Тема: Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений

ОП.12 Эффективное поведение на рынке труда

 

ЦЕЛИ:

· познакомить учащихся с основными понятиями профессиональной этики и культуры деловых взаимоотношений.

· прививать интерес к изучаемому материалу.

· развивать творческое мышление

 

 

Каждый человек в своем поведении, действиях руководствуется определенными моральными, т.е. нравственными, нормами (правилами). Древнейшее золотое правило нравственности звучит так: не поступай по отношению к другому так, как ты не хотел бы, чтобы он поступил по отношению к тебе. Об этом же говорит и русская пословица: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».(Выявить точку зрения детей) Мораль — это особая форма общественного сознания и вид отношений между людьми в данном обществе. Мораль регулирует действия человека в обществе. (Конспектирование)

Нормы морали распространяются на все сферы жизни людей, в том числе и профессиональную.

Профессиональной этикойпринято называть:

· во-первых, специфические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельности людей;

· во-вторых, способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали.

·

Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

Общие признаки профессиональной этики работника: трудолюбие, профессиональная совесть, гордость, честь, обязательность, профессиональный долг.

 

Нормы профессиональной этики распространяются, как правило, на те виды профессиональной деятельности, объектом труда в которых является человек. Например, существует управленческо-административная, медицинская, педагогическая, правовая этика, профессиональная этика инженерно-технических работников, этика науки и искусства, предпринимательская этика.

Управленческо-административная этикатребует от работников ответственности и сознательности, деловитости и компетентности, добросовестности, честности, глубокой порядочности. Существуют, к сожалению, примеры несоблюдения профессиональной этики в управленческо-административной системе, к ним относятся бюрократизм-это имитация исполнительности, искусственное разделение работников на высших и низших, формализм и угодничество.

Заповеди медицинской этики(точка зрения детей) выражаются формулой «не навреди». В медицине должна быть исключена возможность злоупотребления властью над больными. Врач, должен направлять свою деятельность на сохранение телесного и духовного здоровья пациента, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных случаях и с собственной безопасностью. Медицинский работник должен принять ответственность за разумный риск в освоении новых методов лечения больных. Решения по таким вопросам, как границы сохранения врачебной тайны, эксперименты над больными, условия трансплантации жизненно важных органов и т.п., должны приниматься коллективно, вместе с больными, их близкими и коллегами, медицинской и культурной общественностью. Медицинская этика осуждает случаи нарушения равенства в медицинском обслуживании, негуманное использование профессиональных знаний и власти.

От представителей права(точка зрения детей)профессиональная этика требует верности духу и букве закона, неподкупности и принципиальности в отстаивании интересов государства, его организаций, групп и отдельных лиц, обеспечение в юридической практике равенства как каждого гражданина, так и государства перед законом. Требования правовой этики находят свое выражение в кодексах различных видов права, в правилах деятельности милиции, следствия, прокуратуры, судейских работников, сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Общий принцип этики сотрудников права — признание самоценности человека. Закон является лишь инструментом, помогающим эту самоценность охранять.

Профессиональная этика инженерно-технических работников (точка зрения детей)подразумевает гуманное отношение к природе, направленность на сохранение экологии, экономное и рациональное использование природных ресурсов, готовность к новому инженерно-техническому мышлению.

Профессиональная этика в сфере науки (точка зрения детей)требует высокой оценки науки в жизни общества, сохранения и развития культуры, готовности отстаивать истину, добиваться использования научных достижений на благо людей. Необходимое этическое качество ученого — способность правильно воспринимать критику, пересматривать ошибочные представления, сочетать добросовестность и личную ответственность исследователя. Неизменно в науке осуждаются карьеризм, корыстолюбие, плагиат (присвоение авторских прав).

От работников сферы искусства и средств массовой информации(точка зрения детей)(журналистов, писателей, художников, работников радио и телевидения и др.) профессиональная этика требует правдивого изображения действительности, преданности своему делу, терпимости и милосердия. Она нацелена против фальши, ханжества, приспособленчества, ремесленничества, зависти, тщеславия и прочих пороков.

Педагогическая этика(точка зрения детей)этика базируется на гуманистических, моральных принципах, осуждает антигуманистическую направленность процесса обучения и воспитания; регулирует поведение воспитателя, учителя в интересах ребенка, обеспечивает единство усилий педагогического коллектива, общественности и семьи.

Профессиональная этика работников сферы обслуживаниясвязана в первую очередь с культурой общения и призвана смягчать конфликты, пресекать мошенничество, нарушение правил торговли и обслуживания. Главное правило их профессиональной этики: «Клиент всегда прав».

Четкое соблюдение норм этики является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности, служит оздоровлению общественного сознания, а также способствует развитию общества и человека.

Общение человека многообразно. С ростом культуры, духовного уровня людей увеличивается потребность в общении.

Выделяют анонимное, служебное (функционально-ролевое), неформальное, интимно-семейное общение.

Анонимное общение — взаимодействие между незнакомыми людьми. Это любые временные связи, например между жителями одного города, пассажирами поезда, посетителями музея. Люди встречаются, общаются и расходятся, как правило, не познакомившись. Они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.

Служебное общение (функционально-ролевое) — постоянное контактирование людей, связанных общими интересами и делами (учитель — ученик, покупатель — продавец, врач — пациент, руководитель — подчиненный).

В наше время широкий размах приобретают различные виды неформального общения. Особенно это характерно для молодежных группировок, объединений по интересам (спортивных, музыкальных, туристических). Неформальное общение может происходить и между сослуживцами, если оно не касается служебных дел (культпоходы, туристические поездки).

Интимно-семейное общение — контакты между близкими людьми,
членами семьи.

Любое общение связано с этикетом.

Этикет (в пер. с фр. — ярлык, церемониал, форма обхождения) — это совокупность норм и правил, призванных регулировать взаимоотношения людей (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда).

Этикет — составная часть внешней культуры общества (культуры поведения). В него входят те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. В конечном счете, этикет выражает содержание основных принципов нравственности. (конспект).

Знание и соблюдение норм и правил этикета способствует гармоничному общению в любой деятельности, в том числе и в профессиональной. Культуру служебного общения принято называть служебным этикетом. Общественная дисциплина требует усвоения и выполнения правил этикета, которые распространяются и на взаимоотношения в коллективе.

Вот некоторые из них:

· Не забывайте здороваться. Вошедший, в помещение после других обязан (независимо от ранга) первым приветствовать присутствующих. А присутствующие отвечают не хором, как в классе, а только те, кто ближе сидит, кому удобно. Не обязательно при встрече большой группы знакомых каждому жать руку. Но уж если остановились и подали руку знакомому, который разговаривает с одним или двумя незнакомыми вам людьми, будьте добры —приветствуйте так же всех, называя себя как при первом знакомстве. Стало традицией, что первыми приветствуют начальника подчиненные, а вот руку для пожатия первым предлагает начальник. Женщину начальник приветствует первым, независимо от ее служебного положения. В то же время молодой девушке не зазорно поздороваться первой со своим начальником. Очень приятно, когда начальник первым приветствует ветерана труда, старшего по возрасту. Но случается и так, что руководитель не отвечает на приветствия подчиненных. Такое поведение неизбежно подрывает его авторитет. Поэтому, придя на работу, приветствуйте своих коллег, дайте им понять, что вы рады начать с ними трудовой день, что они могут рассчитывать на вашу помощь.

· Улыбайтесь людям. Известно, что от настроения зависят уровень производительности труда и характер взаимоотношений на производстве. А настроение, в свою очередь, зависит от обстоятельств повседневного бытия и способности управлять своим настроением. Улыбка и утреннее приветствие оказываются мощным стимулятором хорошего настроения. Но уже утро оно может быть испорчено — в дороге, в городском транспорте могут возникнуть поводы для раздражения, а значит, и падение настроения. Помните, чему вас учили в детстве: толкнул кто-то — извинись первым. Любая зарождающаяся ссора может быть погашена улыбкой. Поэтому, научитесь управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливыми и вежливыми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддержать хорошее настроение у себя, и у окружающих.

· На равных правах. Собрания, заседания, совещания — коллективные формы управления. Их эффективность достигается тогда, когда поставленные вопросы рассматриваются на равных условиях, независимо от должностного положения, возраста, стажа работы. Поэтому проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Научитесь терпеливо слушать других, не перебивать, не отвергать выдвинутые высказывания и предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим.

· Просьба и приказ. Желая убедить человека что-то сделать, постарайтесь прежде возбудить в нем желание это делать. Те, кому это удается, пользуются всеми благами мира. «Не загоняй теленка в сарай, пиная его ногами; лучше положи ему палец в рот, он будет его сосать, и сам охотно пойдет за тобой». Помните, что поручения лучше воспринимаются в форме просьбы, а не приказа.

· Понять и помочь. Обвиняя человека в чем-либо, вы только вызываете в нем внутренний протест. Вместо того чтобы обвинять людей, постарайтесь понять их и по возможности помочь. Дайте человеку возможность удовлетворить свое тщеславие. Пусть благодаря вам он почувствует себя значительным, нужным, интересным... Он будет всегда благодарен вам и сделает для вас очень много. Искренне цените и хвалите достоинства других людей. А эти достоинства есть даже у самого маленького человека.

· Критика и этика. Часто можно слышать: критику никто не любит. Да, критикой нельзя злоупотреблять, как нельзя и пренебрегать. Критика - могучее средство воздействия на людей, которым надо пользоваться умело и осторожно. Не злоупотребляйте критикой, не унижайте достоинства людей, не допускайте перерастания ее в ссору.

Подлежит безоговорочному осуждению. В служебных отношениях, как и во всех других формах взаимоотношений, важно развивать и поддерживать чувство собственного достоинства каждого человека, творческий подход к делу. Поэтому цените самостоятельных людей, избегайте навязчивых услуг подхалимов. Этим вы будете способствовать укреплению здорового психологического климата в коллективе.

Это далеко не полный перечень основных правил общения людей. Соблюдение норм этикета, служебного в том числе, — одно из важнейших условий успешной жизнедеятельности, как отдельного человека, так и всего коллектива.

Умение правильно общаться формируется, совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Недопустимо недооценивать его важность в жизни человека и влияние на успешность профессиональной деятельности, личных взаимоотношений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: