Крылатые выражения представляют собой высказывания знаменитых людей, либо же цитаты литературных произведений, которые прочно вошли в речь, и являются определением того или иного действия, события или предмета. Пословицы и поговорки имеют свои корни в прошлом народа.
Это своеобразная фольклорная мудрость, которая не потеряла своей актуальности и по сегодняшний день. Благодаря этим языковым приемам мы имеем возможность более ярко выражать свои мысли и придавать своей речи острого, а иногда и саркастического, смысла.
Ярким предметом крылатого выражения являются слова Галилео Галилея произнесенные во время инквизиционного суда, в знак подтверждения верности своей теории о вращении Земли вокруг Солнца: «А все-таки она вертится», что означает преданность своим взглядам и отторжение чужой ложной позиции.
Несравненные русские пословицы, которые дошли до нас через многие столетия, также неотъемлемы в русском языке. Что более ярко может описать преждевременную, ни чем не подкрепленную радость человека, чем старая русская пословица «Не дождавшись вечера и хвалить нечего»!
|
|
В поговорках и пословицах заложена мудрость народа, его глубинное понимание окружающих вещей, которое находит выход в острых выражениях. Древнерусские пословицы часто основываются на исторических событиях и языческих верованиях.
Пословица, «Какой хан, такая и орда», зародилась еще в период нашествия татаро-монгольского ига и означает то, что от руководителя зависит, каким будет его подчиненный, будь-то глава государства, семьи или армии. В пословице «Егорий да Влас – хозяйству глаз» отображается верования славян в богов, которые покровительствуют земледельцам.
Поговорки представляют собой устойчивые выражения, которые часто употребляются в разговоре в форме сравнения. Они предают речи особенную наглядность. Яркими примерами поговорок являются выражения: «как две капли воды» (похожи друг с другом), «как снег на голову» (внезапно), «на помине легок» (при нежданном появлении человека, о котором был разговор в эту минуту).
Как правильно проводить словообразовательный разбор
Словообразовательный разбор – это лингвистический метод, с помощью которого происходит определение способа образования того или иного слова.
Порядок проведения словообразовательного разбора:
1. Первично следует определить тип основы анализируемого слова, которая бывает производной и непроизводной. В случае если основа слова оказывается непроизводной, дальнейший словообразовательный разбор невозможен.
Например: луг, лес
2. Следует подобрать к анализируемому слову производящее слово, от которого оно образовалось. Такое слово должно быть родственно анализируемому слову, близким по лексическому значению и своей структуре. Следует помнить, что подбор производящего слова является ключевым звеном во всем словообразовательном разборе. При ошибке, допущенной на этой стадии, последующий разбор будет неверным.
|
|
Пример: спортсменка – производящее слово: спорт
3. На этой стадии следует установить, на чем основывается производящая база слова – суффиксы или префиксы, предварительно выделив их.
4. Выделяются те части слов, которые образовывают новое слово. К примеру: поднебесный – под небом.
5. Заключительный этап – определение способа образования слова. Способ словообразование представляет собой сам процесс формирования производной основы от производящей. В словообразования допустимы комбинации разных способов. Не следует отождествлять понятия способа и средства словообразования.
Если средством словообразования выступает суффикс, то способ является суффиксальным. При комбинации суффикса и префикса – суффиксально – префиксальным. Средством словообразования также является метод сложения основ, как это происходит в слове нефтепровод (здесь есть две основы: нефть и провод).
Для русского языка характерны следующие способы словообразования:
1. приставочный: пригород – город, поехать – ехать
2. суффиксальный: толпище – толпа, выдумщик – выдумать
3. приставочно – суффиксальный: втихаря – тихо, подоконник – окно
4. бессуффиксальный: высь – высокий, синь – синий
5. сложение и суффиксация: вагоноремонтный, головоломка.
6. сложение основ: лесостепь
7. Сокращение основы: зав (заведующий), ком (коммунистический), зам (заместитель).
8. Аббревиация – сложносокращенные слова: военком, КПСС, РФ,
9. изменение той или иной части речи: столовая, больной.
Словообразовательный разбор следует разграничивать от формообразовательного разбора. Различие между формой слова и новым словом заключается в том, что последнее должно иметь новое лексическое значение. Например: от прилагательного дерзкий с помощью суффикса образовываем слово дерзость, которое имеет иное значение, более того, относиться к другой части речи.
В отдельных случаях в словообразовательном разборе следует вводить два этапа
К примеру:
Увядший
1. увядший – увядать (формообразование). Причастие увядший образовалось от неопределенной формы глагола увядать.
2. увядать – вянуть (приставочный). Глагол увядать образовался от глагола вянуть приставочным способом.
Формы и функции частей речи
Данная статья представляет урок–лекцию, основной метод - эвристический, приём - слово учителя. Учитель повторяет уже знакомый материал и знакомит с новыми понятиями и терминами. Задание для учеников - составить тезисный план лекции, выписать новые понятия, привести собственные примеры по данному материалу, найти виды классификаций частей речи в истории языкознания.