Социальной политики в Казахстане

ИНДИКАТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Туребекова Бажан Отемаратовна

к.э.н., доцент кафедры «Экономика, учёт и аудит»

turebekova_bo@mail.ru.kz

Казахский университет технологии и бизнеса,

г. Нур-Султан, Республика Казахстан

Сапарбаева Сауле Саулебаевна

к.э.н., и.о. профессора кафедры «Учёт и анализ»

saparbayeva_ss@enu.kz

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева,

г. Нур-Султан, Республика Казахстан

Аннотация.   В статье рассмотрены значимость качества жизни населения в контексте устойчивого развития, рассмотрены результаты социальной политики Казахстана, дан анализ индикаторов ее социальной политики. В работе рассмотрены показатели уровня жизни населения, как характеристики результативности государства в социальной сфере, а также позиции Казахстана в международных рейтингах социальных индикаторов. Рассмотрено место социальной политики в системе государственных приоритетов.

Ключевые слова: социальная политика государства, устойчивое развитие, индекс социального прогресса

 

Обеспечение устойчивого развития страны является чрезвычайно актуальным, особенно в условиях преодоления современного глобального экономического кризиса. Оно предполагает решение разноплановых и противоречивых проблем экономического роста при условии сохранения качества жизни, с позиций социальной сферы. Вследствие этого развитие экономики и общества сегодня ставит новые задачи в области социальной политики. Изменяется роль человека в системе экономических факторов, причиной чего стал рост креативных составляющих в трудовом процессе. Ядром социально-экономической системы стал человек и его удовлетворенность в самореализации, одной из принципов устойчивого развития [1]. Следовательно, показатели уровня жизни населения и стабильности общества характеризуют успешность социальной политики государства.

Регулирование социальных вопросов для предотвращения разрыва между самыми бедными и самыми богатыми, за чертой которого могут начаться социальные потрясения, является важной мерой социальной политики государства в развитых странах [2]. По мнению академика А.К. Кошанова, общественное расслоение в Казахстане имеет высокий уровень, он в разы превышает чрезвычайные пределы [3] (рисунок 1).

Рисунок 1 Динамика индекса Джинни в Казахстане за 2013-2018 годы

Коэффициент Джини, характеризующий степень неравенства имеет нарастающую динамику за период 2013-2018 годы. Он устанавливает степень отклонения фактического распределения доходов по численно равным группам населения от линии их равномерного распределения (рисунок 1).

Население Казахстана, имеющее доходы ниже величины прожиточного минимума в 2018 году составило 4,3%, что выше уровня 2017 года на 1,7 пункта или на 65,4%. Вместе с тем, сохраняется значительная дифференциация доходов в городской и сельской местности. Так, в городской местности доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 2,5%, а в сельской местности - 6,7%. Уровень бедности в сельской местности в 2,68 раза выше, чем в городской местности (рисунок 2).

Рисунок 2 Динамика уровня бедности в Казахстане за 2013-2018 годы, %

 

Социальное расслоение населения Казахстана наглядно видно также по структуре банковских депозитов. Так, 50% всех депозитов приходится на 0,1% вкладов, при этом только 17% казахстанских семей имеют сбережения. Сырьевая направленность экономики при низких доходах населения и высоких темпах экономического роста приводит к «инфляции, девальвации тенге, росту тарифов на коммунальные услуги, низкому уровню заработной платы в отдельных отраслях и на отдельных предприятиях, неадекватному размеру пенсий и социальных пособий» [3].

Современная социальная политика должна реализовывать тесно связанные между собой функции защиты и развития. Причем защита должна распространяться на беднейшие категории населения. Механизмы защиты должны охватывать подавляющую часть населения и обеспечивать его базовую социально-экономическую безопасность. Так, на долю социальных расходов государства в США приходится более 20% ВВП, в западноевропейских странах – порядка 30% [4].

Не менее важное направление социальной политики государства, через которое осуществляется, прежде всего, функция развития, связано с его ролью в обеспечении производства социально значимых благ в отраслях нематериальной сферы. Продукт этих отраслей дает социальный выигрыш и для общества в целом, представляя собой инвестиции в человеческий фактор, аналогичные вложениям в материальную базу.

Количественное измерение социального вклада на всех уровнях, как компании, так и государства приобретает большую важность. Оценка эффективности социальной политики государства дается также на основе интегрального индекса. Так в международных сравнениях используется индекс социального прогресса, который является комбинированным показателем международного исследовательского проекта The Social Progress Imperative. Индекс оценивает достижения стран в социальной сфере отдельно от экономических индикаторов, что позволяет глубже изучить взаимосвязь между экономическим и социальным развитием. По результатам, опубликованным в январе 2020 года, лидером рейтинга 2019 является Норвегия. Казахстан находится на 69 месте в данном рейтинге среди 149 стран. Среди стран ЕАЭС Казахстан уступает только Кыргызстану (81 место). Россия опережает Казахстан на одну позицию. США, как и Норвегия, показывает сильные позиции в уровне социального развития [5].

Результаты оценки Казахстана по трем категориям показали, что наиболее сильные позиции у страны в категории «возможности развития человека» (87 место), более низкие оценки по категории «основы благополучия» (68 место) и самые низкие баллы по категории «основные потребности человека» (57 место).

Среди сильных сторон социальной сфера страны оказались такие как питание, базовая медицинская помощь, доступ к базовым знаниям, вода и санитария, обеспечение жильем и доступ к информации и коммуникациям. Среди слабых сторон в развитии социальной сферы оказались инклюзивность, доступ к высшему образованию, качество окружающей среды, личные права, здоровье и благополучие.

Необходимость усиления социальной направленности современных экономик требует разработки новых механизмов обеспечения базовой защищенности населения, способствующих росту конкурентоспособности и единению общества. Ответом на этот вызов стали возрастание роли государства как стратега, определяющего приоритеты и направления развития. Для этого необходимо пересмотреть как место социальной политики в системе государственных приоритетов, так и ее общую концепцию, следовательно, предлагаемые формы и методы реализации. Важнейшим направлением такой работы является развитие социальной ответственности бизнеса.

Согласно Концепции социального развития РК до 2030 года тремя социальными партнерами в обеспечении лучшего качества жизни являются государство, деловое сообщество и сами граждане. Общество должно развиваться в сторону такой модели, где бизнес берет на себя значимую роль по обеспечению населения социальными благами, население повышает гражданскую ответственность за собственное благополучие, а государство предоставляет минимальные социальные гарантии [6].

Развитие социального государства должно руководствоваться ценностями открытого общества, одним из направлений которого является развитие местных сообществ. В свете Концепции социального развития РК до 2030 г. это направление может реализовываться как взаимодействие трех партнеров: бизнеса, сообщества и государства. Бизнес, реализуя социальные проекты, вовлекает в них местные сообщества, граждане с целью собственного развития проявляют активную гражданскую позицию и продвигают свои интересы, а государство оказывает посильную поддержку в реализации этих проектов. В практике развитых стран социальная ответственность бизнеса считается обоюдовыгодной деятельностью. Однако в Казахстане необходим поиск путей вовлечения бизнеса к более активному участию в решении социальных проблем через развитие местных сообществ [7].

 

Список использованных источников

1. Соболева И.Социальная политика как фактор устойчивого развития//Проблемы теории и практики управления №3 2003http://ecsocman.hse.ru/text/16711003/.

2. Сансызбаева Г.Н.  и др. К вопросу о концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане// Вестник МИЭП. 2015. № 1 (18). С. 47–63.

3. Кошанов А.К. Индустриально-инновационные вызовы глобализации и факторы создания высокотехнологичной конкурентоспособной национальной экономики. Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2013. www.repository.enu.kz/handle/ 123456789/5355.

4. Соболева И.Социальная политика как фактор устойчивого развития//Проблемы теории и практики управления 2003. №3 http://ecsocman.hse.ru/text/16711003/.

5. Social Progress Index 2019, https://www.socialprogress.org/.

6. Кабатова К. Корпоративная социальная ответственность по казахстански: госорганы, бизнес и гражданский сектор как ключевые участники построения системного подхода к КСО. 2016 https://www.soros.kz/wp-content/uploads/2018/02/corporate_social_responsibility.pdf.

7. Концепция социального развития РК до 2030 года http://tengrinews.kz/zakon/site/index.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: