ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Волынщикова А. П.
Формирование читательской культуры младшего школьника – одна из важнейших задач, стоящих перед учителем литературного чтения. Понятие «читательская культура» многогранно, оно включает и наличие знаний обучающегося, характерных его возрасту, и уровень культурного обращения с книгой, и целостное восприятие прочитанного, эмоциональная оценка героям произведения.
Большое значение для формирования читательской культуры младшего школьника имеет внеклассная работа. Применение внеклассной работы в процессе обучения, в частности интеллектуальной игры – это мощный стимул и сильная мотивация для младшего школьника. Интеллектуальные игры – не просто одна из форм внеклассной деятельности, а способ организации познавательного материала – интереса к добыванию знаний. Данный вид игры обладает огромным эвристическим потенциалом. Она развивает теоретическое мышление, формирует социальную компетентность в освоении знаний, потребность в обучении в течение всей жизни.
|
|
В данной статье мы представим фрагмент интеллектуальной игры «Умники и Умницы» 4 класс, целью которой является: формирование читательской культуры младшего школьника на материале «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».
Задачи игры: формировать речевые и коммуникативные навыки; развивать память, сообразительность, находчивость, речевую активность; воспитывать любовь к чтению, интерес к художественной литературе.
Правила игры:
Игра состоит из отборочных этапов и трех агонов. В отборочных этапах определяются три агониста каждого этапа, которые будут состязаться за право выйти в финал игры. Все три агона включают три блока вопросов: «Кто я», «Лира – песня поэта», «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
За каждый правильный ответ агонисту вручается «орден умника». В случае если агонист затрудняется ответить, либо его ответ неверен, вопрос передаётся «теоретикам» (зрителям), также получающим «орден».
После отборочного тура аганисты прошедшие в агон состязаются за выбор дорожки. Задание носит творческий характер. По решению жюри будет определена последовательность выбора дорожки среди агонистов.
Красная дорожка – самый короткий путь к победе, так как участник игры должен ответить всего лишь на два вопроса, но он не имеет права на ошибку.
На жёлтой дорожке агониста ждут три вопроса, зато здесь допустима одна неточность в ответе.
Зелёная дорожка длиннее предыдущих – четыре вопроса. Тем не менее, у зелёной дорожки есть своё преимущество: здесь можно ошибиться дважды.
|
|
Агон заканчивается, как только один из участников пересечет свою дорожку. Вопросы задаются каждому агонисту поочерёдно. Состязание судит жюри.
Ход игры:
Учитель: Добрый день, уважаемые зрители, участники и уважаемое жюри! Я рада приветствовать всех присутствующих на игре «Умники и умницы!».
А нашу игру мы посвящаем жизни и творчеству великого русского поэта, писателя, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина.
Сегодня мы определим самого внимательного и умного ученика в области литературы, которая сегодня нам откроет страницу жизни и творчества А. С. Пушкина. Ведь игра так и называется – «Умники и умницы».
Для того чтобы определить финалистов нашей интеллектуальной игры, проведём отборочный тур.
Отборочный тур
1. Когда и где родился Александр Сергеевич Пушкин?
2. На какой улице в Москве стоит бронзовый памятник А. С. Пушкину? Кто является автором памятника великого писателя?
3. Кто из близких писателя заложил любовь к художественному слову у юного Пушкина?
4. Кто является первым слушателем и критиком ранних стихов поэта?
5. Во сколько лет и по чьему решению А. С. Пушкин отправляется в Царскосельский Лицей?
6. О ком так тепло отзывался Александр Сергеевич: «Она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно…»?
7. Как связан прадед Пушкина — африканца Абрама Петровича Ганнибала с Петром I?
8. Какой журнал основал Александр Сергеевич Пушкин?
9. По какому случаю император Александр Павлович находился в Царскосельском Лицеи 9 июня 1817 года?
10. За что просил прощения А.С.Пушкин у императора Николая I в предсмертных записках?
Учитель: Итак, давайте посчитаем количество орденов, заработанных каждым обучающимся. Тройка игроков определена, начинаем 1 агон.
Для определения последовательности выбора дорожки продолжите стихотворение (следующие 2 строчки):
«Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…..
(Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…)
1 Агон
Блок: «Кто я?»
Учитель: Для вас приготовлены отрывки из произведений, по которым вы должны определить, кто этот герой и из какой сказки.
1. С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить [1].
2. Царь сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят
И в глаза ему глядят [3].
3. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги [2].
4. Да на свете царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает—
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит [3].
5. Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей [1].
блок: «Лира – песня поэта»
Учитель: В. Г. Белинский так писал об Александре Сергеевиче: «Первый поэт-художник России». Сколько картин природы России, сколько историй жизней людей он описал в своих лирических произведениях. И так приступим:
1. Сколько сказочных героев в стихотворении «У Лукоморья дуб зеленый»?
2. В каком году было написано стихотворение «Зимнее утро» и кому оно было посвящено?
3. Как называет поэт свою няню в своих стихотворениях?
4. Какой зверь и днем и ночью вещает песни и сказки?
5. Где и когда было написано стихотворение «Зимний вечер»?
3 блок: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
|
|
Учитель: В сказках Пушкина золотая россыпь пословиц, поговорок и крылатых выражений. Многие отрывки из его произведений крылатыми фразами и постоянно употребляются нашей жизни.
1. Из какой сказки данные строки «Жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь» обрели пословичное значение и как ты их понимаешь?
2. Назови три пословицы, подходящие к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
3. Назови автора этих строк: «Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом».
4. Подберите пословицы и поговорки к «Сказке о золотом петушке»
5. «Что ты баба, белены объелась?» кто и по какому случаю произнес это выражение?
Учитель: Наша игра подошла к концу. А закончить нашу встречу хотелось бы словами Аполлона Григорьева: «А. Пушкин — наше всё»
Таким образом, формирование читательской культуры посредствам интеллектуальной игры расширяет знания младших школьников, повышает их познавательную деятельность, способствует проявлению активной позиции, воспроизводить в своем воображении прочитанный текст, понимать авторский замысел и определять свою позицию.