются:

· покрытия дефицита республиканского бюджета;

· пополнения валютных резервов;

· реализации инвестиционных проектов и государственных программ;

· решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

Если величина государственного долга превышает размеры ВВП более чем на 60%, это негативно сказывается на развитии экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: