Выгодно ли странам-транзитерам строительство трансевразийских коридоров?

Слайд 2.

Тема курсовой работы обладает актуальностью в связи с предприятием Правительством Финляндии ряд мер по улучшению экспортных возможностей финских производителей на пространстве Большой Евразии.

Формирование многополярного мира и развитие рынка Евразии открыло перед развитыми государствами новые возможности по установлению выгодных торговых отношений с развивающимися странами, что, наряду с кризисом Европейского союза, трансформацией мирового технологического уклада, замедлением экономического развития Европейского союза, увеличением конкуренции товаропроизводителей на европейском рынке и изменением конъектуры европейского рынка, обусловило меры финского Правительства по продвижению интересов финских экспортеров на рынках Евразии.

Слайд 3.

Целью данной работы является исследование внешнеэкономических и логистических возможностей Финляндии по интенсификации сотрудничества со странами Большой Евразии в условиях развития евразийских транспортных коридоров, увеличения объема внешней торговли стран Евразии и ЕС, роста рынков сбыта азиатских стран.

Объектом данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность Финляндии на пространстве Большой Евразии в условиях развития евразийских экономических процессов, формирования нового экономического пространства в Евразии и изменения транспортно-логистического ландшафта Евразии.

Предметом исследования являются внешнеэкономическая активность Финляндии в странах Евразии и развитие транспортно-логистических возможностей Финляндии.

Слайд 4.

Задачами данной курсовой работы являются: характеристика и анализ финской внешнеэкономической деятельности по отраслям, странам и ключевым компаниям, характеристика транзитных потоков, проходящих через Финляндию в Евразию, характеристика внешнеэкономических отношений Финляндии и стран ЕАЭС, оценка реэкспорта в структуре внешнеторговой деятельности Финляндии, анализ особенностей участия евроориентированной Финляндии в экономических процессах на пространстве Большой Евразии, оценка влияния европейской интеграции на формирование внешнеторговой политики Финляндии на пространстве Большой Евразии, оценка влияния тренда по формированию открытого и транспортно-доступного рынка Евразии на характер внешнеэкономической деятельности Финляндии, оценка перспектив увеличения экономического сотрудничества Финляндии со странами, не входящими в зону свободной торговли Европейского союза, анализ проектов транспортных коридоров в Евразии, оценка перспектив формирования транспортно-логистического хаба Европы в Финляндии, оценка перспектив внешнеэкономической деятельности Финляндии в различных зонах свободной торговли в Евразии, как участника европейского таможенного союза.

Слайд 5.

В работе было проведено всеобщее исследование

‒ Внешнеэкономической деятельности Финляндии на пространстве Евразии,

‒ Возможностей Финляндии как транспортно-логистического хаба Европы,

‒ Перспектив участия Финляндии в экономических процессах Евразии.

Слайд 6.

Структура исследования

 ВВЕДЕНИЕ

Часть I. Теоретическая часть

Идейная база работы

Понятийный аппарат.

Нормативно-правовая база

Правовая база в сфере международного движения капитала

Часть II. Характеристика внешнеэкономической деятельности Финляндии

Макроэкономические показатели и общая характеристика экономики Финляндии за 2016-2018 гг

Общая характеристика экспорта и импорта товаров Финляндии

Характеристика импорта и экспорта товаров Финляндии по отраслям

Инвестиционная активность Финляндии и участие страны в международном движении капитала

Внешнеэкономическая активность Финляндии в Евразии

Характеристика Финляндии как транспортного хаба

Транспортные и транзитные потоки Финляндии

Финский реэкспорт

Часть III. Перспективы финской внешнеэкономической деятельности на пространстве большой Евразии

Рынок евразийских регионов

Транзитные коридоры

Присутствие Финляндии в регионах Большой Евразии в контексте взаимоотношений ЕС и ЕАЭС

Перспективы Финляндии в Большой Евразии в контексте взаимоотношений с Россией

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 7.

Положение выносимое на защиту

• Финляндия имеет достаточный потенциал для осуществления более активной внешнеэкономической деятельности на пространстве Евразии,

однако перспективы участия страны в евразийских экономических процессах, в существующих условиях, маловероятны

Слайд 8.

Финляндия является членом Всемирной торговой организации (ВТО) с
1 января 1995 года и членом ГАТТ с 25 мая 1950 года.

Финляндия поддерживает усилия ЕС по либерализации международной торговли. Страна выступает за снятие барьеров в торговле товарами на общем рынке ЕС и дальнейшую гармонизацию правил, а также за устранение препятствий (в первую очередь, технических) в торговле с третьими странами, для чего предлагает всем третьим странам перейти на технические регламенты и стандарты, принятые в Евросоюзе.

Торговая политика страны строится в соответствии с Общей торговой политикой (ОТП) ЕС (Common Commercial Policy, CCP), которая проводится в целях сохранения Общего рынка ЕС и защиты общих интересов Сообщества.


Слайд 9.

Внешнеторговая деятельность Финляндии регулируется на двух уровнях. Уровень нормативного правового регулирования ЕС представлен тремя видами обязывающих нормативных актов ЕС и двумя видами, носящими не обязывающий, а рекомендательный характер.

Второй уровень - национальное законодательство Финляндии. Нормативное правовое регулирование в Финляндии представлено Конституцией Финляндии, законами и подзаконными актами.

Изготовитель продукции принимает на себя ответственность за соответствие товара требованиям законодательства ЕС, о чем должна свидетельствовать маркировка латинскими буквами «СЕ» на товаре. Товары, не имеющие маркировки «СЕ», не могут присутствовать на рынке Финляндии.

 

Слайд 10.

Значительный вклад в формирование экономического роста вносит внешняя торговля, в частности, около 40 % ВВП Финляндии формируется за счет экспорта товаров и услуг. За прошедший год объем экспорта товаров и услуг увеличился на 6,4 % благодаря возрастанию спроса на ряд позиций финской продукции на мировом рынке.

Оборот внешней торговли Финляндии товарами и услугами, по данным Таможни и Статистического центра Финляндии, составил 80,7% к уровню ВВП государства, достигнув в 2018 году 188,4 млрд. евро., увеличился на 6,8% по сравнению с уровнем предшествующего года, при этом наблюдался рост как в торговле товарами (+6,7% к уровню 2017 г.), так и услугами

Абсолютное значение внешнеторгового оборота товарами увеличилось до уровня 130,4 млрд. евро. Во внешней торговле товарами у Финляндии традиционно складывается отрицательное сальдо, которое в 2018 году составило 2 661 млн. евро. Внешний оборот товаров и услуг возрос на 6,9% (рисунок 4).

Финский экспорт товаров в 2018 году по сравнению с предыдущим годом в стоимостном выражении (в текущих ценах) увеличился на 7,0% и составил 63,9 млрд. евро

Основу финского экспорта, в соответствии с классификацией товаров СМТК, составляют машины и оборудование, целлюлозно-бумажная продукция и нефтепродукты

в 2018 году до уровня 58,0 млрд. евро. Экспорт услуг составил 27,8 млрд. евро, увеличившись на 5,1% к предшествующему году, импорт услуг достиг 30,2 млрд. евро, что на 9,5% больше, чем в 2017 г.

Слайд 11.

Евросоюз является ведущим торговым партнером Финляндии. На данную группу стран приходится 59,6% финского внешнеторгового оборота товаров. Удельный вес ЕС в финском экспорте равен 62,0%, а в финском импорте – 57,5%.

По итогам 2018 года Россия сохранила свои позиции в рейтинге основных стран-партнеров Финляндии. Среди отдельных стран ведущими партнерами Финляндии являются: Германия (удельный вес 15,3%), Швеция (10,6%), Россия (9,7%), Китай (6,3%), Нидерланды (6,1%) и США (5,0%) (рисунок 61).

Слайд 12.

Товарооборот с Россией во много раз превышает суммарный объем товарооборота Финляндии с остальными странами ЕАЭС– 97%

Слайд 13.

Дальнейшее устойчивое экономическое развитие Финляндии как государства всеобщего благосостояния возможно только при условии активного продвижения экономических интересов страны зарубежом. Особенно привлекательными, в этом плане, являются рынки Евразии, на которых, как доказано выше, присутствие Финляндии на данный момент ограничено.

Слайд 14.

В начале XXI века экономический центр мира переместился из Атлантического бассейна в Азиатско-тихоокеанский регион, в котором проживает несколько миллиардов человек, вследствие чего рынки евразийских государств стали особенно привлекательными для осуществления прямых иностранных инвестиций и экспорта продукции.

С каждым годом в странах Азиатско-тихоокеанского региона наблюдается рост покупательной способности населения, открываются инновационные производства.

Слайд 15.

Однако рынки Азии оказались привлекательными для инвесторов и предпринимателей не только по причине их большой емкости, но также вследствие целого ряда других причин:

- дешевизны факторов производства,

- дешевой высококвалифицированной рабочей силы,

- богатства регионов Азии природными ресурсами,

- долгосрочных перспектив устойчивого развития,

- богатого инновационного и научного капитала,

- наличия передовых производственных мощностей,

- природно-климатических условий, благоприятных для ведения хозяйственной деятельности.

Слайд 16.

Особое внимание мировые инвесторы и экспортеры стали уделять рынкам КНР и Шанхайской Организации сотрудничества. В настоящий момент эти рынки насчитывают в 1,5 и 3 млрд. человек населения соответственно. Доля ВВП стран ШОС (включая ВВП КНР) составляет 20 % валового продукта мировой экономики и, по прогнозам, будет составлять 38-40% ВВП мировой экономики к 2025 году.

Также обширными рынками Евразии являются: ЕАЭС с населением 184 млн, Индия с населением 1.5 млрд человек, рынки Юго-Восточной Азии, Южной Кореи и Японии.

Слайд 17.

Географическое положение Финляндии является периферийным в связи с чем формирование в Финляндии главного торгового и транспортно-логистического хаба Восточной Балтики нецелесообразно

Однако Финляндия обладает всей необходимой транспортной инфраструктурой для формирования на ее территории регионального транспортно-логистического узла, а именно…

- Протяженность дорожной сети в Финляндии составляет 454 000 км, с долей частных и лесных автодорог в 350 000 км, муниципальных уличных сетей – 26 000 км, государственных автомагистралей - 78 000 км

- Протяжённость финских железных дорог в Финляндии составила 5 926 км, долей электрифицированных дорог составляет 3 270 км

- Протяжённость водных фарватеров Финляндии составляет 16 300 км, 8 000 км внутренних водных путей и 8 300 км прибрежных фарватеры. В Финляндии расположено свыше 50 портов и 23 портовых города.

Слайд 18.

Тем не менее, через Финляндию может пройти участок Нового Шелкового пути, который свяжет Скандинавский полуостров и Китай.

Проект «Новый Шелковый путь» придаст дополнительный импульс развитию финской транспортной инфраструктуры. Строительство транспортных магистралей в рамках проекта «Новый шелковый путь» откроет финским предпринимателям широкие возможности по кооперации с иностранными предприятиями, осуществлению инвестиций и созданию совместных производств в странах Азии.

Слайд 19.

В Финляндии уже сейчас приступили к созданию транспортной инфраструктуры проекта «Новый Шелковый путь». Еще в 2016 году в финском городе Коувола был открыт единственный в Финляндии терминал дорожного и железнодорожного транспорта, через который в Азию стали поставляться финские пиломатериалы. Финские власти надеются, что Коувола станет центром грузового железнодорожного транспорта между Азией и Европой.

Слайд 20.

Выгодно ли странам-транзитерам строительство трансевразийских коридоров?

Еще одним проектом с финским участием, реализуемым в рамках инициативы «Один пояс – один путь», является проект Smart Silk Way («Умный Шелковый путь»),  направлен на развитие транспортной инфраструктуры транспортного коридора «Европа-Россия-Китай»: модернизацию дорог, внедрение систем управления автомобильными потоками и т.д.

Таким образом, проект «Новый шелковый путь» уже сейчас стимулирует развитие финской транспортной инфраструктуры, однако участие Финляндии в проекте «Новый шелковый путь» возможно только в качестве периферийной страны, обслуживающей региональные транспортные потоки на пути из Северной Европы в Китай.

Слайд 21.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: