Финансовая система. Государственный бюджет: понятие, доходы и расходы. Налоги, их виды

 

Эффективность развития любого государства в значительной мере зависит от развития его финансового сектора. Финансы возникли с появлением государства. Само понятие финансов связано с движением денежных средств. Однако финансы – это не деньги и не вещи. Финансы – это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств. Термин «финансы» означает платеж, доход.

Функции финансов:

· Распределительная – с помощью финансов осуществляется распределение финансовых ресурсов между сферами производства, бюджетами различных уровней власти, предприятиями, различными социальными группами.

· Контрольная – с помощью финансов осуществляется контроль над распределением и использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

· Стимулирующая функция способствует усовершенствованию производства, полной занятости, развитию научно-технического процесса и внедрению инноваций.

· Воспроизводственная функция состоит в том, что финансам принадлежит важная роль в процессе производства товаров и услуг, подготовки кадров, реализации программ социального развития и др.

Совокупность финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организаций, способствующих образованию, распределению и использованию денежных фондов, образуют финансовую систему страны. В финансовую систему (с точки зрения управления финансами) входят государственные (централизованные) и децентрализованные финансы.

Государственные (централизованные) – это совокупность денежных фондов, находящихся в руках государства. Они предназначены для финансового обеспечения присущих государству функций: экономических и политических. Например, охрана правопорядка в стране, оборона, развитие науки, реализация социальных программ и т.д. Централизованные финансы включают в себя бюджеты различных уровней власти (госбюджет, местные бюджеты), внебюджетные фонды, государственный кредит.

Важное место в государственных финансах занимают внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социальной защиты, фонд занятости, фонд обязательного имущественного страхования и др. Средства внебюджетных фондов формируются за счет специальных целевых отчислений и используются на финансирование специальных целевых программ. Например, средства фонда занятости используются на финансирование пособий по безработице.

Децентрализованные финансы – система денежных фондов, обеспечивающих процесс воспроизводства в рамках отдельных предприятий и организаций. Структура децентрализованных финансов: финансы предприятий; финансы учреждений и организаций.

Главным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Государственный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов, существующий в виде баланса денежных доходов и расходов государства. Обычно госбюджет составляется на 1 год. Проект госбюджета обсуждается и принимается парламентом страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Основные принципы построения госбюджета – полнота, единство, реальность и гласность.

Функции госбюджета:

· Распределительная (через все звенья финансовой системы перераспределяется до 60 % национального дохода, а через госбюджет – до 40 %);

· Регулирующая (средства госбюджета используются для регулирования процесса производства, снижения уровня безработицы и стабилизации экономики в целом);

· Контрольная (в движении бюджетных ресурсов проявляется финансовое состояние экономики, что позволяет его контролировать);

· Стимулирующая (за счет средств госбюджета финансируются научно-исследовательские программы);

· Социальная (бюджетные средства используются в решении социальных проблем: пенсии, помощь безработным и т.д.).

Совокупность бюджетов, основанных на экономических отношениях и юридических нормах, образуют бюджетную систему. Построение бюджетной системы соответствует государственному устройству страны. В странах с унитарным устройством он включает центральный бюджет и местные бюджеты (Беларусь).

Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Расходы бюджета связаны с функциями государства и обусловливаются приоритетами социально-экономической политики (расходы на оборону, социальную сферу, на обслуживание государственного долга и т.д.).

Формирование доходной части госбюджета происходит, главным образом, через налоговую систему (акцизы, НДС, на прибыль и др.). К неналоговым доходам относят займы и поступления от продажи государственной собственности.

Важнейшая задача любого государства – создание эффективной системы налогообложения. Основным элементом налогообложения являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.

Функции налогов:

· Фискальная (непрерывное обеспечение государства финансовыми ресурсами);

· Распределительная (перераспределение доходов между государственным и местными бюджетами, социальными группами населения, сферами экономики, что обеспечивает экономическую и социальную стабильность в стране. Поэтому распределительную функцию часто называют социальной;

· Стимулирующая (государство посредством предоставления налоговых льгот создает условия для роста деловой активности, т.е. стимулирует социально-экономическую деятельность предпринимателей и граждан);

· Регулирующая (через налоги можно целенаправленно воздействовать на развитие производства).

Основные принципы налогообложения: всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования); обязательность (все субъекты обязаны уплачивать налоги); однократность (с объекта налог должен взиматься один раз); гибкость (налоговая ставка должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики); равнонапряженность (взимание налогов должно осуществляться по единой налоговой ставке со всех субъектов хозяйствования).

В ходе эволюции налогообложения возникает налоговая система – законодательно закрепленная совокупность налогов, способов их взимания и принципов налогообложения. Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. Выделяют:

· Прямые налоги – это налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог на прибыль и др.;

· Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др. Их платит потребитель товара, но перечисляются они в налоговые органы предприятиями.

Выделяют прогрессивные налоги (средняя ставка повышается по мере роста дохода); регрессивные налоги (средняя ставка понижается по мере роста дохода); пропорциональные налоги (средняя ставка остается неизменной).

Общие налоги – это налоги, которые вводятся для формирования бюджета в целом (НДС, налог на недвижимость и др.). Целевые (специальные) налоги имеют строго определенное назначение. Они зачисляются в государственные бюджетные и внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, дорожный фонд и др.)

В зависимости от органа, который взимает налог, налоги делятся на государственные и местные. Государственные налоги зачисляются в центральный бюджет (акцизы, НДС, налог на прибыль и др.). Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: