Самюэл Батлер (1612—1680)

Голод и болезни, войны и стихийные бедствия — всё объясняли происками дьявола. Это было вполне естественно для простого люда, испытавшего на себе все эти напасти. Но бесовское наваждение охватило и высший свет. Зачастую тон задавали высокопоставленные особы. Так, Екатерина Медичи окружила себя астрологами и магами. Их число в королевстве достигло сотни тысяч. По замечанию одного из них — «Франция вся целиком — колдунья».

Не составили исключения в сложившейся ситуации и многие учёные. Алхимия, магия, астрология почитались ими как научные занятия. Они с «успехом» практиковали сатанинскую медицину, изгоняя заклинаниями болезни из людей, вызванные бесовскими кознями.

Поборники веры старательно осваивали ими же разработанную демонологию — учение о ведьмах и колдунах. С усердием школяров штудировали «Молот ведьм». Это пособие, изданное для инквизиторов в 1487 г., поучало: «Всех, кто думает иначе, чем предписано, надо сжечь как колдунов».

Учитель на основе данной информации может легко проверить степень сформированности навыка постановки различных вопросов к тексту у учащихся, а также ввести их в сложный для осмысления период «переходного времени», который, благодаря поставленным учениками вопросам, будет восприниматься ими с большим пониманием. Приведу примеры вопросов, сформулированных учащимися.

Репродуктивные вопросы:

• что вызывало неудовлетворенность у людей?

• как учёные относились к распространению суеверий?

Продуктивные вопросы:

• можно ли считать утверждение «Франция вся целиком — колдунья» верным?

• многие учёные занимались алхимией, магией, астрологией. Почему они считали эту псевдонаучную деятельность наукой?

• если для простого люда естественна приверженность суевериям, то почему ими оказался охвачен и высший свет?

Проблемный вопрос:

• чем объясняется широкое распространение суеверий в век величайших научных открытий?

В дальнейшем закрепление и развитие навыка формулирования проблемного вопроса происходит при изучении периодов, неоднозначно трактующихся историками (объединение земель вокруг Москвы, правление Ивана Грозного, Смутное время, переходные периоды в истории, революции и т.д.). Рассмотрим вариант организации такой деятельности при изучении темы «Раннее Новое время». Учитель предлагает учащимся сформировать группы, которые получают предварительное задание — изучить процессы, события, факты, относящиеся к развитию европейских стран в XVI—XVII вв. Каждая группа выявляет и отбирает необходимый материал по конкретной сфере жизни общества: политической, социальной, экономической, духовной. Поскольку объём изучаемой информации достаточно велик, можно «сузить» область поиска для учеников, предложив им пары ключевых слов, например: дворяне — буржуазия, мануфактура — ремесленное производство, наука — религия.

На уроке, на основании собранной информации, группы выполняют следующие задания (каждая по своей сфере):

1. Определите характерные черты развития Европы в XVI—XVII вв.

2. Назовите ключевые идеи, явления, условия, влиявшие на ситуацию в Европе.

3. Выявите основные противоречия в процессах и явлениях данного периода.

4. Сформулируйте проблемные вопросы на основе выявленных противоречий.

5. Выявите присущую данному периоду историческую закономерность, подтвердите её «существование» примерами из изученного ранее материала.

Приведу варианты проблемных вопросов, сформулированных учащимися:

• почему буржуазия стремилась к приобретению дворянских льгот и привилегий, если она соперничала с дворянами и хотела стать самостоятельной политической силой?

• чем можно объяснить медленное внедрение и распространение изобретений и открытий в условиях быстрого развития науки и техники в европейских странах?

Подобная организация деятельности на уроке позволяет учителю проверить степень сформированности навыка постановки проблемных вопросов, а школьники при этом осваивают новую тему с применением проблемного метода изучения материала и учатся самостоятельно выявлять и формулировать исторические закономерности.

Кроме того, такая работа является хорошей основой для осуществления еще одного вида образовательной деятельности учащихся — составления проблемного доклада, которая предполагает:

• определение проблемы, способов её решения;

• самостоятельный анализ информации, взятой из различных источников;

• подбор аргументов, примеров;

• формулирование собственных выводов.

Так, при изучении темы «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва» учащимся предлагаются лишь направления для исследования, например, такие: «Пугачёв — Пётр III», «Указы Пугачёва», «Две свадьбы», по которым им необходимо собрать информацию, изучить её, выявить противоречия, на основании чего сформулировать темы проблемных докладов.

В результате учащиеся выходят на такие темы:

• поражение Пугачёва как расплата за несоответствие образу «природного» царя;

• подоплёка издания указов Пугачёвым на русском и немецком языках;

• одновременность свадьбы Пугачёва и свадьбы Павла Петровича — совпадение или замысел?

Работая над докладом, учащиеся самостоятельно оценивают событие, явление с определённой позиции, критически осмысливают информацию через постановку проблемных вопросов, формулируют и доказывают собственную точку зрения по проблеме, что обеспечивает комплексную работу с источниками и способствует углублению навыков осмысления текста. Кроме того, работа над проблемным докладом готовит учащихся к более сложному виду деятельности — научно-исследовательской, необходимой в старших классах.

В целом, развитие навыка постановки вопросов можно представить в виде схемы с условным названием «От постановки вопросов к межпредметным семинарам»:

В 7—8-й лекциях, завершающих курс, мы подробно остановимся на организации и проведении межпредметных семинаров в 9—11-х классах, требующих от учеников самостоятельного применения необходимых общеучебных навыков и проявления компетентностных качеств, а от учителя — тщательной подготовки и использования различных методических приёмов, т.е., всего того, о чём шла речь в предыдущих лекциях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: